СВОЯ ИГРА для любителей математики для 10-11 классов
методическая разработка по математике (10, 11 класс) на тему
СВОЯ ИГРА для любителей математики для 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_dlya_lyubiteley_matematiki.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Своя игра» для любителей математики
Математическая игра разработана учителем математики Ткаченко Сергеем Николаевичем, МБОУ СОШ №11 х. Южного Курганинского района Краснодарского края
Цели:
- развитие познавательных интересов, творческих способностей и логического мышления;
- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний.
Задачи:
Краткая аннотация:
Одним из наиболее эффективных способов повторения является игра с элементами соревнования. Подготовлен материал для повторения информатики в форме «Своей игры» (эту разработку можно использовать при проведении предметной недели в школе). Перед игрой каждый участник должен быть ознакомлен с правилами игры.
Собирая материал, пришлось проработать достаточно большой объём литературы, и систематизировать все подобранные и придуманные вопросы по темам раундов «Своей игры». В задания включен не только изученный на уроках материал, но и дополнительная интересная информация (из школьных учебников, различных справочников, словарей и энциклопедий, а также Интернет-ресурсы).
Результатом работы является подбор заданий, оформленный в виде презентации «Своя игра» (с использованием гиперссылок, управляющих кнопок и различных эффектов анимации).
Приложение 1
Правила игры
В игре принимают участие 3 команды. Участники отвечают на вопросы различной стоимости, стараясь заработать как можно больше очков. Игра состоит из двух раундов и финала. Каждый раунд содержит 30 вопросов: 6 тем по 5 вопросов в каждой. В первом раунде стоимость вопросов от 100 до 500 очков, во втором — от 200 до 1000. Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы.
Начинается игра с того, что одна из команд выбирает один из 30 вопросов. Звучит вопрос, если команда не знает ответ на вопрос, то любая из команд может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. Правильный ответ приносит игроку сумму, равную стоимости вопроса, неправильный ответ лишает игрока указанной суммы. В случае неверного ответа оставшиеся команды имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. В первых двух раундах вместо любого вопроса команде может выпасть специальный вопрос ("кот в мешке" или "аукцион"). Количество специальных вопросов и их расположение в каждом раунде не ограничено.
Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только та команда, которой подбросила «Кота». Получивший его команда выбирает стоимость — минимум или максимум цен вопросов в раунде (например, в первом раунде можно выбрать стоимость «Кота» 100, 200, 300, 400 или 500), ведущий называет вопрос. Команда обязана отвечать на вопрос. Если она не даёт никакого ответа, то это приравнивается к неверному ответу.
Если команде достался «Вопрос-аукцион», то она торгуется за него, и в результате он достаётся той, кто сделал наибольшую ставку. Все ставки должны быть кратны 100 очкам. При этом ставка команды не может превышать суммы у него на счету, а ва-банк (это ставка, при которой команда ставит на кон все имеющиеся у него очки) перебивается только бóльшим ва-банком. Начинает делать ставку команда, выбравшая «Вопрос-Аукцион», сказать «Пас» она не может. Затем свои ставки делают остальные команды, при условии, что каждая следующая ставка должна превышать предыдущую. Так по кругу команды могут поднимать ставки, причём любая команда в любой момент может сказать «Пас» и выбыть из торгов. Если же ставка другой команды превысит ее счёт, то она выбывает из торгов автоматически. Вне зависимости от правильности ответа команда, отвечавшая на специальный вопрос, получает право хода и выбирает следующий вопрос.
К финалу допускаются только те команды, у которых на счету положительная сумма. В нём разыгрывается только один вопрос, причём отвечать на него обязаны все команды. Командам предлагается 7 возможных тем финального раунда. Они по очереди убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя, затем делают свои ставки. Стоимость вопроса финального раунда определяет для себя каждая команда, исходя из набранной в предыдущих раундах суммы (минимальная ставка – 1 очко, максимальная - "ва-банк"). После чего звучит сам вопрос, каждая команда письменно дает свои ответы.
Победителем игры объявляется та, которая по итогам финального раунда набрала наибольшую сумму очков. В случае, если две команды (или более) набирают одинаковое количество очков, проводится «перестрелка» (задаются 3 вопроса произвольных тем, со стоимостью от 100 до 300 очков, отвечать на них могут лишь кандидаты на победу).
