Задачи о животном мире Алданского района к учебнику математики 5 класса
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Во все времена математика является одной из самых сложных для освоения наук. Немало школьников считали и считают скучной и сухой наукой. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета. Заинтересованный ученик не только внимательно воспринимает учебную информацию, но и самостоятельно выполняет учебные упражнения, решает проблемные задачи. Средством для развития познавательного интереса к предмету являются задания, которые содержат элементы историзма, стихотворные формы заданий, задания с использованием сведений из других предметов (например, из биологии, географии и т.п.). В предлагаемой работе предпринята попытка составить задачи, которые отличались бы от обычных, рутинных и несли в себе дополнительную информацию, которая располагала бы к самостоятельной работе, желанию самим придумывать задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи о животном мире Алданского района к учебнику математики 5 класса | 507.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи о животном мире Алданского района к учебнику математики 5 класса
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..3
Основная часть
- Выявление отношения учащихся к текстовым задачам по математике
- Опрос………………………………………………………………………………….….5
- Анкетирование…………………………………………………………………..6-8
- Анализ учебника математики 5 класс…………………………….......9
- Составление задач…………………………………………………………………………10-12
Вывод………………………………………………………………………………………………….13
Используемая литература………………………………………………………………….14
Приложение………………………………………………………………………………….15-23
Введение
Во все времена математика является одной из самых сложных для освоения наук. Немало школьников считали и считают скучной и сухой наукой. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета. Заинтересованный ученик не только внимательно воспринимает учебную информацию, но и самостоятельно выполняет учебные упражнения, решает проблемные задачи. Средством для развития познавательного интереса к предмету являются задания, которые содержат элементы историзма, стихотворные формы заданий, задания с использованием сведений из других предметов (например, из биологии, географии и т.п.). В предлагаемой работе предпринята попытка составить задачи, которые отличались бы от обычных, рутинных и несли в себе дополнительную информацию, которая располагала бы к самостоятельной работе, желанию самим придумывать задания.
Актуальность выбранной темы: школьник получает свою задачу в готовом виде в основном из учебника, в котором, на мой взгляд, не так много заданий, которые привлекали бы ученика, заслуживали бы его усилий. Школьные учебники содержат текстовые задачи, в которых идет речь в основном о «большой» Родине. В нашем учебнике математики не встречаются задания со сведениями о Якутии, тем более не найдешь ни одной задачи про наш Алданский район.
Гипотеза: в учебнике математики 5 класса (автор Г.К.Муравин) недостаточно задач, которые вызывали бы интерес учащихся. Если текст задач будет отличаться от обычных, рутинных и нести в себе дополнительную информацию, то это будет располагать к самостоятельной работе, желанию самим придумывать и решать задачи. А также школьники узнают больше о своей «малой» Родине.
Объект исследования: содержание учебника математики 5 класс (авторы Г.К.Муравин., О.В.Муравина), Красная книга РС (Я).
Предметом исследования послужили текстовые задачи этого учебника и животные, обитающие на территории Алданского района.
Цель исследования: создать сборник задач по математике, который содержит цифровую информацию о животном мире Алданского района для учащихся 5 класса.
Задачи:
- Выявить задания, которые вызывают наибольший интерес у школьников.
- Проанализировать содержание учебника математики 5 класс (авторы Г.К.Муравин., О.В.Муравина).
- Собрать материал о животном мире, содержащий информацию в цифрах.
- Составить сборник задач о животных.
- Выявление отношения учащихся к текстовым задачам по математике
- Опрос
Если спросить учеников, что им нравится – решать уравнения, примеры или задачи, - то выбравших задачи будет немного даже среди интересующихся математикой. А ведь нам приходится сталкиваться с задачами не только в процессе обучения математики, но и другим предметам. Мы попробовали разобраться в причинах, ведь умение решать задачи – показатель математического развития учащихся.
