Удивительный мир многогранников, математика 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Чухломина Ирина Сергеевна

Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат».

Тема занятия: Удивительный мир многогранников

Класс: 6

Время реализации занятия: 45 минут

Технология обучения: педагогическая мастерская

Формы работы:

·   фронтальная работа

·   групповая работа

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя,  проектор, экран, презентация PowerPoint (10 слайдов), раздаточный материал для обучающихся (приложение №1-2).

Цель: раскрыть тайну моделирования многогранников.

Задачи:

Образовательные:

·         познакомить с понятием и видами многогранников;

·         Изучить виды многогранников.

·         Познакомиться со звёздчатым многогранником.

·         Исследовать способы изготовления  модели звёздчатого многогранника.

Развивающие: 

·         развивать творческие способности;

·         повышать интеллектуальный уровень; 

Воспитательные:

·         воспитать у учащихся общечеловеческие и нравственные ценности;

·         провести работу по сплочению классного коллектива;

·         укреплять дружеские отношения внутри класса;

·         учить умению работать в группе, нести ответственность за коллективное дело.

План проведения занятия

Этапы занятия

Время реализации

1

Организационный момент

2 минуты

2

Индукция

3 минуты

3

Самоконструкция

10 минуты

4

Социоконструкция

20 минут

5

Афиширование

5 минут

6

Рефлексия деятельности

3 минуты

7

Итоги

2 минута

 

Карта занятия

Название этапа

Время (мин)

Деятельность

Формирование УУД

Учитель

Ученики

Организационный момент

2

Формирует группы. Проверяет готовность обучающихся.

Готовятся к занятию.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Владеют своей речью, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Индукция

(формирование положительного эмоционального настроя)

3

Актуализирует деятельность учащихся. Звучит вступительное слово. Демонстрирует многогранники.

Слушают. Анализируют.

 

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию.

Самоконструкция

(мотивация)

10

Задаёт вопрос классу для формулирования темы занятия.

Формулируют тему  и задачи занятия.

 

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

Учатся воспроизводить знания.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию.

Коммуникативные УУД

Учатся строить аргументированные высказывания.

Социоконструкция

(работа в группах)

20

Формулирует проблемный вопрос. Объясняет задание1 группам.  Сопровождает работу групп.

Дает справочную информацию о многогранниках.

Работают в группах с раздаточным и дополнительным материалом, проводят отбор информации.

Делают выводы.

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении задания в группах.

Коммуникативные УУД

Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать и систематизировать полученную  информацию.

Афиширование

(демонстрация результатов)

5

Анализирует и корректирует ответы групп.

Дополняет ответы групп дополнительной занимательной информацией.

Презентуют результат работы классу.

Слушают и анализируют.

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Рефлексия деятельности

3

Проводит рефлексию.

 

На этапе рефлексии работают с интерактивной доской.

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния и аргументируют свою позицию.

 

Итоги

2

Подводит итоги занятия. Звучит заключительное слово.

Слушают. Анализируют.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

На тему: «Удивительный мир многоранников»

Ход занятия

  1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, формирование групп обучающихся, проверка готовности учеников к занятию, организация внимания.

  1. Индукция

(Слайд 2)

Учитель: В раннем детстве все мы играли кубиками, пирамидками, с интересом разглядывали мамины и бабушкины серьги и кольца с камушками. Придя в школу, с удивлением узнали, что держали в руках многогранники. (Демонстрация многогранников)

(Слайд 3)

Многогранники имеют не только значение при исследованиях по геометрии, но и для практических приложений в других разделах математики. Формы многогранников находят широкое применение в конструировании сложных и красивых многогранных поверхностей, которые используются в реальных архитектурных проектах. Идёт это с глубокой древности. "Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создать свои шедевры. Не случайно говорят, что пирамида Хеопса - немой трактат по геометрии, а греческая архитектура - внешнее выражение геометрии Евклида. Прошли века, но роль геометрии не изменилась. Она по-прежнему остаётся грамматикой архитектора". Поэтому мне захотелось, чтобы вы сегодня познакомились с многогранниками и научились изготавливать их различные модели.

  1. Самоконструкция

Формулировка цели и задач урока.

Учитель: Что сегодня нам предстоит сделать? (учащиеся озвучивают свои предложения).

(Слайд 4)

Цель работы: Раскрыть тайны моделирования многогранников. 

Задачи:

  • Изучить виды многогранников.
  • Познакомиться со звёздчатыми многогранниками.
  • Исследовать способы изготовления различных модели звёздчатого многогранника.
  • Доказать, что многогранники - слагаемые прекрасного. 

