Математический кружок "олимпионик"
рабочая программа по математике (5, 6 класс) на тему
Математический кружок "Олимпионик" был создан в ходе работы "Школы логики", организованной в лицее. Материал подходиткак ученикам 5-6 классов, так и всем желающим среднего звена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_kruzhok.docx | 18.32 КБ |
matematicheskiy_kruzhok.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Математический кружок « Олимпионик»
Пояснительная записка.
Основной линией изучения математики в 5-6 классах является числовая линия, в которой учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными и дробными числами, поэтому , в основном, рассматриваются задачи этой линии.
Кроме этого, на занятиях кружка учащиеся знакомятся с «классическими» олимпиадными задачами, через которые прошло не одно поколение учащихся.
В основу занятия математического кружка включено пять основных этапов.
1. Мотивационный – исторический экскурс. Это регулярное использование материала из истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями ученых- математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.
2. Ориентировочный – учитель разбирает, показывает опорную задачу (одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).
3. Исполнительный – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации. При этом рекомендуется немного усложнить задачу.
4. Контролирующий – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.
5. Мотивационный – разбор занимательных, шутливых математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.
При завершении занятия учащимся предлагается заочная олимпиада. Время решения – неделя. Заочная олимпиада проводится на добровольной основе. Кроме этого, в качестве домашнего задания, можно предложить принести на следующее занятие занимательные
задачи.
Цель программы: познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных математических задач; выявить наиболее одаренных и способных к изучению математики учащихся и развить у них познавательные, интеллектуальные и коммуникативные навыки.
Задачи программы:
Образовательные
- способствовать популяризации у учащихся математических знаний;
- познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных задач;
- расширять кругозор учащихся через решение исторических задач, знакомство с биографиями известных математиков и фактами из истории развития математики.
Развивающие
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков решения олимпиадных и нестандартных математических задач.
Воспитательные
- формирование познавательных навыков и неравнодушного отношения к математике;
Условия реализации программы:
- возраст детей – 11-13 лет;
- продолжительность изучения программы -1 год;
- количество часов – 1 час в неделю.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуальная.
Формы и методы, используемые в работе по программе:
- словесно – иллюстративные (рассказ, беседа, работа с исторической математической литературой;
- частично- поисковые ( при систематизации методов и способов решения олимпиадных задач);
- репродуктивные (при решении задач, аналогичных опорной задаче),
- исследовательские (при разборе решения задач)
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности учащихся, подтверждаемая участием их в конкурсах и олимпиадах;
- повышение коммуникативности;
- повышение мотивации к изучению математики;
- формирование активной успешной личности, мотивированной к самообразованию;
- умение работать с научной и исторической математической литературой, современными источниками информации;
- выявление творческих способностей, склонности к решению олимпиадных математических задач.
Основные принципы программы:
Принцип системности.
Принцип гуманизации.
Принцип опоры.
Принцип совместной деятельности.
Принцип обратной связи.
Принцип успешности.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата проведения |
1. | Задача гениального Гаусса | |
2. | Задачи со спичками. | |
3. | Куры и кролики. | |
4. | Числовые выражения. | |
5. | Обводим линии. | |
6. | Ребусы с числами. | |
7. | Ребусы с буквами. | |
8. | Взвешивания на чашечных весах (без гирь). | |
9. | Взвешивания на чашечных весах ( с гирями) | |
10. | Фальшивые монеты | |
11. | Деление с остатком | |
12. | Меняем монеты. | |
13. | Разрезания и перегибания. | |
14. | Задачи с часами. | |
15. | Задачи на движение вверх и вниз. | |
16. | Задачи на движение (скорость, время, расстояние) | |
17. | Последняя цифра. | |
18 | Площадь и периметр фигур. | |
19. | Кубики. | |
20. | Отгадай возраст. | |
21. | Переливания. | |
22. | Делимость чисел. | |
23. | Числовые закономерности. | |
24. | Магические квадраты. | |
25. | Комбинации чисел. | |
26. | Логические задачи. | |
27. | Шахматная математика. | |
28. | Круги Эйлера | |
29. | Разные геометрические задачи. | |
30. | Среднее арифметическое. | |
31. | Обратный ход. | |
32. | Старинные задачи. | |
33. | Сколько страниц в книге. | |
34. | Принцип Дирихле. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате изучения курса «Олимпионик» обучающиеся на первой ступени основного общего образования
- получат возможность понять, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа,
- раскроют смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, рассмотрят примеры ошибок, возникающих при идеализации;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, пользования различными справочными изданиями с целью поиска познавательной информации;
- научаться интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Личностные универсальные учебные действия.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и нестандартным способам решения логических и нестандартных задач;
- формирование причин успеха во внеучебной деятельности;
- способность к самооценке на основе успешности внеурочной деятельности
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и интереса к изучению математики и ее истории развития.
