Задачи о животном мире Алданского района к учебнику математики 5 класса
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

     Во все времена математика является одной из самых сложных для освоения наук. Немало школьников считали и считают скучной и сухой наукой. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета. Заинтересованный ученик не только внимательно воспринимает учебную информацию, но и самостоятельно выполняет учебные упражнения, решает проблемные задачи. Средством для развития познавательного интереса к предмету являются задания, которые содержат элементы историзма, стихотворные формы заданий, задания с использованием сведений из других предметов (например, из биологии, географии и т.п.). В предлагаемой работе предпринята попытка составить задачи, которые отличались бы от обычных, рутинных и несли в себе дополнительную информацию, которая располагала бы к самостоятельной работе, желанию самим придумывать задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи о животном мире Алданского района к учебнику математики 5 класса

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3

Основная часть

  1. Выявление отношения учащихся к текстовым задачам по математике
  1. Опрос………………………………………………………………………………….….5
  2. Анкетирование…………………………………………………………………..6-8
  3. Анализ учебника математики 5 класс…………………………….......9
  1. Составление задач…………………………………………………………………………10-12

Вывод………………………………………………………………………………………………….13

Используемая литература………………………………………………………………….14

       Приложение………………………………………………………………………………….15-23

Введение

     Во все времена математика является одной из самых сложных для освоения наук. Немало школьников считали и считают скучной и сухой наукой. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета. Заинтересованный ученик не только внимательно воспринимает учебную информацию, но и самостоятельно выполняет учебные упражнения, решает проблемные задачи. Средством для развития познавательного интереса к предмету являются задания, которые содержат элементы историзма, стихотворные формы заданий, задания с использованием сведений из других предметов (например, из биологии, географии и т.п.). В предлагаемой работе предпринята попытка составить задачи, которые отличались бы от обычных, рутинных и несли в себе дополнительную информацию, которая располагала бы к самостоятельной работе, желанию самим придумывать задания.

     Актуальность выбранной темы: школьник получает свою задачу в готовом виде в основном из учебника, в котором, на мой взгляд, не так много заданий, которые привлекали бы ученика, заслуживали бы его усилий. Школьные учебники содержат текстовые задачи, в которых идет речь в основном о «большой» Родине. В нашем учебнике математики не встречаются задания со сведениями о Якутии, тем более не найдешь ни одной задачи про наш Алданский район.

     Гипотеза: в учебнике математики 5 класса (автор Г.К.Муравин) недостаточно задач, которые вызывали бы интерес учащихся. Если текст задач будет отличаться от обычных, рутинных и нести в себе дополнительную информацию, то это будет располагать к самостоятельной работе, желанию самим придумывать и решать задачи. А также школьники узнают больше о своей «малой» Родине.

     Объект исследования: содержание учебника математики 5 класс (авторы Г.К.Муравин., О.В.Муравина), Красная книга РС (Я).

     Предметом исследования послужили текстовые задачи этого учебника и животные, обитающие на территории  Алданского района.

     Цель исследования: создать сборник задач по математике, который содержит цифровую информацию о животном мире Алданского района для учащихся 5 класса.

     Задачи:

  1.  Выявить задания, которые вызывают наибольший интерес у школьников.
  2. Проанализировать содержание учебника математики 5 класс (авторы Г.К.Муравин., О.В.Муравина).
  3. Собрать материал о животном мире, содержащий информацию в цифрах.
  4. Составить сборник задач о животных.

  1. Выявление отношения учащихся к текстовым задачам по математике

  1. Опрос

     Если спросить учеников, что им нравится – решать уравнения, примеры или задачи, - то выбравших задачи будет немного даже среди интересующихся математикой. А ведь нам приходится сталкиваться с задачами не только в процессе обучения математики, но и другим предметам. Мы попробовали разобраться в причинах, ведь умение решать задачи – показатель математического развития учащихся.

     Среди обучающихся 5 – 7 классов был проведен опрос, что им нравится решать: уравнения, примеры или задачи. Из 39 опрошенных учеников: 12 – любят решать уравнения, 18 – примеры, 7 – задачи, 2 человека ответили, что им  ничего не нравится решать.