Среди обучающихся 5 – 7 классов был проведен опрос, что им нравится решать: уравнения, примеры или задачи. Из 39 опрошенных учеников: 12 – любят решать уравнения, 18 – примеры, 7 – задачи, 2 человека ответили, что им ничего не нравится решать.
Вывод: выбравших задачи оказалось только 7 человек, т.е. решение задач вызывает меньший интерес у детей.
- Анкетирование
Было проведено анкетирование среди учащихся 5-7 классов, всего участвовало 39 человек.
Вопросы анкетирования:
- Интересны ли вам задачи, напечатанные в учебнике:
12 человек ответили – да (31%)
5 человека ответили – не очень (13%)
22 ответили – нет (56%)
Вывод: большинство опрошенных считают задачи, напечатанные в учебнике не интересными.
- Задачи какого содержания интересно решать:
- задачи о технике (танках, самолетах, автомобилях и т.д.) – 4 человека (10%)
- задачи исторического содержания – 11 человек (28%)
- задачи о животных – 21 человек (54%)
- задачи по сказкам – 3 человека (8%)
По результатам исследования можно сделать вывод: 21 человек опрошенных учащихся больше всего любят решать задачи о животных, что составляет 54% от общего числа опрошенных.
- Назовите животных, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), обитающих на территории Алданского района?
- Назвали несколько животных – 8 человек (21%)
- Не назвали совсем – 31 (79%)
Вывод: большинство учащихся не знают редких животных, обитающих на территории Алданского района.
- Анализ заданий учебника математики 5 класса
Так как большинство учащихся с удовольствием решают задачи о животных, я решил проанализировать задания учебника математики 5 класса и выяснил следующее: в учебнике 1005 заданий, из них всего 16 задач про животных. Кроме этого некоторые задачи о животном мире служат только для отработки определенного правила и не несут в себе никакую полезную информацию, не развивают кругозор.
Например, задача №359: Трое рыбаков поймали 64 окуня и стали варить уху. Когда один рыбак дал 6 окуней, другой -8, а третий – 5, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?
По результатам исследования можно сделать вывод, что в учебнике математики очень мало задач про животных.
- Составление задач
Обучающимся 5 -7 классов было предложено составить задачи по памяти, без использования цифровой информации о животном мире.
Составили задачи:
- легко – 8 человек (21%)
- затруднялись – 21 человек (54%)
- составили задачи с неправдоподобными умозаключениями – 3 человека (8%)
- совсем не составили – 7 человек (18%)
В ходе исследования выяснилось, что составлять задачи, не используя справочный материал довольно затруднительно. Только 8 человек из 39 справились с этим заданием легко.
Затем я предложил ребятам составить задачи, используя собранный материал про речную выдру.
- Речная выдра
Величина
Длина тела: 55 -95 см
Длина хвоста: 26 – 55см
Высота в холке: 30 см
Масса: 6 – 10 кг
Количество детенышей: обычно 2-4
Образ жизни:
Привычки: животное-одиночка.
Пища: в основном рыба
Звуки: урчание, сопение
Продолжительность жизни: 9-10 лет
Знаешь ли ты, что…
- Шерсть выдры покрыта жировым слоем, не позволяющим ей намокнуть.
- Новорожденная выдра весит 60г, ее длина 12 см.
- Выдра способна, задержав дыхание, проплыть под водой 400 м со скоростью, временами достигающей 11-14 км/ч.
- Взрослая выдра должна съедать в день объем пищи, равный 20% массы своего тела – или, приблизительно, 2,5 кг.
- В распоряжении самца выдра должен быть отрезок реки не менее 16 км.
Проведенное анкетирование показало, что составлять задачи, используя собранный мною справочный материал, стало гораздо интереснее и проще. 31 человек легко справились с этой задачей. Наиболее интересные из них я включил в свой задачник.
