Программа и КТП кружка "Потомки Пифагора"
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
Рассмотрено методическим объединением учителей математики, физики и информатики Протокол № _______ Руководитель ШМО _______________ /_______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 5 _____________ / | УТВЕРЖДЕНО Приказ № _________ Директор МБОУ СОШ № 5 _____________ / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общеинтеллектуальное
Кружок «Потомки Пифагора»
Среднее общее образование, 5 класс, 34 часа
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель программы:
Ечкалова А. В.., учитель математики
г. Саяногорск 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Потомки Пифагора» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на уровень основного общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы: являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию обучающихся к изучению математики.
Практическая значимость программы: содержание программы предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Реализация программы рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее кол-во часов в год - 34 часа. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Возраст детей которым адресована программа 11- 12 лет.
Программа учитывает особенности обучения детей среднего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Программа предусматривает итоговые занятия по каждой теме в форме игр, викторин, конкурсов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей представлены на конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях.
- Цель и задачи программы
Целью программы является - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Задачи программы:
Обучающие:
• углубление и расширение знаний учащихся по математике;
• привитие интереса учащихся к предмету;
• активизировать познавательную деятельность;
• показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные:
• воспитание культуры личности;
• воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
• воспитание понимания значимости предмета для научно - технического прогресса;
• воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
• выработка умения детей целенаправленно овладеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие:
• развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
- Планируемые результаты реализации программы:
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в соответствии с требованиями ФГОС, конкретизированные по следующим уровням:
первый – основная функция – познавательная, умение актуализировать математические знания, определять границы своих знаний при решении задач практического содержания; умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
второй – основная функция – формирование личностного отношения и развития любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
третий – основная функция – деятельностная, определение образовательной цели, выбор пути ее достижения; рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность; выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта; оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия; контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым; формирование умения коллективного взаимодействия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях, создании портфолио.
- Содержание курса кружка внеурочной деятельности
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Содержание занятия | Формы организации | |
теоретические | практические | |||
I. Магия чисел (5 часов) | ||||
1 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать». Устный счёт, математический диктант. | 0,5 | 0,5 |
2 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | Выполнение заданий на развитие навыков и приемов счета. | 0,5 | 0,5 |
3 | Системы счисления народов мира. | Знакомство с греческой, египетской, римской и древнерусской системами счисления. | 0,5 | 0,5 |
4 | Конкурс «Кто быстрее» | Конкурс для двух команд, содержащий различные задания, направленные на развитие скорости мыслительной деятельности. | 1 | |
5 | Знаменитые математики | Представление презентации о великих математиках. Разгадывание кроссворда. | 0,5 | 0,5 |
II. Решение олимпиадных и конкурсных задач (4 часа) | ||||
6 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
7 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
8 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
9 | Готовимся к олимпиаде. | Решение олимпиадных задач | 1 | |
III. Логика (8 часов) | ||||
10 | Числовые мозаики | Знакомство с числовыми мозаиками, выполнение заданий на сообразительность. | 1 | |
11 | Задачи со спичками | Решение задач | 1 | |
12-13 | Решение задач с использованием кругов Эйлера | Определение понятия множества, основные действия с ними необходимые при решении задач. | 0, 5 | 1,5 |
14-15 | Загадки- смекалки. | Решение математических загадок, требующих логических рассуждений | 2 | |
16-17 | Обратные задачи. | Решение задач с использованием круговой схемы. | 2 | |
IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» (1 час) | ||||
18 | Конкурс «Потомки Пифагора» | Участие во Всероссийском математическом конкурсе | 1 | |
V. Элементы комбинаторики (5 часов) | ||||
19 | Знакомьтесь, комбинаторика! Комбинаторные задачи (исторические | Исторический экскурс. Решение задач. | 0,5 | 0,5 |