     Вывод: выбравших задачи оказалось только 7 человек, т.е. решение задач вызывает меньший интерес у детей.

  1. Анкетирование

     Было проведено анкетирование среди учащихся 5-7 классов, всего участвовало 39 человек.

     Вопросы анкетирования:

  1. Интересны ли вам задачи, напечатанные в учебнике:

12 человек ответили – да (31%)

5 человека ответили – не очень (13%)

22 ответили – нет (56%)

Вывод: большинство опрошенных считают задачи, напечатанные в учебнике не интересными.

  1. Задачи какого содержания интересно решать:

  • задачи о технике (танках, самолетах, автомобилях и т.д.) – 4 человека (10%)
  • задачи исторического содержания – 11 человек (28%)
  • задачи о животных – 21 человек (54%)
  • задачи по сказкам – 3 человека (8%)

 

  По результатам исследования можно сделать вывод: 21 человек опрошенных учащихся больше всего любят решать задачи о животных, что составляет 54% от общего числа опрошенных.

  1. Назовите животных, занесенных в Красную книгу Республики Саха (Якутия), обитающих на территории Алданского района?

  • Назвали несколько животных – 8 человек (21%)
  • Не назвали совсем – 31 (79%)

Вывод: большинство учащихся не знают редких животных, обитающих на территории Алданского района.

  1. Анализ заданий учебника математики 5 класса

     Так как большинство учащихся с удовольствием решают задачи о животных, я решил проанализировать задания учебника математики 5 класса и выяснил следующее: в учебнике 1005 заданий, из них всего 16 задач про животных. Кроме этого некоторые задачи о животном мире служат только для отработки определенного правила и не несут в себе никакую полезную информацию, не развивают кругозор.

     Например, задача №359: Трое рыбаков поймали 64 окуня и стали варить уху. Когда один рыбак дал 6 окуней, другой -8, а третий – 5, то окуней у них осталось поровну. Сколько окуней поймал каждый рыбак?

     По результатам исследования можно сделать вывод, что в учебнике математики очень мало задач про животных.

  1. Составление задач

   Обучающимся 5 -7 классов было предложено составить задачи по памяти, без использования цифровой информации о животном мире.

     Составили задачи:

  • легко – 8 человек (21%)
  • затруднялись – 21 человек (54%)
  • составили задачи с неправдоподобными умозаключениями – 3 человека (8%)
  • совсем не составили – 7 человек (18%)

     В ходе исследования выяснилось, что составлять задачи, не используя справочный материал довольно затруднительно. Только 8 человек из 39 справились с этим заданием легко.

     Затем я предложил ребятам составить задачи, используя собранный материал про речную выдру.

  1. Речная выдра 

https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/images/vudra-rechnaya.jpg

Величина

Длина тела: 55 -95 см

Длина хвоста: 26 – 55см

Высота в холке: 30 см

Масса: 6 – 10 кг

Количество детенышей: обычно 2-4

Образ жизни:

Привычки: животное-одиночка.

Пища: в основном рыба

Звуки: урчание, сопение

Продолжительность жизни: 9-10 лет

Знаешь ли ты, что…

  • Шерсть выдры покрыта жировым слоем, не позволяющим ей намокнуть.
  • Новорожденная выдра весит 60г, ее длина 12 см.
  • Выдра способна, задержав дыхание, проплыть под водой 400 м со скоростью, временами достигающей 11-14 км/ч.
  • Взрослая выдра должна съедать в день объем пищи, равный 20% массы своего тела – или, приблизительно, 2,5 кг.
  • В распоряжении самца выдра должен быть отрезок реки не менее 16 км.

     Проведенное анкетирование показало, что составлять задачи, используя собранный мною справочный материал, стало гораздо интереснее и проще. 31 человек легко справились с этой задачей. Наиболее интересные из них я включил в свой задачник.

     Для того чтобы составить задачник, я изучил Красную книгу Якутии, а именно, животный мир Алданского района:

Млекопитающие: обыкновенная кутора, бурый ушан, речная выдра.

