Метод графов. Решение задач методом графов. (материалы для занятий математического кружка в 5 классе)
материал по математике (5 класс) на тему
В статье предложена подборка задач, одним из способов решения которых является метод графов. Этот метод позволяет легко и красиво решать задачи типа "Кто есть кто?", весьма интересен и вызывает живой интерес у обучающихся.
Материал может быть использован при проведении занятий математического кружка и развития интереса к математики у обучающихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_grafov._reshenie_zadach_metodom_grafov.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод графов. Решение задач методом графов.
(материалы для занятий математического кружка в 5 классе)
Один из способов решения задач типа «Кто есть кто?» - метод графов.
Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками (в этом случае граф называется ориентированным).
Другой способ решения таких задач – табличный метод.
Рассмотрим метод графов на примере решения задачи № 1 из предложенных ниже задач.
Задача №1: Любители мультфильмов:
Жила-была одна дружная семья: мама, папа и сын. Они все любили делать вместе. Но вот мультфильмы любили разные: «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Определите, какой мультфильм любит каждый из них, если мама, папа и любитель мультфильма «Покемоны» никогда не унывают, а папа и любитель мультфильма «Том и Джерри» делают зарядку по утрам?
Рассмотрим метод графов на примере решения задачи:
Рассмотрим множество людей: мама, папа, сын и множество мультфильмов «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Обозначим элементы этих двух множеств точками:
Если точке из одного множества соответствует точка другого множества, будем соединять эти точки сплошной линией, если не соответствует – то штриховой.
Заметим, что по условию задачи у человека только один любимый мультфильм.
Учитывая данные задачи, получаем следующую схему:
Из условия задачи следует, что нужно найти единственно возможное соответствие между элементами двух множеств.
Правило: если какая-то точка оказывается соединенной с двумя точками другого множества штриховыми линиями, то с третьей точкой она должна быть соединена сплошной.
Поэтому граф на рисунке будет выглядеть следующим образом:
Теперь мы установили, что папа любит мультфильм «Ну, погоди!», сын – «Покемоны». В обеих множествах остается только по одной точке, следовательно мама любит мультфильм «Том и Джерри». Задача решена.
Таким же способом можно находить соответствие между тремя множествами. Тогда при решении мы можем получить треугольники трех видов:
а) все стороны являются сплошными отрезками (решение задачи);
б) одна сторона – сплошной отрезок, а две другие – штриховые;
в) все стороны – штриховые отрезки.
Таким образом, нельзя получить треугольник, у которого бы две стороны были сплошными отрезками, а третья – штриховой отрезок.
Задача №2: Любители музыки:
В клубе «Отдых» познакомились 3 любителя клубной музыки видов техно, хаус, рейв. Один говорит: «Вы какую музыку больше любите? Я техно люблю!». Другой ответил, что любит хаус, а третий сказал, что не любит ни техно, ни хаус, но зато обожает рейв. Интересно то, что все они были в банданах и рубашках черного, белого и желтого цветов, но цвет банданы и рубашки совпадал только у любителя техно. А у любителя хаус ни рубашка, ни бандана не были белыми. А любитель рейв был в желтой рубашке. Определите цвет рубашек и бандан каждого из любителей клубной музыки.
Задача №3: Три поросёнка:
Жили-были на свете три поросёнка, три брата: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. Построили они три домика: соломенный, деревянный и кирпичный. Все три брата выращивали возле своих домиков цветы: розы, ромашки и тюльпаны. Известно, что Ниф-Ниф живет не в соломенном домике, а Наф-Наф – не в деревянном; возле соломенного домика растут не розы, а тот, у кого деревянный домик, выращивает ромашки. У Наф-Наф аллергия на тюльпаны, поэтому он не выращивает их. Узнайте, кто в каком домике живет и какие цветы выращивает.
Задача №4: Друзья
Встретились три друга - Белов, Серов и Чернов. Чернов сказал другу, одетому в серый костюм: «Интересно, что на одном из нас белый костюм, на другом - серый и на третьем — черный, но на каждом костюм цвета, не соответствующего фамилии». Какой цвет костюма у каждого из друзей?
