Игра в 5 классе Математическое путешествие
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Ткаченко Сергей Николаевич

Игра в 5 классе Математическое путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_v_5_klasse_matematicheskoe_puteshestvie_.zip1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Игра  "Математическое путешествие"

Цели: 

  • повышение интереса обучающихся к математике;
  • расширение кругозора обучающихся;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание ответственного отношения к делу, умения внимательно слушать сверстников;
  •  формирование представлений о математике как универсальном языке;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения; алгоритмической культуры;
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
  • воспитание средствами математики культуры личности.

 Задачи:

  • предусмотреть возможность компенсации пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии, развитии внимания и памяти;
  • обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
  • обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
  • сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  • развивать навыки вычислений с натуральными числами;
  • учить выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия с десятичными дробями;
  • дать начальные представления об использование букв для записи выражений и свойств;
  • учить составлять по условию текстовой задачи, несложные линейные уравнения;
  • продолжить знакомство с геометрическими понятиями;
  • развивать навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Формируемые УУД:

ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ

  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выявления признаков;
  • построение логической цепи рассуждений

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-      умение самоорганизовываться;

  • умение приспосабливаться;
  • умение выбрать оптимальный путь решения конкретной задачи в зависимости от внешних условий;
  • фиксация индивидуального затруднения;

КОММУТАТИВНЫЕ

  • умение оперативно мыслить;
  • умение работать в группах, парах;
  • умение договариваться, находить общий язык с собеседником,
  •  умение отстаивать свою точку зрения, прислушаться к мнению оппонента.

ЛИЧНОСТНЫЕ

-      умение систематизировать знания;

  • умение использовать факты в конкретной ситуации;
  • стремление познавать;
  • умение использовать инструкции.

Оборудование: мультимедийная система, на экране корабль с парусами , запись звука корабельного колокола, на столах- "островах" листки для подготовки к ответу, цветные карандаши или фломастеры, набор спичек или счетных палочек, разрезанные геометрические фигуры в конвертах для каждой команды

Правила игры: Пять команд из пяти учащихся путешествуют по шести островам с математическими заданиями: остров Миражей, остров Кладов, остров Логика, остров Поговорок, остров Красок, остров Ребусов. У всех команд своя карта с указанным направлением движения. На каждом этапе жюри оценивает ответы и заносит баллы в маршрутные листы. В финале подсчитывается общее количество правильных ответов и объявляет победителя.

Маршрутный лист:

Команда (название), класс

Конкурс Капитанов

Остров Логика

Остров Кладов

Остров Миражей

Остров Поговорок

Остров Красок

Остров Ребусов

Общее количество баллов

Ход игры:

Ведущий 1: 

Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь

 Надо многое знать, надо многое уметь.

 И при этом, и  при этом, вы смекайте-ка.

 Очень важная наука математика.

 Почему корабли не садятся на мель.

 А по курсу идут сквозь туман и метель.

 Потому что, потому что, вы смекайте-ка

 Капитанам помогает математика.

 Чтоб врачом, моряком, или летчиком стать,

 Надо прежде всего математику знать.

 И на свете нет профессии, вы смекайте-ка,

 Где бы вам не пригодилась математика

Ведущий 2:

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по математическим островам. На каждом этапе вам нужно будет справиться с математической загадкой. Работайте дружно, быстро думайте, смекайте, старайтесь внимательно слушать друг друга, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы. Капитаны команд дают правильный ответ членам жюри.

Капитаны, представьте свои команды! ( объявляют название команды, класс, эмблему отдают жюри).

Конкурс капитанов:

Капитаны отвечают на вопросы, при правильном ответе получают маршрутный лист.

Вопросы:

  1. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках? Ответ: 50.
  2. Сосчитай до 30. Вместо чисел оканчивающихся на 3 промяукай!
  3. За столом сидят 2 отца, 2 сына, им подали 2 яйца. Как они разделили их между собой? Ответ: по 1 яйцу каждому.
  4. В скольких  числах от 0 до 50 для написания  используется цифра 4? Ответ:15
  5. У коровы их 2, у собаки – 3, у овцы – 2, у петуха – 8, у коня – 5, у рыбы – 0, у волка – 1. О чём идёт речь? А сколько их у осла? Ответ: Количество букв в их «разговоре».

Каждая команда начинает  путешествия с острова, обозначенного на своей карте. Затем продолжают движение по указательным стрелкам.

Ведущий 1: Итак, команды, на старт, внимание, отдать швартовы! (Слышен звук корабельного колокол).

Остров Поговорок ( 10 минут)

За 10 минут придумать и вспомнить сколько возможно пословиц и поговорок, к которых встречаются числа.

Ответы:

- Семь раз отмерь - один раз отрежь;-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.;- Семеро одного не ждут.

- Один за всех, все за одного;- Один в поле не воин;- Одна голова - хорошо, а две- лучше.

Остров  Логика ( 15 минут)

  Двадцать четыре спички выложены так, как показано на рисунке. Сколько здесь квадратов? (14) Выполните следующие задания:  

а) уберите 4 спички так, чтобы образовалось 4 маленьких квадрата и 1 большой;

Ответ:

б) уберите 4 спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;

Ответ: 

в) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;

Ответ: 

г) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;

Ответ: 

д) переложите 12 спичек так,  чтобы образовалось  2 равных квадрата;

Ответ:          

е)   уберите  8 спичек так,  чтобы образовалось  4 равных квадрата ( два решения);

Ответ:                                                                                                                                                                                                ж) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 3 квадрата;

Ответ: 

з) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 3 квадрата;

Ответ: 

и) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 2 квадрата ( два решения);

Ответ: ,

к) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 2 квадрата и 2 пары равных неправильных шестиугольников.