Птицы: большой подорлик, беркут, вальдшнеп, воробьиный сыч, желтобровая овсянка, зимородок обыкновенный, клоктун, крапивник, краснозобый дрозд, мохноногий курганник, орлан-белохвост, оляпка, оливковый дрозд, пастушок, пестрый дрозд, серая цапля, скопа, сапсан, серый журавль, сойка, садовая камышевка, синий соловей, соловей-свистун, сибирский дрозд, серый снегирь, таежный гуменник, таежная мухоловка, филин, хохлатый осоед, черный аист, черный журавль.

Рыбы: арктический голец.

Пресмыкающиеся: живородящая ящерица, обыкновенная гадюка.

Земноводные: сибирский углозуб, остромордая лягушка.

Насекомые: красотел-исследователь, жужелица решетчатая, Аполлон обыкновенный, малый ночной павлиний глаз, рыжий ночной павлиний глаз.

      В моем задачнике 30 задач разного уровня сложности о некоторых из этих животных.

Вывод:

     В ходе данного исследования было выявлено, что наибольший интерес у учащихся вызывают задачи, которые содержали бы информацию о животных. Из 39 учеников 21 любят решать такого рода задачи, что составляет 54% от общего числа опрошенных.

     Проанализировав учебник математики для 5 класса, мы выявили, что таких заданий всего 16. В основном учебник заполнен заданиями, которые годны только для того, чтобы «набить руку» в применении одного изолированного правила, и не несут в себе полезной информации. После того, как эти задачи сослужили службу, их можно забыть. Выбор материала должен быть подчинен основной цели – возбуждать работу мысли. Нами была предпринята попытка составить не просто сборник текстовых задач, а сборник таких задач, которые бы будили мысль учащихся, несли в себе полезную информацию о крае, в котором они живут, мотивировали детей к самостоятельной работе, вызывали у них желание самим придумывать задачи по интересующей тематике.

Используемая литература:

  1. Красная книга Республики Саха (Якутия).
  2. Многотомная энциклопедия для детей, том «Птицы и звери».
  3. Учебник математики 5 класса (Г.К.Муравин)

Приложение

Речная выдра

https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/images/vudra-rechnaya.jpg

Величина

Длина тела: 55 -95 см

Длина хвоста: 26 – 55см

Высота в холке: 30 см

Масса: 6 – 10 кг

Количество детенышей: обычно 2-4

Образ жизни:

Привычки: животное-одиночка.

Пища: в основном рыба

Звуки: урчание, сопение

Продолжительность жизни: 9-10 лет

Знаешь ли ты, что…

  • Шерсть выдры покрыта жировым слоем, не позволяющим ей намокнуть.
  • Новорожденная выдра весит 60г, ее длина 12 см.
  • Выдра способна, задержав дыхание, проплыть под водой 400 м со скоростью, временами достигающей 11-14 км/ч.
  • Взрослая выдра должна съедать в день объем пищи, равный 20% массы своего тела – или, приблизительно, 2,5 кг.
  • В распоряжении самца выдра должен быть отрезок реки не менее 16 км.

Задачи: 

  1. Выдра имеет длину тела 90 см, длина хвоста 50 см. Во сколько  раз длина хвоста меньше длины тела выдры? (в 1,8 раз меньше)
  2. Бобр полуводное млекопитающее, самый крупный грызун в нашей стране, массой до 30 кг. Какова средняя масса речной выдры, если она в 3, 75 раза легче бобра. (8 кг)
  3. Взрослая выдра должна съедать в день объем пищи, равный 20% массы своего тела. Сколько съест за день выдра, если ее масса 8 кг? (1,6 кг)

Сапсан

http://www.bayanay.info/uploads/posts/thumbs/1482208052_sapsan.jpg

Величина

Длина: 40-50 см

Размах крыльев: 92 – 110 см.

Масса: самец 600 – 750 г, самка 900 – 1300г

Размножение:

Величина кладки: 2 -4 яйца

Высиживание: 30-35 дней

Вскармливание птенцов: 35 -42 дня

Образ жизни: держаться парами

Пища: в основном другие птицы

Продолжительность жизни: до 20 лет

Знаете ли вы, что…

  • Самец сапсана почти на 1/3 меньше самки.
  • У него большие глаза и острое зрение. Свою жертву он распознает  даже с высоты 300 метров.
  • Сапсан съедает в день около 100 г корма.
  • Охотничья территория сапсана колеблется от 40 до 200 квадратных километров.