Для того чтобы составить задачник, я изучил Красную книгу Якутии, а именно, животный мир Алданского района:
Млекопитающие: обыкновенная кутора, бурый ушан, речная выдра.
Птицы: большой подорлик, беркут, вальдшнеп, воробьиный сыч, желтобровая овсянка, зимородок обыкновенный, клоктун, крапивник, краснозобый дрозд, мохноногий курганник, орлан-белохвост, оляпка, оливковый дрозд, пастушок, пестрый дрозд, серая цапля, скопа, сапсан, серый журавль, сойка, садовая камышевка, синий соловей, соловей-свистун, сибирский дрозд, серый снегирь, таежный гуменник, таежная мухоловка, филин, хохлатый осоед, черный аист, черный журавль.
Рыбы: арктический голец.
Пресмыкающиеся: живородящая ящерица, обыкновенная гадюка.
Земноводные: сибирский углозуб, остромордая лягушка.
Насекомые: красотел-исследователь, жужелица решетчатая, Аполлон обыкновенный, малый ночной павлиний глаз, рыжий ночной павлиний глаз.
В моем задачнике 30 задач разного уровня сложности о некоторых из этих животных.
Вывод:
В ходе данного исследования было выявлено, что наибольший интерес у учащихся вызывают задачи, которые содержали бы информацию о животных. Из 39 учеников 21 любят решать такого рода задачи, что составляет 54% от общего числа опрошенных.
Проанализировав учебник математики для 5 класса, мы выявили, что таких заданий всего 16. В основном учебник заполнен заданиями, которые годны только для того, чтобы «набить руку» в применении одного изолированного правила, и не несут в себе полезной информации. После того, как эти задачи сослужили службу, их можно забыть. Выбор материала должен быть подчинен основной цели – возбуждать работу мысли. Нами была предпринята попытка составить не просто сборник текстовых задач, а сборник таких задач, которые бы будили мысль учащихся, несли в себе полезную информацию о крае, в котором они живут, мотивировали детей к самостоятельной работе, вызывали у них желание самим придумывать задачи по интересующей тематике.
Используемая литература:
- Красная книга Республики Саха (Якутия).
- Многотомная энциклопедия для детей, том «Птицы и звери».
- Учебник математики 5 класса (Г.К.Муравин)
Приложение
Речная выдра
Величина
Длина тела: 55 -95 см
Длина хвоста: 26 – 55см
Высота в холке: 30 см
Масса: 6 – 10 кг
Количество детенышей: обычно 2-4
Образ жизни:
Привычки: животное-одиночка.
Пища: в основном рыба
Звуки: урчание, сопение
Продолжительность жизни: 9-10 лет
Знаешь ли ты, что…
- Шерсть выдры покрыта жировым слоем, не позволяющим ей намокнуть.
- Новорожденная выдра весит 60г, ее длина 12 см.
- Выдра способна, задержав дыхание, проплыть под водой 400 м со скоростью, временами достигающей 11-14 км/ч.
- Взрослая выдра должна съедать в день объем пищи, равный 20% массы своего тела – или, приблизительно, 2,5 кг.
- В распоряжении самца выдра должен быть отрезок реки не менее 16 км.
Задачи:
- Выдра имеет длину тела 90 см, длина хвоста 50 см. Во сколько раз длина хвоста меньше длины тела выдры? (в 1,8 раз меньше)
- Бобр полуводное млекопитающее, самый крупный грызун в нашей стране, массой до 30 кг. Какова средняя масса речной выдры, если она в 3, 75 раза легче бобра. (8 кг)
- Взрослая выдра должна съедать в день объем пищи, равный 20% массы своего тела. Сколько съест за день выдра, если ее масса 8 кг? (1,6 кг)
Сапсан
Величина
Длина: 40-50 см
Размах крыльев: 92 – 110 см.
