Окружность. Радиус и диаметр окружности
план-конспект урока по математике на тему
В учебнике мало внимания уделено теме «Окружность. Радиус и диаметр окружности», хотя в учебнике даются задания, в которых встречаются понятия – окружность, радиус, диаметр, даются задания на построение окружностей разных радиусов. Исходя из этого я решила уделить изучению этой темы целый урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhnost._radius_i_diametr_okruzhnosti.rar | 174.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Суйгинская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме «Окружность. Радиус и диаметр окружности»
Кирсанова Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
МАОУ «Суйгинская СОШ»
Молчановского района,
Томской области
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Основная часть…………………………………………………………… 4
Использованные интернет ресурсы ………………………………………. 9
Приложение 1……………………………………………………………….. 10
Введение
Актуальность выбранной темы.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей ее задачей было вооружить учащихся знаниями и умениями, то теперь задачи школы иные. На данном этапе в связи с введением ФГОС второго поколения, целью образования становится:
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться. Одна из основных целей преподавания математики заключается в том, чтобы научить детей учиться. Выбор геометрического материала в обучении математики младших школьников не случайный. Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования во всех странах. Исторически геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Цели и результаты обучения геометрии не ограничиваются рамками предметных знаний, предусмотренных программой, поскольку сам процесс изучения геометрии имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности: формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания.
В соответствии с последней редакцией обязательного минимума содержания образования по математике для начальных классов список изучаемых геометрических понятий значительно расширился по отношению к предыдущим вариантам программы. Общая тенденция геометризации курса школьной математики коснулась начальных классов. Таким образом, насыщение курса математики начальной школы геометрическим содержанием является линией развития математического образования начального звена. Младших школьникам свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к геометрической деятельности, имеют богатый геометрический опыт.
К сожалению, в учебнике мало внимания уделено теме «Окружность. Радиус и диаметр окружности», хотя в учебнике даются задания, в которых встречаются понятия – окружность, радиус, диаметр, даются задания на построение окружностей разных радиусов. Исходя из этого я решила уделить изучению этой темы целый урок.
Урок математики в 3 классе «Окружность. Радиус и диаметр окружности»
Цели:
закрепить у обучающихся понятия «окружность», «круг»;
вывести понятия «радиус окружности», «диаметр окружности»;
научиться строить окружности заданного радиуса;
развивать умение рассуждать, анализировать.
Личностные УУД:
• формировать положительное отношение к урокам математики;
• интерес к предметно-исследовательской деятельности;
Метапредметные задачи
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• в сотрудничестве с учителем и классом находить несколько вариантов решений;
Познавательные УУД:
постановка и решение проблем:
• самостоятельно выделять и формулировать проблему;
общеучебные:
• находить необходимую информацию в учебнике;
• строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
логические:
• формировать понятия «радиус», «диаметр»;
• проводить классификацию, сравнение;
• самостоятельно формулировать выводы;
знаково-символические:
• кодировать информацию в графической форме;
Коммуникативные УУД:
• активно участвовать в коллективной работе, используя при этом речевые средства;
• аргументировать свою точку зрения;
Предметные умения:
• выявлять существенные признаки понятий « радиус окружности», «диаметр окружности»;
• строить окружности и проводить в ней радиусы;
• распознавать радиусы и диаметры на чертеже.
Оборудование: учебник "Математика". 3кл., часть 1 «Школа России» (авт. М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова), медиапроектор, презентация, лист для самооценки Приложение 1 , , карточки с заданиями для исследовательской работы.
Ход урока.
1. Слайд 2
Мотивация к учебной деятельности
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять.
С каким настроением каждый из вас пришел на урок?
Изобразите свое настроение на смайлике.
2. Введение в тему
Сегодня мы с вами опять совершим путешествие в страну геометрических фигур. Скажите, на чем можно путешествовать?
А мы с вами отправимся в путешествие на … (Кораблике) слайд 3
Назовите и покажите, из каких геометрических фигур состоит корабль (четырёхугольник, треугольник, прямоугольник)
В стране геометрических фигур живёт много жителей, отгадайте, о каких фигурах мы будем с вами сегодня говорить на уроке?
У круга есть подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга,
И называется …окружность. (мы будем говорить о круге и окружности)
В этой стране живёт королева и она хочет, чтобы вы нарисовали ее портрет радиусом в 3 см и украсили его диаметром. Попробуйте угодить королеве.
3. Выявление места и причины затруднения.
В чем затруднения? Что - то не знаете? Что именно?
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего путешествия?
- Сформулируйте тему и задачи урока (обучающиеся формулируют тему и цели урока)
Тема урока – «Окружность. Радиус и диаметр окружности».