Объект исследования

  • Звёздчатые многогранники.
  • Моделирование многогранников.
  1. Социоконструкция

Работа в группах №1 (Приложение 1):

Задание для первой группы: изготовление куба.

Задание для второй группы: изготовление октаэдра.

Задание для третьей группы: изготовление додекаэдра.

Учитель: Ребята, рассмотрите получившиеся многогранники. Из чего они состоят? (Учащиеся озвучивают свои предположения).

Вывод: Многогранник - это тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников.

(Слайд 5)

Учитель: Многогранник, который получился у первой группы, называется «гексаэдр». Вторая группа склеила «октаэдр», а третья – «додекаэдр».

Как вы думаете, почему эти многогранники получили такие названия? (Учащиеся озвучивают свои предположения).

Это связано с числом их граней. Так, Гексаэдр (куб) имеет шесть граней, "гекса" - шесть, "эдрон" - грань, вот и получается – гексаэдр. Октаэдр - восьмигранник, "окто"- восемь. Додекаэдр - двенадцатигранник, "додека" – двенадцать.

Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 - ок. 348 до н.э.). Платон считал, что мир строится из четырёх "стихий": огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих "стихий" имеют форму четырёх правильных многогранников.

(Слайд 6)

Правильные многогранники - самые выгодные фигуры. И природа этим широко пользуется. Взять хотя бы поваренную соль, без которой мы не можем обойтись. А ведь кристаллы поваренной соли имеют форму куба. (Учащиеся приводят свои примеры).

Исторически первой формой огранки, появившейся в середине XIV века, стал "октаэдр".

Задание в группах №2 (Приложение 2):

(Слайд 7)

Три группы изготавливают звездчатый октаэдр.

  1. Афиширование

Обучающиеся представляют свои работы:

Учитель: Рассмотрите получившиеся фигуры. Из чего они состоят? (Учащиеся озвучивают свои предположения). Данная фигура состоит из нескольких многогранников, каждый из которых называется «тетраэдр». Тетраэдр имеет четыре грани, в переводе с греческого "тетра" – четыре.

Сама фигура является звездчатым многогранником. Как вы думаете, почему? (Учащиеся озвучивают свои предположения).

Термин "звёздчатый" имеет общий корень со словом "звезда", и это указывает на его происхождение. Звездчатые многогранники очень декоративны, что позволяет широко применять их в ювелирной промышленности при изготовлении всевозможных украшений. Применяются они и в архитектуре. Многие формы звездчатых многогранников подсказывает сама природа. Снежинки - это звездчатые многогранники. С древности люди пытались описать все возможные типы снежинок, составляли специальные атласы. Сейчас известно несколько тысяч различных типов снежинок.

(Слайд 8)

Наш звездчатый многогранник называется «Звездчатый октаэдр». Как вы думаете, почему? (Учащиеся озвучивают свои предположения).

Звёздчатый октаэдр был открыт Леонардо да Винчи, затем спустя почти 100 лет переоткрыт И. Кеплером и назван им Stella octangula — звезда восьмиугольная. Отсюда эта форма имеет и второе название: «stella octangula Кеплера»; по сути она является соединением двух тетраэдров.

(Слайд 9)

Если посмотреть на многогранник сверху, либо на отбрасываемую тень, то контуры рисунка будут создавать правильную шестиугольную звезду.

Шестиугольная звезда в виде двух перекрещивающихся треугольников это древнейший символ, который именуется как Звезда Давида (еще одно название - Печать царя Соломона).

  1. Рефлексия деятельности

(Страница Smart Board)

На интерактивной доске изображено звездное небо.

Учитель: Ребята, если вы успешно выполнили задание, вам понравилось и было интересно, то поместите звезду на небо.  Если вам было грустно и не интересно – пусть звезда останется на месте.

  1. Итоги:

Заключительное слово:

Учитель: Мы рассмотрели только небольшую часть удивительного мира многогранников. Благодаря правильным многогранникам открываются не только удивительные свойства геометрических фигур, но и пути познания природной гармонии. Я уверена, что сегодня на уроке мы положили начало для дальнейшего изучения этих удивительных фигур и их свойств.

.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат».

Тема занятия: Удивительный мир многогранников

Класс: 6

Время реализации занятия: 45 минут

Технология обучения: педагогическая мастерская

Формы работы:

  • фронтальная работа
  • групповая работа

Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя,  проектор, экран, презентация PowerPoint (10 слайдов), раздаточный материал для обучающихся (приложение №1-2).

Цель: раскрыть тайну моделирования многогранников.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием и видами многогранников;
  • Изучить виды многогранников.
  • Познакомиться со звёздчатым многогранником.
  • Исследовать способы изготовления  модели звёздчатого многогранника.