Масса: самец 600 – 750 г, самка 900 – 1300г
Размножение:
Величина кладки: 2 -4 яйца
Высиживание: 30-35 дней
Вскармливание птенцов: 35 -42 дня
Образ жизни: держаться парами
Пища: в основном другие птицы
Продолжительность жизни: до 20 лет
Знаете ли вы, что…
- Самец сапсана почти на 1/3 меньше самки.
- У него большие глаза и острое зрение. Свою жертву он распознает даже с высоты 300 метров.
- Сапсан съедает в день около 100 г корма.
- Охотничья территория сапсана колеблется от 40 до 200 квадратных километров.
Задачи:
- Сокол сапсан самая быстрая в мире птица по скорости пикирующего полета. Его скорость в пикирующем полете достигает 5,4 км/ч. Выразить скорость пикирования сапсана в м/c (90 м/с)
- Расстояние от г.Томмот до г. Нерюнгри 320 км. Сокол – сапсан может преодолеть это расстояние за 5 часов. Какова скорость полета сапсана? (64 км/ч)
- Масса самки сокола - сапсана 600 г, а масса самца 900г. Во сколько раз самец тяжелее самки? (в 1.5 раз)
Беркут
Величина
Длина: 80 -95 см
Размах крыльев: 200 -220 см.
Масса: 3 -6,5 кг
Размножение:
Кладки: одна в год
Высиживание: 43 -45 дней
Вскармливание птенцов: 65-70 дней
Образ жизни: держаться поодиночке или парами
Пища: мелкие млекопитающие и птицы, пойманные живьем, но в большинстве случаев падаль
Продолжительность жизни: 15 - 20 лет
Знаете ли вы, что…
- Гнездо беркута может достигать высоты 3,5 м
- На воле беркуты живут от 15 до 20 лет. Птицы, содержащиеся в неволе, живут обычно от40 до 45 лет.
- Беркут способен развить скорость полета до 150 километров в час.
Задачи
- Маленькие беркуты сидят в гнезде до вылета 9 недель. Малышам уже 5 недель. Через сколько недель они покинут гнездо?
- Масса беркута 4 кг 500 г, а масса сапсана 700г. На сколько масса беркута меньше сапсана (на 3 кг 800г)
- В полной кладке у беркута 2 яйца, а в кладке у алтайского улара 9. На сколько больше яиц в кладке у улара, чем у беркута? (на 7)
Налим
Основные данные
Икромет на мелководье около 2 м, икринки маленькие, у молодой налимихи их созревает 30 -40 тысяч штук, у зрелой – несколько сот тысяч. В год налимчики весят от 30 до 50 граммов, в два – 130 – 150, к трем годам вырастают до 30 – 40 см и утяжеляются до 300 -400 г, а в четыре: 500 – 700г, 38 -44 см. в 10 лет 2,5 кг, длина 75 см.
Задачи:
- Растет налим довольно медленно. В 12 -16 лет он достигает длины (в среднем) 60 см и это ½ максимальной длины, которую он достигает, и массы2,4 кг и это 10% максимальной массы. Какова максимальная масса и длина налима?
- В налиме содержится до 24% жира, однако в основном он накапливается в печени, мясо же постное; всего в нем жира в 48 раз меньше, чем в печени. Сколько процентов жира в налиме?
- В печени налима содержится большое количество витаминов и нужных для жизни микроэлементов. Поэтому не зря налимья печень почитается деликатесом. Жаль, что по весу она составляет только 9% общей массы этой рыбы. Какова масса печени, если масса рыбы 2 кг?
Щука
Самка откладывает от 30 до 150, в среднем 50 тысяч икринок – все зависит от ее возраста и размеров. Растет щука как на дрожжах: к концу первого года в ней уже 30 см, к 3-4 году – до 50 см и веса в ней до 1 кг. Самцы становятся совершеннолетними на 3-4 году, еще через год созревают и самки. При длине 57 – 60см щука может весить от 1 до 3 кг; 78-81 см – от 2,5 до 6 кг.