Регулятивные универсальные учебные действия.
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- адекватное восприятие предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;
-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
- умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, при необходимости вносить коррективы как походу его выполнения, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий в учебной, научной, популярной литературе и в открытом информационном пространстве;
- создание и представление проектов, презентаций, сообщений в устной и письменной форме;
- проведение сравнений, создание классификаций, определение подобия по заданным критериям;
- развитие логического мышления и математической интуиции и зоркости.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- адекватное использование речи для решения различных коммуникативных задач;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, а также способность отстоять свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение задавать вопросы;
- использование монологических высказываний и владение диалогической формой речи, формирование умения слушать и слышать оппонента;
- уважительное отношение к различным мнениям, в том числе и не совпадающим с собственным,
- умение взаимодействовать и сотрудничать для решения различных задач.
Предварительный просмотр:
Математический кружок « Олимпионик»
Пояснительная записка.
Основной линией изучения математики в 5-6 классах является числовая линия, в которой учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными и дробными числами, поэтому , в основном, рассматриваются задачи этой линии.
Кроме этого, на занятиях кружка учащиеся знакомятся с «классическими» олимпиадными задачами, через которые прошло не одно поколение учащихся.
В основу занятия математического кружка включено пять основных этапов.
1. Мотивационный – исторический экскурс. Это регулярное использование материала из истории – исторические задачи и исторические сведения, знакомство с биографиями ученых- математиков, ознакомление с занимательной литературой для детей.
2. Ориентировочный – учитель разбирает, показывает опорную задачу (одну из самых распространенных из данной темы, на основе которой можно решить и другие задачи).
3. Исполнительный – учитель предлагает решить аналогичную задачу, в которой нужно воспроизвести ход своих действий в схожей ситуации. При этом рекомендуется немного усложнить задачу.
4. Контролирующий – учитель дает возможность решить 1-2 развивающие задачи, условия которых даются в измененном виде, но сохраняется та же идея решения.
5. Мотивационный – разбор занимательных, шутливых математических задач, которые подбираются учащимися самостоятельно. Этот этап проводят сами дети.
При завершении занятия учащимся предлагается заочная олимпиада. Время решения – неделя. Заочная олимпиада проводится на добровольной основе. Кроме этого, в качестве домашнего задания, можно предложить принести на следующее занятие занимательные
задачи.
Цель программы: познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных математических задач; выявить наиболее одаренных и способных к изучению математики учащихся и развить у них познавательные, интеллектуальные и коммуникативные навыки.
Задачи программы:
Образовательные
- способствовать популяризации у учащихся математических знаний;
- познакомить учащихся с различными методами решения олимпиадных задач;
- расширять кругозор учащихся через решение исторических задач, знакомство с биографиями известных математиков и фактами из истории развития математики.
Развивающие
- развитие логического мышления учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков решения олимпиадных и нестандартных математических задач.
Воспитательные
- формирование познавательных навыков и неравнодушного отношения к математике;
Условия реализации программы:
- возраст детей – 11-13 лет;
- продолжительность изучения программы -1 год;
- количество часов – 1 час в неделю.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая;
- индивидуальная.