Развивающие:        

  • развивать творческие способности;
  • повышать интеллектуальный уровень; 

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся общечеловеческие и нравственные ценности;
  • провести работу по сплочению классного коллектива;
  • укреплять дружеские отношения внутри класса;
  • учить умению работать в группе, нести ответственность за коллективное дело.

Карта занятия

Название этапа

Время (мин)

Деятельность

Формирование УУД

Учитель

Ученики

Организационный момент

2

Формирует группы. Проверяет готовность обучающихся.

Готовятся к занятию.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Владеют своей речью, проявляют эмоциональную отзывчивость.

Индукция

(формирование положительного эмоционального настроя)

2

Актуализирует деятельность учащихся. Звучит вступительное слово. Демонстрирует многогранники.

Слушают. Анализируют.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию.

Самоконструкция

(мотивация)

2

Задаёт вопрос классу для формулирования темы занятия.

Формулируют тему  и задачи занятия.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Предметные УУД

Учатся воспроизводить знания.

Познавательные УУД

Учатся  анализировать информацию.

Коммуникативные УУД

Учатся строить аргументированные высказывания.

Социоконструкция

(работа в группах)

13

Формулирует проблемный вопрос. Объясняет задание1 группам.  Сопровождает работу групп.

Дает справочную информацию о многогранниках.

Работают в группах с раздаточным и дополнительным материалом, проводят отбор информации.

Делают выводы.

Личностные УУД

Обеспечение высокой творческой активности при выполнении задания в группах.

Коммуникативные УУД

Создание ситуации для продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать и систематизировать полученную  информацию.

Афиширование

(демонстрация результатов)

8

Анализирует и корректирует ответы групп.

Дополняет ответы групп дополнительной занимательной информацией.

Презентуют результат работы классу.

Слушают и анализируют.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Рефлексия деятельности

2

Проводит рефлексию.

На этапе рефлексии работают с интерактивной доской.

Личностные УУД

Дают оценку своего

эмоционального состояния и аргументируют свою позицию.

Итоги

1

Подводит итоги занятия. Звучит заключительное слово.

Слушают. Анализируют.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.



Предварительный просмотр:

Задание для первой группы:

http://scrapmania.moy.su/_fr/0/4940844.jpg

http://forsook.ru/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F.files/image061.jpg

Задание для второй группы:






Предварительный просмотр:


 

К сторонам октаэдра присоединить 8 тетраэдров

К сторонам октаэдра присоединить 8 тетраэдров


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная математика 6 класс Удивительный мир многогранников

Слайд 3

Наша цель: раскрытие тайны моделирования многогранников. Изучить виды многогранников. Познакомиться со звёздчатым многогранником. Исследовать способы изготовления модели звёздчатого многогранника. Доказать, что многогранники - слагаемые прекрасного.

Слайд 4

Многогранник - это тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников. ГЕКСАЭДР ОКТАЭДР ДОДЕКАЭДР

Слайд 7

ЗВЕЗДЧАТЫЙ ОКТАЭДР Леонардо да Винчи Иоганн Кеплер

Слайд 9

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир многогранников

Презентация в которой показываются приемы применения триггеров для создания презентаций с мультимедийными эффектами. Работа была выполнена в рамках мастер-класса "Создание КОР". Описание и навигация п...

Сечения многогранников. 10 класс.

Презентация по геометрии для 10 класса по теме: "Сечение многогранников". Рассмотрены различные случаи построения сечений....

Открытый урок в 5 классе по теме "Удивительный мир многогранников. Пирамиды"

На данном уроке я попробовала связать метапредметную тему "Порядок и хаос" с темой по математике "Удивительный мир многогранников. Пирамиды". Этот материал отображен в презентации к уроку....

Рабочая учебная программа элективного курса по математике (профильный уровень) «Удивительный мир тригонометрии», 11 класс

Предлагаемый курс содержит совершенно не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, к...

Этот удивительный мир многогранников

Проектная работа выполненная учащимися 10 класса в рамках научно-практической конференции "Мы, шагая по планете, все исследовать должны"...

Научно-исследовательская работа " Удивительный мир многогранников"

Данная  работа  направлена  на  углубленное изучение многогранников.  Научно-исследовательская  работа  имеет четкую  структуру  и  состоит  из...

"Удивительный мир многогранников"

Данная методическая разработка является внеклассным мероприятием (викториной) по математике для студентов 2 курса, которая позволит повысить интерес к изучению геометрии. Подробно описаны все этапы ме...