Задачи:

  1. Сокол сапсан самая быстрая в мире птица по скорости пикирующего полета. Его скорость в пикирующем полете достигает 5,4 км/ч. Выразить скорость пикирования сапсана в м/c  (90 м/с)

  1. Расстояние от г.Томмот до г. Нерюнгри 320 км. Сокол – сапсан может преодолеть это расстояние за 5 часов. Какова скорость полета сапсана? (64 км/ч)

  1. Масса самки  сокола - сапсана 600 г, а масса самца 900г. Во сколько раз самец тяжелее самки? (в 1.5 раз)

Беркут

http://www.bayanay.info/uploads/posts/thumbs/1482207907_berkut.jpg

Величина

Длина: 80 -95 см

Размах крыльев: 200 -220 см.

Масса: 3 -6,5 кг

Размножение:

Кладки: одна в год

Высиживание: 43 -45 дней

Вскармливание птенцов: 65-70 дней

Образ жизни: держаться поодиночке или парами

Пища: мелкие млекопитающие и птицы, пойманные живьем, но в большинстве случаев падаль

Продолжительность жизни: 15 - 20 лет

Знаете ли вы, что…

  • Гнездо беркута может достигать высоты 3,5 м
  • На воле беркуты живут от 15 до 20 лет. Птицы, содержащиеся в неволе, живут обычно от40 до 45  лет.
  • Беркут способен развить скорость полета до 150 километров в час.

Задачи

  1. Маленькие беркуты сидят в гнезде до вылета 9 недель. Малышам уже 5 недель. Через сколько недель они покинут гнездо?
  2. Масса беркута 4 кг 500 г, а масса сапсана 700г. На сколько масса беркута меньше сапсана (на 3 кг 800г)
  3. В полной кладке у беркута 2 яйца, а в кладке у алтайского улара 9. На сколько больше яиц в кладке у улара, чем у беркута? (на 7)

Налим

        

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e4f3aef5a52c41ba9a83c86a11356662&n=13

     Основные данные

Икромет на мелководье около 2 м, икринки маленькие, у молодой налимихи их созревает 30 -40 тысяч штук, у зрелой – несколько сот тысяч. В год налимчики весят от 30 до 50 граммов, в два – 130 – 150, к трем годам вырастают до 30 – 40 см и утяжеляются до 300 -400 г, а в четыре: 500 – 700г, 38 -44 см. в 10 лет 2,5 кг, длина 75 см.

     Задачи:

  1. Растет налим довольно медленно. В 12 -16 лет он достигает длины (в среднем) 60 см и это ½  максимальной длины, которую он достигает, и массы2,4 кг и это 10% максимальной массы. Какова максимальная масса и длина налима?
  2. В налиме содержится до 24% жира, однако в основном он накапливается в печени, мясо же постное; всего в нем жира в 48 раз меньше, чем в печени. Сколько процентов жира в налиме?
  3. В печени налима содержится большое количество витаминов и нужных для жизни микроэлементов. Поэтому не зря налимья печень почитается деликатесом. Жаль, что по весу она составляет только 9% общей массы этой рыбы. Какова масса печени, если масса рыбы 2 кг?

Щука

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=281f85893867d621a4a4d706481acfea&n=13

     Самка откладывает от 30 до 150, в среднем 50 тысяч икринок – все зависит от ее возраста и размеров. Растет щука как на дрожжах: к концу первого года в ней уже 30 см, к 3-4 году – до 50 см и веса в ней до 1 кг. Самцы становятся совершеннолетними на 3-4 году, еще через год созревают и самки. При длине 57 – 60см щука может весить от 1 до 3 кг; 78-81 см – от 2,5 до 6 кг.

Большой разброс у восьмилетних щук – длина 57 до 120 см, а вес – 1,7-9 кг. Долгожителей у щук мало. Смертность особей даже в среднем, наиболее крепком возрасте велика: до 24-25% . Из 1000 годовиков до двенадцатилетия – с длиной тела немного за метр – доживают всего 43 хищника, а это 4,3%.