Приложение 2
Подбор заданий к «Своей игре»
1 РАУНД
Тема | Стои мость | Вопрос | Ответ | |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ | 100 | Запишите формулу корней квадратного уравнения | х1,2 = . | |
200 | Запишите формулы суммы и разности кубов двух чисел | a3 - b3 = ( a - b)( a2 + ab + b2) | ||
300 | Запишите формула Герона для вычисления площади треугольника | S = , где р - полупериметр | ||
400 | Запишите основное тригонометрическое тождество | sin2 + cos2 = 1 | ||
500 | Кот в мешке. Запишите формулу куба суммы двух чисел | (a + b)3 = a3 + 3a2b + +3ab2 + b3. | ||
ТОЛКОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | 100 | Трапеция | От латинского слова “трапезиум” - столик. Слово “ трапеза” - стол. | |
200 | Конус | Это латинская форма греческого слова “конос”, что означает сосновую шишку. | ||
300 | Аксиома | В современном понимании аксиома - высказывание некоторой теории, принимаемое при построении этой теории без доказательства, т.е. принимаемое как исходное, отправное для доказательств других положений этой теории (теорем). Аксиомы называют также постулатами. | ||
400 | Гипотенуза | Гипотенуза - от греческого слова "гипотенуза", что означает "тянущаяся под чем-либо". Название происходит, очевидно, от способа построения прямоугольных египетских треугольников с помощью натягивания веревки. Евклид вместо термина "гипотенуза" так и писал: "сторона, которая стягивает прямой угол"). | ||
500 | Радикал | Знак математического действия извлечения корня, также результат такого действия. | ||
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ | 100 | Какую часть составляет 1 ар от гектара? | ||
200 | Что такое баррель? Чему он равен? | Баррель единица измерения объёма нефти. Нефтяной баррель равен 158,988 куб. дм. | ||
300 | Вопрос аукцион. Назовите любые три старинные русские единицы измерения длины. | Аршин, Сажень, Малая пядь, Большая пядь, Верста, Локоть, Вершок | ||
400 | В некоторых зарубежных магазинах говорят: " Отпустите, пожалуйста, тридцать декаграммов сыра". Сколько это граммов? | 300 грамм. (Декаграмм — 10 граммов.) | ||
500 | Сколько литров воды в 1 куб. дециметре? | 1 литр | ||
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ | 100 | Математика – царица наук, арифметика – царица математики. | К.Ф. Гаусс | |
200 | Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. | М.В. Ломоносов | ||
300 | Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. | А.С. Пушкин | ||
400 | Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. | Л. Эйлер | ||
500 | Кот в мешке. Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. | Б. Паскаль | ||
ОКРУЖНОСТЬ | 100 | В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это? | радиус | |
200 | Эта точка находится на пересечении биссектрис треугольника | центр вписанной окружности. | ||
300 | Чтоб окружность верно счесть Надо только постараться И запомнить все как есть: Три – четырнадцать – пятнадцать – Девяносто два и шесть. О чем речь? | число π | ||
400 | Как расположить эти окружности, чтобы они назывались концентрическими? | совместить центры | ||
500 | Это слово в переводе с греческого означает «измерение треугольников» | тригонометрия | ||
СЧИТАЮ УСТНО | 100 | |||
200 | 5 | |||
300 | 1 | |||
400 | 2sin15°·sin75° | 0,5 | ||
500 | Вопрос – аукцион 8·125·52 | 52000 |
2 РАУНД
Тема | Стоимость | Вопрос | Ответ | |||
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА | 200 | Кот в мешке. Как называлась счётная доска у древних греков. | Абак (греч. , abakion, лат. abacus — доска) | |||
400 | Как назывался прибор, выполнявший все четыре действия, который был прототипом прибора созданного в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? | Арифмометр (от греч. — “число”, “счёт” и греч. — “мера”, “измеритель”) — настольная (или портативная) механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания. Арифмометры, начиная с 1820, производились серийно и ими пользовались до 1960-х годов. | ||||
600 | Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора? | Логарифмимческая линейка — аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб) и вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, тригонометрических функций и другие операции. | ||||
800 | Назовите автора первой вычислительной машины, работавшей на двоичной логике и применявшее арифметику с плавающей запятой | Изобретатель компьютера. Таким титулом награждён немецкий инженер Конрад Цузе его вычислительная машина Z1, стала первым вычислительным устройством, работавшим на двоичной логике и применявшее арифметику с плавающей запятой. | ||||
1000 | Назовите родоначальника науки кибернетика | Норберт Винер (англ. Norbert Wiener; 26 ноября 1894, Колумбия, штат Миссури, США — 18 марта 1964, Стокгольм, Швеция) — американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта. | ||||
ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ | 200 | Попробуй и отгадай. | Родину он защищал. | Архимед | ||
400 | Вопрос аукцион На острове Самос | Был чемпионом Олимпиады, | Пифагор | |||
600 | Все, что раньше люди знали, | Было их 13 книг, | Евклид | |||
800 | Очень слабым он родился, | А он притяжения закон. | Ньютон | |||
1000 | Математики начала | Чтоб в математике достичь вершин, | Софью Ковалевскую | |||