Формы и методы, используемые в работе по программе:
- словесно – иллюстративные (рассказ, беседа, работа с исторической математической литературой;
- частично- поисковые ( при систематизации методов и способов решения олимпиадных задач);
- репродуктивные (при решении задач, аналогичных опорной задаче),
- исследовательские (при разборе решения задач)
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности учащихся, подтверждаемая участием их в конкурсах и олимпиадах;
- повышение коммуникативности;
- повышение мотивации к изучению математики;
- формирование активной успешной личности, мотивированной к самообразованию;
- умение работать с научной и исторической математической литературой, современными источниками информации;
- выявление творческих способностей, склонности к решению олимпиадных математических задач.
Основные принципы программы:
Принцип системности.
Принцип гуманизации.
Принцип опоры.
Принцип совместной деятельности.
Принцип обратной связи.
Принцип успешности.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата проведения |
1. | Задача гениального Гаусса | |
2. | Задачи со спичками. | |
3. | Куры и кролики. | |
4. | Числовые выражения. | |
5. | Обводим линии. | |
6. | Ребусы с числами. | |
7. | Ребусы с буквами. | |
8. | Взвешивания на чашечных весах (без гирь). | |
9. | Взвешивания на чашечных весах ( с гирями) | |
10. | Фальшивые монеты | |
11. | Деление с остатком | |
12. | Меняем монеты. | |
13. | Разрезания и перегибания. | |
14. | Задачи с часами. | |
15. | Задачи на движение вверх и вниз. | |
16. | Задачи на движение (скорость, время, расстояние) | |
17. | Последняя цифра. | |
18 | Площадь и периметр фигур. | |
19. | Кубики. | |
20. | Отгадай возраст. | |
21. | Переливания. | |
22. | Делимость чисел. | |
23. | Числовые закономерности. | |
24. | Магические квадраты. | |
25. | Комбинации чисел. | |
26. | Логические задачи. | |
27. | Шахматная математика. | |
28. | Круги Эйлера | |
29. | Разные геометрические задачи. | |
30. | Среднее арифметическое. | |
31. | Обратный ход. | |
32. | Старинные задачи. | |
33. | Сколько страниц в книге. | |
34. | Принцип Дирихле. |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В результате изучения курса «Олимпионик» обучающиеся на первой ступени основного общего образования
- получат возможность понять, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа,
- раскроют смысл идеализации, позволяющий решать задачи реальной действительности математическими методами, рассмотрят примеры ошибок, возникающих при идеализации;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, пользования различными справочными изданиями с целью поиска познавательной информации;
- научаться интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Личностные универсальные учебные действия.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и нестандартным способам решения логических и нестандартных задач;
- формирование причин успеха во внеучебной деятельности;
- способность к самооценке на основе успешности внеурочной деятельности
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и интереса к изучению математики и ее истории развития.
Регулятивные универсальные учебные действия.
-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- адекватное восприятие предложений и оценок учителей, одноклассников, родителей;
-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
- умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, при необходимости вносить коррективы как походу его выполнения, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий в учебной, научной, популярной литературе и в открытом информационном пространстве;
- создание и представление проектов, презентаций, сообщений в устной и письменной форме;
- проведение сравнений, создание классификаций, определение подобия по заданным критериям;
- развитие логического мышления и математической интуиции и зоркости.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- адекватное использование речи для решения различных коммуникативных задач;
- умение формулировать собственное мнение и позицию, а также способность отстоять свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение задавать вопросы;
- использование монологических высказываний и владение диалогической формой речи, формирование умения слушать и слышать оппонента;
- уважительное отношение к различным мнениям, в том числе и не совпадающим с собственным,
- умение взаимодействовать и сотрудничать для решения различных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"
Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...
Математическая игра "Математический поезд"
Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....
Математический язык и математическая модель
Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....
Математический КВН "Математический серпантин"
С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся кажды...
внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия
внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока. Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей: 1 уч. «Здравств...
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»
В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....