Задачи:

  1. Рекордный размер щуки – 1,5 метров в длину, а вес – 35 кг. Щуки способны захватывать крупных рыб. Максимальная длина жертвы может достигать 75%, а масса – 505 от длины и массы щуки. Найти максимальную длину и массу жертвы.
  2. Икра щуки крупная, диаметром около 3 мм и это составляет 6/7 от диаметра икринки окуня и в 3 раза больше, чем у ерша. Каков диаметр икринок у окуня и ерша?
  3. Среднестатистическая щука живет немного. Смертность особей велика. Из 1000 щук до двенадцатилетия доживают всего 43 хищницы. Сколько это процентов?

Гольян

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5727cff76b43af1c84dcf773123aca2a&n=13

     Основные данные:

Длина тела 8 – 10 см, изредка до 16 см

Род гольянов объединяет всего 14 видов, в том числе 8 значится в фауне РФ, и 7 из них в РС (Я).

Живут гольяны многотысячными стаями. С 1 га водяного зеркала его берут до 15 – 20 кг.

Задачи:

  1. Живут гольяны большими – иной раз многотысячными! – стаями. Шустрая рыбка в 8 – 10 см в длину т в ¼ этого в высоту. Найти высоту гольяна.
  2. Род гольянов объединяет всего 14 видов, 4/7 всех видов содержится  фауне РФ. Сколько видов в фауне РФ?
  3. Гольянов морозят, сушат. Для собак, на приманку в охотничьи самоловы, на зверофермы. Годятся они и в пищу людям, особенно поздней осенью и весной, когда упитан. Его берут мелкосетчатыми неводами. С 1 гектара можно собрать до !/4 центнера гольянов. Сколько это килограмм?

Чебак (сорога)

plotva

     Ловятся чебаки размером от 16 до 30, чаще всего 20 сантиметров при 150 – 200 грамма. Весящих 350 – 400 граммов теперь совсем мало.

Чебак рыбка рано и быстросозревающая, с короткой жизнью. Нерестятся в начале весеннего ледохода. К осени  тельце малька 3-4 см, ко второй весне – около 10, к третьей – 13-14, и он уже готов к размножению. В 8-10 лет чебак стар и даже в большом улове таких мало: у этой рыбы много врагов.

Задачи:

  1. Длина сороги на 22 сантиметра меньше линка. Найти длину сороги, если длина линка 36 см.
  2. Весит сорога чаще в 7,5 раз меньше, чем щука. Какова масса сороги, если средняя масса щуки 1,5 кг?
  3. У рыбаков сорога не в чести, они считают ее сорной рыбой, постной и костлявой. Кое-кто брезгует из-за паразитического рачка, которым заражены многие особи. Брезгливость неоправданная: сей паразит для человека безвреден. Зато молодь сороги гибнет именно из-за него. Сколько процентов молодежи доживет до «совершеннолетия», если из 2248 осталось 292 рыбки. Ответ округлить до целых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мероприятий по проведенной Неделе химии в МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района Республики Саха (Якутия)

С 10 мая по 19 мая 2011года в МОУ СОШ № 10 была проведена «Неделя химии». Для проведения Недели химии был составлен план проведения мероприятий( прилагается), дата проведения и назначены ответст...

План проведения Недели химии в МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республики Саха ( Якутия)

В данном документе подробное планирование мероприятий, проведенных в рамках Недели химии в школе, а также сценарии мероприятий. Анализ данной Недели в отдельном документе " Анализ Недели химии в МКОУ ...

Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог...

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Доклад учителя математики МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) Ведерниковой Раисы Аркадьевны «Личностно ориентированное обучение математике".

В законе Российской Федерации "Об образовании"провозглашается адаптивность системы образования , предназначение которой - обеспечить каждому ученику достижение оптимального уровня  интеле...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Интерактивный плакат для начальной школы "Животный мир Алданского района"

https://edu.glogster.com/glog/blank-horizontal-glog/3afu8dn0cwuhttps://edu.glogster.com/glog/animals-facts-second-part/35dxe7c4ocghttps://edu.glogster.com/glog/animal-facts-4th/2v73vai6f6ehttps://edu....