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ | 200 | В эту игру умеют играть все. Это одна из древнейших игр. Для того, чтобы играть в нее, достаточно иметь лист бумаги и ручку. Наверное поэтому в нее играют на уроках тайком от учителя. | крестики, нолики | |||
400 | Древняя игра, берущая начало в Индии и имеющая многовековую историю; сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. Что это за игра? | Шахматы | ||||
600 | Любой урок ему не впрок, ему б монетку в руки Что в жертву рок его обрек не мог он знать заранее Один бросок, другой бросок – и выигрыш в кармане! Приходит срок и наутек пускается удача… Один бросок, другой бросок – и выигрыша нету!” Какова вероятность выигрыша при игре “Орлянка" ? | 0,5 | ||||
800 | В эту игру играли еще египетские фараоны, правда, она несколько отличалась от современной. Затем игра проникла в Грецию и в Древний Рим. Предметы этой игры были найдены в гробнице Тутанхамона. Появление этой игры на Руси связано с именем Владимира Мономаха. | Шашки — одна из самых древних игр. Известно, что ими увлекались еще египетские фараоны. | ||||
1000 | Кот в мешке. В 2004 году исполнилось 30 лет с тех пор, как весь мир развлекается этой игрой головоломкой. Конечно, пик популярности ее прошел, но если предмет этой игры попадет в руки думающего человека, он не откажется привести его в порядок. Назовите профессию и родину изобретателя этой игры. | Эрно Рубик (Эрнё Рубик; венг. Rubik Erno, род. 13 июля 1944, Будапешт, Венгрия) — венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры. | ||||
ЗАДАЧИ В СТИХАХ | 200 | Вначале - двойка. | параграф | |||
400 | Читаем мы направо смело - | куб - бук | ||||
600 | Предлог стоит в моём начале, | задача | ||||
800 | Счастливой цифру ту считают, | Семь - сеть | ||||
1000 | Я – цифра меньше 10, | Семь – семья | ||||
МНОГОУГОЛЬНИКИ | 200 | Какой многоугольник называют правильным? | все стороны и углы равны. | |||
400 | Вопрос – аукцион Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? | квадрата | ||||
600 | Найдите лишнюю фигуру | 4, остальные получаются вращением. | ||||
800 | Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено, юлу. О какой фигуре идет речь? | ромб | ||||
1000 | Найдите сумму всех углов в выпуклом семиугольнике. | 900° | ||||
УРАВНЕНИЯ | 200 | Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю. | неполное квадратное уравнение. | |||
400 | Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка? | 50 копеек. | ||||
600 | Кот в мешке. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь? | биссектриса | ||||
800 | Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней и требует чертежных навыков от решающего. | графический | ||||
1000 | Найдите корни уравнения | корней нет. |
ФИНАЛ
Тема | Вопрос | Ответ |
Шифровки | Расшифруйте слова и назовите лишнее:
| куб |
Теоремы | Прокл в своем комментарии к «Началам» Евклида пишет относительно одной теоремы следующее: «Если слушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору. Рассказывают, что в честь этого открытия он принес в жертву быка». Сформулируйте теорему, о которой идет речь. | теорема Пифагора – квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов |
Каркас | Дан кусок проволоки, длиной 120 см. Какое наименьшее число раз придется ломать проволоку, чтобы изготовить каркас куба с ребром 10 см? | 4 раза |
Бизнес | Вася печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше и на сколько? | в первый на 1 рубль |
Задача | "Задача о гусях" Гуси с юга к нам летели - Добрый день вам, сто гусей. - Кто сметливый, - отгадает. | 36 гусей |
Закономерность | Найдите закономерность и закончите числовой ряд: 0, 3, 8, 15, ? | 24, числа возрастают на 3, 5, 7, 9 |
Музыка | Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА. | «Миллион алых роз» |
Приложение 3
Список используемой литературы
- Информатика: Учебник для 5 класса / Л. Л. Босова – М.: Бином, 2006.
- Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова – М.: Бином, 2007.
- Информатика: Учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович – М.: Бином, 2006.
- Информатика: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович – М.: Бином, 2007.
- http://dic.academic.ru/
- http://promo.ntv.ru/programs/games/svoyaigra
- http://www.igra.tv/si/rules_2004.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Своя игра" к уроку математики по теме "Обыкновенные дроби."
"Своя игра" по теме "Обыкновенные дроби". Подобраны вопросы и задания на действия с обыкновенными дробями, задачи на дроби и проценты....
"Своя игра" Неделя физики, математики, информатики
Сценарий можно использовать для проведения итогового мероприятия в предметной неделе. Игра составлена на основе одноименного телевизионного шоу. Содержит вопросы школьного курса математики, физики и и...
Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов
Познавательную игру "Своя игра. Живая планета" можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Воп...
Своя игра. 6 кл. математика
Своя игра. 6 кл. математика...
"Своя игра" презентация по математике для учащихся 5 класса
Данную презентацию можно использовать на внеурочных занятиях по математике...
Своя игра "ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА"
Математическая игра ежегодно проводится для первокурсников в стенах техникума имени Красной Армии.Вызывает массу положительных эмоций, развивает интерес к предмету и желание изучать новое.Игра с...
Своя игра на уроке математики
Закрепление и обобщение знаний...