Внеурочное занятие по теме "Танграм" для 5 класса
план-конспект занятия по математике (5 класс) на тему
Внеурочное занятие по теме "Танграм" . Составлены задания по данной теме, влючены исторические сведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 662.06 КБ |
![]() | 1.42 МБ |
![]() | 343.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в 5классе.
Учитель:Камаева Ирина Борисовна
Тема:«Танграм". (Задачи на разрезание и складывание фигур).
Дидактическая цель: создать условия для усвоения и закрепления блока новой информации
Цель как предметный результат: умение находить площади фигур с помощью приема танграм;
Цель как метапредметный результат: развитие логического мышления (прием анализа учебного материала)
Цель как личностный результат: ценность знаний через понимание различных способов решения математической задачи
Оснащение:
- проектор и доска;
- раздаточный материал;
- ножницы.
Ход занятия:
- Организационный момент
- проверка присутствующих;
- настрой учащихся на учебу.
- Постановка проблемы
- Вспомним как находится площадь прямоугольника.
- Как находится площадь квадрата.
- решите задачу
Задача. Найдите площадь фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
(20 см2)
(12см2)
- Как вы находили площади фигур?
- Найдите площадь этой фигуры.
(12 см2)
- Как можно еще найти площадь данной фигуры?
- К концу занятия мы должны решить эту задачу другим способом.
- Для того, чтобы узнать об этом способе, мы познакомимся с очень интересной игрой. Что это за игра, вы узнаете, разгадав ребус.
слайд
- Кто догадался, какое слово зашифровано здесь?
- А кто-нибудь знает, что это такое?
- А как играть в эту игру?
- Значит, какую задачу мы поставим перед собой?
- А как вы думаете, ребята, может нам наше знание пригодиться где-то в жизни?
- А вы знаете, в какой области жизни вам это может пригодиться?
- Поэтому поставим перед собой еще одну задачу: узнать, где Танграм нам может пригодиться в жизни.
Итак, мы с вами должны будем ответить на вопросы: что такое танграмм? как играть? где встречается? для чего изучается?
- Изучение нового материала
Так что же такое Танграм? Откуда вообще появилось это слово.
Сообщения ученика.
- О названии «Танграм»
Местом, где была изобретена игра, является Китай.
слайд
1. Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква».
слайд
2. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка - головоломка.
слайд
Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.
- Существует множество мифов о создании игры «Танграм».
О них вам расскажут ваши старшие товарищи.
слайд
Легенда первая: о разбитой плитке
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм».
слайд
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
слайд
Легенда 3: семь книг Тана
«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома».Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.
слайд
В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:
1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
4. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
слайд
А теперь наша задача вырезать детали для игры «Танграм». У вас на столе есть заготовка, на которой изображен квадрат, разделенный на семь частей. Прежде всего найдем площадь квадрата. Разрежем его на части. Я попросила вас принести ножницы.
Обращаю ваше внимание, что с ножницами необходимо работать очень аккуратно.
- Закрепление изученного материала
слайд
А первое задание предлагаю попробовать выполнить в парах (вместе с соседом по парте). Ваша задача состоит в том, чтобы используя все семь частей, сложить фигурку, приведенную на слайде.
Проверьте себя.
Ребята, а что можно сказать о площади получившегося кораблика? Почему?
А теперь раздаю задание. Ваша задача собрать как можно больше фигур из семи частей «Танграма».
- Что можно сказать о площадях всех этих фигур?
- Сделайте вывод.
- Ребята, я предлагаю вам решить еще одну задачу.
Слайд
Четверо братьев получили наследство от своего деда. Это земельный участок . Помогите братьям разделить участок поровну. И найдите площади полученных участков.
- Какие способы вы нашли? Чему равны площади участков, полученных братьями? Молодцы.
слайд
- Итак, вернемся к нашей задаче, которую мы рассматривали в начале занятия.
- Как мы решали эту задачу?
-Какой еще способ можно применить для решения данной задачи. О нем мы с вами говорили сегодня на занятии.
Задача. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
- Итоги занятия
- Итак, ребята, что мы сегодня делали на занятии?
- Ребята, смогли мы справиться с задачами, которые поставили перед собой в начале занятия?
Мы сможем ответить на поставленные в начале занятия вопросы: что? как? где? для чего?
- А какие качества личности помогли нам при решении заданий?
(внимательность, логика, пространственное воображение, быстрота мысли, самостоятельность).
- Домашнее задание
Если вам понравилась игра Танграм, то вы можете поиграть в нее дома с родителями. Есть много других интересных игр на разрезание и складывание фигур. Кто заинтересовался этой темой я предлагаю заняться исследовательской работой. Узнайте пожалуйста в каких еще областях жизни нам пригодятся знания, полученные на занятии.
15слайд
И хотелось бы закончить наше занятие словами А.Маркушевича :«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача . Найдите площадь фигуры , изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см . Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
, ,,, Разгадайте ребус
О названии « Танграм » Танграм = «Тань» + «Грамм» Версия 1 (словарь Вебстера издание 1864г.) на кантонском диалекте «китайский» с греческого языка означает «буква»
Версия 2 (книга «Китайский философский и математический Танграм », 1817г.) Танграм (английский язык) – головоломка-игрушка.
Танграм – головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры.
О создании игры « Танграм » Легенда 1: о разбитой плитке Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка « Танграм ».
Легенда 2: три мудреца придумали «Ши- Чао - Тю » Император повелел мудрецам придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей . Три мудреца придумали " Ши-Чао-Тю "- квадрат, разрезанный на семь частей.
Легенда 3: семь книг Тана Семь книг о танграмах , каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Согласно легенде Лойда , Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли .
Правила игры « Танграм » 1) В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов. 2) При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга. 3) Элементы фигур должны примыкать один к другому. 4) Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
« Танграм »
«Кораблик»
«Кораблик»
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/01/picture-44558.jpg)
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/01/picture-44558.jpg)
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/20/picture-109284-1461152802.jpg)
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132798-1351423039.jpg)
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...
Внеурочное занятие в 1 классе «Сказка о красках».
Разработка внеурочного занятия курса "Волшебная кисточка". Цель занятия: познакомить обучающихся с понятиями основных и составных цветов. В ходе занятия обучающиеся проводят учебно-экспериментальную р...
внеурочное занятие в 1 классе
Отличие внеурочного занятия от урока...