20-21 | Комбинации из нескольких элементов | Рассматриваются решения задач методом перебора вариантов путем простого перечисления, путем построения дерева возможных вариантов, путем применения комбинаторных правил сложения и умножения. | 2 | |
22-23 | Подсчет вариантов с помощью графов | Введение понятия и свойства графа. Решение задач с помощью графов. | 2 | |
VI. Наглядная геометрия (4 часа) | ||||
24 | Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки | Определение свойств фигур. Задачи с треугольниками, четырехугольникам. Решение геометрических головоломок. | 0,5 | 0,5 |
25 | Конструирование фигур | Практикум по конструированию фигур. | 1 | |
26-27 | Занимательная геометрия (решение занимательных задач) | Решение занимательных геометрических задач. | 2 | |
VII. Занимательная математика (6 часов) | ||||
28 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | Математические фокусы | 1 | |
29 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | Математические фокусы | 1 | |
30 | Математический КВН | Командный конкурс в форме КВН | 1 | |
31 | Математический КВН | Командный конкурс в форме КВН | 1 | |
32 | «Газета любознательных» Конкурс | Конкурс на лучшую математическую газету (по группам) | 1 | |
33 | «Газета любознательных» Конкурс | Конкурс на лучшую математическую газету (по группам) | 1 | |
VIII . Круглый стол (1 час) | ||||
34 | Итоговое занятие | В форме «круглого стола» | 1 | |
Итого (34 часа) |
- Список литературы
Используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
- .Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
- Белякова О. И. Занятия математического кружка.– Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике», 5-6 классы.М.: «Глобус» 2009.
- Н.Е. Кордина «Виват, математика!», 5 класс, Волгоград, 2010.
- О.С. Шейнина «Занятия школьного кружка», 5-6 классы, Москва, «ИздательствоНЦ Энас», 2007.
Рекомендуемая для детей и родителей:
1. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
2. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
3. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражне-ния для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
- Календарно - тематическое планирование кружка «Потомки Пифагора»
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
I. Магия чисел | 5 | |||||
1 | Как люди научились считать, из истории счета. Интересные приемы устного счёта. | 0,5 | 0,5 | |||
2 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 0,5 | 0,5 | |||
3 | Системы счисления народов мира. | 0,5 | 0,5 | |||
4 | Конкурс «Кто быстрее» | 1 | ||||
5 | Знаменитые математики | 0,5 | 0,5 | |||
II. Решение олимпиадных и конкурсных задач | 4 | |||||
6 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
7 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
8 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
9 | Готовимся к олимпиаде. | 1 | ||||
III. Логика | 8 | |||||
10 | Числовые мозаики | 1 | ||||
11 | Задачи со спичками | 1 | ||||
12-13 | Решение задач с использованием кругов Эйлера | 2 | ||||
14-15 | Загадки- смекалки. | 2 | ||||
16-17 | Обратные задачи. | 2 | ||||
IV. Участие в конкурсе «Потомки Пифагора» | 1 | |||||
18 | 1 | |||||
V. Элементы комбинаторики | 5 | |||||
19 | Комбинаторные задачи (исторические | 1 | ||||
20-21 | Комбинации из нескольких элементов | 2 | ||||
22-23 | Подсчет вариантов с помощью графов | 2 | ||||
VI. Наглядная геометрия | 4 | |||||
24 | Треугольники, четырехугольники. Геометрические головоломки | 0,5 | 0,5 | |||
25 | Конструирование фигур | 0,5 | 0,5 | |||
26-27 | Занимательная геометрия (решение занимательных задач) | 2 | ||||
VII. Занимательная математика | 6 | |||||
28 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | ||||
29 | Игра «У кого какая цифра?» Математические фокусы | 1 | ||||
30 | Математический КВН | 1 | ||||
31 | Математический КВН | 1 | ||||
32 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | ||||
33 | «Газета любознательных» Конкурс | 1 | ||||
VIII . Круглый стол | 1 | |||||
34 | Итоговое занятие | 1 | ||||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа математического кружка "Юный Пифагор"
Программа математического кружка способствует развитию логики, мышления, учит рассуждать, анализировать, делать выводы и решать задачи....

Презентация проекта "Теорема Пифагора вне школьной программы"
Презентация проекта "Теорема Пифагора вне школьной программы"...

8 класс - Пифагор теоремасы. Грек галиме-Пифагор
Дәрес планы.1.Оештыру моменты.2.Актуальләштерү.3.Дәрес темасын һәм максатын әйтү.4. Яңа дәрес материалын аңлату.5. Яңа дәрес материалын ныгыту.6. Физкультминут.7.Язма эш.8. Дәресне йомгаклау.9. Өй эше...

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

Рабочая программа модуля "Теорема Пифагора"
Программа модуля предназначена для коррекции знаний учащихся 8-9 классов, и рассчитана на 10 часов Данный курс направлен на повышение уровня математической подготовки через решение...

Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"
Программа летнего профильного лагеря "Юный Пифагор"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный Пифагор»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный Пифагор» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ министерст...