Цели:
Узнать что такое радиус и диаметр;
научиться строить окружности заданного радиуса;
развивать умение рассуждать, анализировать. Слайд 4
Возьмите листок самооценки и распределите свои умения по группам «Я уже умею, знаю» или «Я еще не умею, не знаю». Может ли, одно и тоже умение находится сразу в 2 группах? (Приложение 1)
С темой мы определились, цели поставлены. Тогда за дело. Напомним задание королевы.
В чем стояло ваше затруднение?
Не знаем что такое радиус, диаметр окружности.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Как выйти из этого затруднения?
Найти ответ в учебнике, спросить у кого-нибудь, посмотреть в Интернете… (чтение правила, как начертить окружность в учебнике на стр.94)
Какое задание королевы вы уже сможете выполнить? Начертить окружность.
Окружность мы будем чертить циркулем. Давайте познакомимся с правилами безопасной работы с циркулем Слайд 5
Правила безопасной работы с циркулем
1. При проведении окружности циркуль держи за головку.
2.При работе с циркулем не оставляй циркуль в раскрытом виде, не держи циркуль вверх концами.
3. Окончив работу, сложи циркуль в футляр.
Слайд 6 Построение окружности
Слайд 7 Понятие радиус
Сформулируйте понятие радиуса.
Радиус – это…
Стр. 94. Ребята предложили определение радиуса, чье высказывание верное, а в чем ошибка других ребят?
Что значит, начертить окружность радиусом 3 см?
5. Реализация построенного проекта
Теперь, чтобы нарисовать портрет королевы мы все знаем, а как это можно сделать?
Давайте еще раз проговорим, как выполнить задание.
Приступите к выполнению задания.
Что еще не нарисовали на портреты?
Как узнать, что такое диаметр? Посмотреть в учебнике. Стр. 96 Слайд 8
Физминутка.
6. Первичное закрепление
Перечислите все радиусы и диаметры окружности. На слайде. Слайд 9
7. Самостоятельная работа
Исследовательская работа (работа в парах). Слайд 10
Начертите окружность радиусом 4 см. Обозначьте на окружности 6 точек. Соедините эти точки с центром окружности.
Как называются полученные линии?
Ответьте на вопросы и сформулируйте выводы.
1. Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: бесконечное множество
2. Измерь получившиеся радиусы. Вывод: все радиусы имеют одинаковую длину.
3. Дочертите каждый радиус до диаметра.
4. Измерьте длину всех диаметров. Чему она равна? Сделайте вывод.
5. Запишите формулу в общем виде, где d – это диаметр, r – радиус.
d = ? • r
8. Включение в систему знаний
Чтобы мы сегодня вспомнили, что узнали на уроке я предлагаю плакат – подсказку по нашей теме. Слайд 11
Слова: круг, окружность, радиус, центр окружности, квадрат, диаметр, хорда, параллелепипед, треугольник, ромб, трапеция, овал. (Ответы обучающихся)
Чем окружность отличается от круга? (Окружность – это линия и окружность внутри пустая, а круг внутри полный)
Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека, облегчая ее. Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара. Ваша задача перечислить как можно больше таких предметов. На столах у вас листочки. Заполните их. На работу 5 минут. Чья пара больше назовет предметов.
9. Рефлексия учебной деятельности
Возьмете свои листы самооценки и красным карандашом распределите свои умения на группы.
Что нового вы узнали на уроке?
Что нового вы научились делать?
Что у вас лежит на столах? (окружности красного и зеленого цвета)
Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите зеленую окружность.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то поднимите красную окружность.
Кто хочет высказать об уроке, используя схему на слайде 12?
На уроке мне ...
- было все понятно;
- было трудно;
- было интересно;
- прибавилось знаний:
- пришлось задуматься:
- могу рассказать другим:
Нарисуйте в круге улыбку, отображающую ваше настроение.
У кого настроение изменилось по сравнению с началом урока?
Использованы Интернет ресурсы:
Приложение 1
Лист самооценки
В начале урока
Я уже умею, знаю | Я ещё не умею, не знаю |
- Что такое окружность?
- Что такое круг?
- Чем окружность отличается от круга?
- Что такое радиус?
- Что такое диаметр?
- Я умею чертить окружность заданного радиуса.
Лист самооценки
В конце урока
Я не умею, не знаю | Я умею, знаю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по геометрии 9 класс "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности"
Разработка урока-изучения нового материала по геометрии в 9 классе "Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности" Конспект урока по геомет...
Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"
Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
Презентация посвящена выводу различных формул, показывающих связь стороны правильного многоугольника и радиуса описанной окружности. В презентации рассматриваются и дополнительные формулы....
методическая разработка урока "Соотношение радиуса и диаметра. Обозначение радиусных кривых на чертеже" 7 класс
изучение нового материала...
Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.
Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра....
Методическая разработка внеклассного занятия по математике в 3 классе по теме "Радиус и диаметр окружности"
Методическая разработка внеклассного занятия по математике в 3 классе по теме "Радиус и диаметр окружности"...
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»
Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окр...