Большой разброс у восьмилетних щук – длина 57 до 120 см, а вес – 1,7-9 кг. Долгожителей у щук мало. Смертность особей даже в среднем, наиболее крепком возрасте велика: до 24-25% . Из 1000 годовиков до двенадцатилетия – с длиной тела немного за метр – доживают всего 43 хищника, а это 4,3%.
Задачи:
- Рекордный размер щуки – 1,5 метров в длину, а вес – 35 кг. Щуки способны захватывать крупных рыб. Максимальная длина жертвы может достигать 75%, а масса – 505 от длины и массы щуки. Найти максимальную длину и массу жертвы.
- Икра щуки крупная, диаметром около 3 мм и это составляет 6/7 от диаметра икринки окуня и в 3 раза больше, чем у ерша. Каков диаметр икринок у окуня и ерша?
- Среднестатистическая щука живет немного. Смертность особей велика. Из 1000 щук до двенадцатилетия доживают всего 43 хищницы. Сколько это процентов?
Гольян
Основные данные:
Длина тела 8 – 10 см, изредка до 16 см
Род гольянов объединяет всего 14 видов, в том числе 8 значится в фауне РФ, и 7 из них в РС (Я).
Живут гольяны многотысячными стаями. С 1 га водяного зеркала его берут до 15 – 20 кг.
Задачи:
- Живут гольяны большими – иной раз многотысячными! – стаями. Шустрая рыбка в 8 – 10 см в длину т в ¼ этого в высоту. Найти высоту гольяна.
- Род гольянов объединяет всего 14 видов, 4/7 всех видов содержится фауне РФ. Сколько видов в фауне РФ?
- Гольянов морозят, сушат. Для собак, на приманку в охотничьи самоловы, на зверофермы. Годятся они и в пищу людям, особенно поздней осенью и весной, когда упитан. Его берут мелкосетчатыми неводами. С 1 гектара можно собрать до !/4 центнера гольянов. Сколько это килограмм?
Чебак (сорога)
Ловятся чебаки размером от 16 до 30, чаще всего 20 сантиметров при 150 – 200 грамма. Весящих 350 – 400 граммов теперь совсем мало.
Чебак рыбка рано и быстросозревающая, с короткой жизнью. Нерестятся в начале весеннего ледохода. К осени тельце малька 3-4 см, ко второй весне – около 10, к третьей – 13-14, и он уже готов к размножению. В 8-10 лет чебак стар и даже в большом улове таких мало: у этой рыбы много врагов.
Задачи:
- Длина сороги на 22 сантиметра меньше линка. Найти длину сороги, если длина линка 36 см.
- Весит сорога чаще в 7,5 раз меньше, чем щука. Какова масса сороги, если средняя масса щуки 1,5 кг?
- У рыбаков сорога не в чести, они считают ее сорной рыбой, постной и костлявой. Кое-кто брезгует из-за паразитического рачка, которым заражены многие особи. Брезгливость неоправданная: сей паразит для человека безвреден. Зато молодь сороги гибнет именно из-за него. Сколько процентов молодежи доживет до «совершеннолетия», если из 2248 осталось 292 рыбки. Ответ округлить до целых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)
С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...
План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)
В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...
Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"
В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...
На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.
Методическая тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на фо...
Доклад учителя математики МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) Ведерниковой Раисы Аркадьевны «Личностно ориентированное обучение математике".
В законе Российской Федерации "Об образовании"провозглашается адаптивность системы образования , предназначение которой - обеспечить каждому ученику достижение оптимального уровня интеле...
Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....
Интерактивный плакат для начальной школы "Животный мир Алданского района"
https://edu.glogster.com/glog/blank-horizontal-glog/3afu8dn0cwuhttps://edu.glogster.com/glog/animals-facts-second-part/35dxe7c4ocghttps://edu.glogster.com/glog/animal-facts-4th/2v73vai6f6ehttps://edu....