Задача №5: Подруги:
Когда три подруги — Надя, Валя и Маша — вышли гулять, на них были белое, красное и синее платья. Туфли их были тех же трех цветов, но только у Нади цвета туфель и платья совпадали. При этом у Вали ни платье, ни туфли не были синими, а Маша была в красных туфлях. Определите цвет платьев и туфель каждой из подруг.
Задача №6: Друзья
Встретились трое друзей: Белов, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белову: "Любопытно, что ни у кого из нас цвет волос не соответствует фамилии, да и ты не брюнет".
Какой цвет волос у каждого из друзей?
Задача №7: Подруги:
Три ученицы – Валя, Галя и Катя – пришли в театр в платьях разного цвета: одна – в белом, другая – в сером, а третья – в черном. Катя была не в черном, Валя не в черном и не в сером. Угадай, в какое платье каждая из них была одета.
Задача № 8
В семье четверо детей. Им 5, 8, 13 и 15 лет, а зовут их Аня, Юра, Света и Лена. Сколько лет каждому из них, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше, чем Юра, а сумма лет Ани и Светы делится на три?
Задача № 9
Катя, Боря, Витя и Юра заняли первые четыре места на олимпиаде. Катя не заняла ни первое, ни последнее место, Боря занял второе место, Витя оказался в числе первых трех призеров. Какое место на олимпиаде занял Юра?
Задача № 10
Три друга Алеша, Боря и Витя едут после школы домой на различном транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае. Однажды после уроков Алеша пошел проводить своего друга домой до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку». Кто на чем ездит домой?
Задача № 11
Клоуны Бам, Бим, Бом вышли на арену в красной, синей и зеленой рубашках. Их туфли тоже были этих трех цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. на Боме не было ничего красного. Туфли Бама были синие, а рубашка нет. Какого цвета были туфли и рубашка у Бома и Бима?
Задача № 12 Мушкетёры:
Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян – четыре талантливых молодых мушкетёра. Один из них лучше всех сражается на шпагах, другой не имеет равных в рукопашном бою, третий лучше всех танцует на балах, четвертый без промаха стреляет с пистолетов. О них известно следующее:
• Атос и Арамис наблюдали на балу за их другом – прекрасным танцором.
• Портос и лучший стрелок вчера с восхищением следили за боем рукопашника.
• Стрелок хочет пригласить в гости Атоса.
• Портос был очень большой комплекции, поэтому танцы были не его стихией.
Кто чем занимается?
Ответы:
- Папа любит мультфильм «Ну, погоди!», сын – «Покемоны», мама любит мультфильм «Том и Джерри».
- У любителя «техно» рубашка и бандана белого цвета; у любителя «хаус» черная рубашка и желтая бандана; у любителя «рейв» желтая рубашка и черная бандана.
- Наф-Наф живет в кирпичном домике и выращивает розы; Ниф-Ниф живет в деревянном домике и выращивает ромашки; Нуф-Нуф живет в соломенном домике и выращивает тюльпаны.
- Чернов в белом костюме, Белов - в сером, Серов - в черном.
- У Нади туфли и платье синего цвета; у Вали туфли белые, платье красное; у Маши туфли красные, платье белое.
- Белов – рыжий, Чернов – блондин, Рыжоа – брюнет
- Валя – в белом, Галя – в черном, Катя – в сером
- Анне – 13 лет, Юре – 8 лет, Свете – 5 лет, лене – 15 лет.
- Последнее (четвертое)
- Леша ездит на трамвае, Боря - на автобусе, Витя – на троллейбусе.
- У Бома синяя рубашка и зеленые туфли, у Бама зеленая рубашка и синие туфли.
- Арамис – стрелок; Д’Артаньян – танцор; Портос – шпажист; Атос – рукопашник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Еще один увлекательный способ решения задач ( метод графов)"
Данный буклет представляет собой справочный материал по применению графов для решения задач....
Элективный курс «Решение задач методом графов» (в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса)
Предлагаемый курс носит интегративный характер, так как в нем представлена естественная реализация межпредметных связей математики с информатикой. Его цель – подготовить учащихся к осознанному в...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 3. Задачи на четность
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 4-6. Задачи на четность
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 7. Логические задачи
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие 8-10. Логические задачи
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие18-20. Задачи на проценты и части
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...