Ответ: 

Остров Миражей ( 7 минут)

Из разрезанных  произвольным образом пазлов сложить фигуры: круг, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.

Необходимо заранее разрезать несколькими способами выше перечисленные фигуры и вразброс выложить на стол.

Остров Ребусов ( 10 минут)

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

4

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

8

9

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на нем. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения: ( а + в ) = ас + вс.     5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равна 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.

Ответы:

По горизонтали: 2. Миллион 4. Гектар.6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.

По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни

Остров Кладов ( 10 минут)

( На этом этапе ученики выбирают карточку с задачей)

1. Миша купил книгу, заплатив за нее несколько двадцатикопеечных монет. Если бы он за нее заплатил пятнадцатикопеечными монетами, то ему пришлось бы дать продавцу на одну монету больше. Сколько стоила книга?

Ответ: Пусть за книгу заплатили х монетами по 20 копеек, тогда 15-копеечных должно быть 1+х. Уравнение: 20х = 15 (х + 1). Книга стоила 60 копеек.

2. Рыбак поймал рыбу. Масса хвоста этой рыбы равна 1 кг, масса головы такова, какова масса хвоста с половиной туловища, а масса туловища равна массе головы и хвоста вместе. Какова масса всей рыбы?

Ответ: Пусть масса половины туловища рыбы равна х кг, тогда масса всего туловища 2х кг, а масса головы х + 1 кг. С другой стороны, масса туловища соответствует массе головы и хвоста вместе, т.е. х+1+1 кг. Уравнение: х+2=2х, х=2. Масса рыбы 8 кг.

3. Вдоль сторон квадратной площадки через каждые 2 метра установлены столбики. Вдоль одной стороны установлен 21 столбик. Каков периметр площадки? Сколько столбиков установлено вокруг всей площадки?

Ответ: Периметр площадки 160 м. Всего установлено 80 столбиков.

4. Володя, Саша, Игорь и Алеша удили рыбу. Все вместе выловили 40 ершей. Володя поймал на 4 рыбки больше Саши, Саша - на 4 больше Игоря, Игорь - на 4 больше Алеши. Сколько ершей поймал каждый мальчик?

Ответ: Пусть Алеша поймал х рыбок, тогда Игорь поймал ( х+4) рыбки, Саша - (х+8) рыбок, Володя - (х+12) рыбок. Уравнение: 4х+24=40.

Володя поймал 16 рыбок, Саша - 12 рыбок, Игорь - 8 рыбок, Алеша - 4 рыбки.

5. Имеется 16-литровый сосуд, доверху наполненный молоком. Кроме того, есть 2 пустых сосуда - 6-литровый и 10-литровый. Как разделить молоко на две равные части, используя для переливания только эти сосуды?

Ответ:

16-литровый сосуд

16

6

6

12

12

2

2

8

10-литровый сосуд

0

10

4

4

0

10

8

8

6-литровый сосуд

0

0

6

0

4

4

6

0

Остров Красок ( 10 минут)

Решить примеры и раскрасить картинку.

 

http://www.mat-raskraska.ru/images/stories/Raskraski/Deistvia-s-obiknovennimi-drobyami/X-i-delenie-obiknovennih-drobey_m.jpg

Задания к последней картинке:

  1. Какая из дробей больше  или ?
  2. Какая из дробей меньше  или ?
  3. Какая из точек лежит левее на координатном луче

А(  ) или В(  )?

  1. Какая из точек лежит правее на координатном луче

К(  ) или М(  )?

  1. Сложите  числа 40 и   числа 60.
  2. Из  числа 72 вычтите   числа 21.
  3. № 1002 (учебник).

Таблица ответов:

  ответ

     цвет

  ответ

     цвет

     

красный

       

розовый

      60

зеленый

      15

голубой

      56

бордовый

       

фиолетовый

     

жёлтый

     

черный

       

серый

       

сиреневый

      33

синий

       34

коричневый

  На рисунке указаны номера заданий. Выполните задание в тетради, найдите ответ в таблице и соответствующим цветом разукрасьте рисунок.

Все команды возвращаются на исходную позицию. Капитаны сдают жюри свои маршрутные листы. Идет подсчет баллов. По окончании объявляются окончательные итоги и победитель.

Проходит награждение грамотами и вручается сладкий приз выигравшей команде.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра 6 класс "Математический ринг"

Математическая игра для учащихся 6 класса с использованием краеведческого материала о Санкт-Петербурге. Ее можно проводить и в других классах. Есть презентация....

Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 8 классе: "Математическое путешествие"

Данная разработка представляет заочное путешествие восьмиклассников по станциям. На  станциях  учащиеся  получают исторические сведения , участвуют в конкурсах, решают задачи.Цель мероп...

Внеклассное мероприятие по математике 6 класс "Математическое путешествие в космос"

Тема: « Математическое путешествие в космос».6 классЦель: Повысить интерес к изучению математики, способствовать развитию трудолюбия, взаимопомощи, патриотизма.Мероприятие проходит в форме космическог...

Урок-игра, 5 класс "Веселое путешествие"

Цель: повторить и систематизировать базовые знания, полученные в начальной школе. Задачи:- развивать внимание, мышление, самостоятельность, формировать способность к обучению.- научить рассуждать...

Урок–игра для 5 класса «Математическое путешествие с талисманами игр Сочи-2014»

Урок в форме игры, в которой класс разделен на 4 командыЦели урока:1)        Образовательная:закрепить знания учащихся по теме «Действия с натуральными числами»2)...

«Интегрированный урок/занятие» Внеклассное мероприятие по математике и информатике Игра по станциям «Математическое путешествие» для 7 классов

Внеклассное мероприятие по математике и информатикеИгра по станциям «Математическое путешествие» для 7 классовВведение: По новым ФГОСам у обучающихся должны формироваться информационно-ком...