ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ
статья по математике (6 класс) на тему
СТАТЬЯ С ПРАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ И ПРИМЕРАМИ ИЗ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gromenkova.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
С.И.Громенкова,
учитель русского языка и литературы
МОУ « Лицей №5» г. Железногорска
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ.
Чтение делает человека знающим,
беседа – находчивым, а привычка
записывать – точным
Фрэнсис Бэкон.
Вызвать интерес к книге, желание прочитать – главная задача учителя литературы, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – основа успешного изучения литературных произведений.
Одним из основных средств повышения мотивации обучающихся к чтению считаю интеллектуально-познавательные и творческие задания, которые активно использую на уроках литературы.
Интеллектуально-познавательные и творческие задания помогают разнообразить жизнь школьников, вызывают интерес к познавательному общению, удовлетворяют потребность учащихся в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. В процессе выполнения таких заданий у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Отличительной особенностью этих заданий является возможность вовлечения каждого учащегося в активную работу. Увлекшись, учащиеся не замечают, что, читая, учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Во время решения познавательных задач дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.
В настоящее время социуму необходим человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Этому и служат интеллектуально-познавательные задания, они же и мотивируют учащихся к внимательному, вдумчивому чтению и, как итог, созданию творческих работ.
Перед изучением рассказа А.Грина «Зеленая лампа» составляем «Елочку ассоциаций». Задание:1) запишите слово «подарок» и в течение 20 секунд напишите к нему 3 слова – ассоциации в столбик. Подчеркните последнее слово и подберите 3 слова – ассоциации к нему. Повторите прием 3-4 раза. Получится лесенка из слов.
Пример
Лампа
свет
вечер
книга мысль
радость
надежда идея
знания
успех
2) Подберите к выделенным словам эпитеты, сравнения; 3) Составьте связное высказывание с подчеркнутыми словами и подобранными художественными средствами.
После просмотрового (первичного) чтения предлагаю детям составить паспорт рассказа «Зеленая лампа» Александра Грина:
Автор: Александр Грин
Произведение: «Зеленая лампа»
Время создания: 11июля 1930 года
Тема произведения: судьба бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, жизненное падения богача Стильтона
Идея произведения: тот, кто имеет высокую цель, может стать хозяином своей судьбы
(Учащиеся получают таблицу с пустой правой колонкой. Пустые графы заполняются в процессе поискового чтения.)
Далее можно предложить детям составить «досье» на одного из героев рассказа (работа в группах или парах).
Образец «досье» на Джона Ива
1. Имя – Джон Ив.
2. Возраст – 25 лет.
3. Происхождение – сирота, воспитанный в семье лесничего.
4. Социальное положение – бродяга.
5. Место проживания – из Ирландии приехал в Лондон.
6. С какой целью действует – «ожидание чуда», желание заработать деньги.
7.Чего достиг – открыл «увлекательную страну тайн человеческого организма».
Пример кейса
по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»
1. Практическая ситуация (чтение повести)
2. Вспомогательный теоретический материал.
- Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. Пифагор Самосский
- Нужда всему научит тех, кого она коснется. Плавт Тит Макций
- И самый последний нищий, при других условиях, способен быть первым богачом. Козьма Прутков
- Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. Гете
3. Вопросы к кейсу.
- Что было сделано?
- Какие поступки героев вы считаете правильными, а какие нет? Почему?
- Что бы вы сделали в этой ситуации? Почему?
- Что можно исправить, а чего нельзя? Почему?
- Какую проблему поднимает А.Грин в своем рассказе?
Также на своих уроках использую разнообразные письменные и графические работы: сделать рисунок, составить кластер, опорную схему, логическую цепочку, таблицу, схематический конспект.
Также учащиеся могут получить задания по вариантам, в которых указаны только первый и последний пункты, задача детей дописать недостающие.
1вариант. «Путь Джона Ива к успеху »
5. «Благодаря вашей издевательской щедрости я стал образованным человеком»
4. «Изучите математику, геометрию, ботанику, морфологию, латынь и др.»
3. «Однажды я раскрыл анатомию, лежащую на этажерке…»
2. «Я несколько лет зажигал лампу»
1. «Плохо одетый человек лет двадцати пяти, лежащий без движения»
2 вариант. «Этапы падения Стильтона»
1. «Дорогие рестораны, вино, артистки»
2. «Игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье»
3. Проигрыши на бирже
4. «Грязный, скверно одетый старик с истощенным лицом»
На уроках литературы стараюсь создавать условия для творчества, помочь ребенку увидеть необычное в повседневном, поверить в себя, в свою индивидуальность, научиться творить; стимулировать интерес к самостоятельной творческой деятельности; формировать креативное мышление, направлять учебную деятельность на создание творческого продукта.
Для решения этих задач предлагаю ученикам творческие работы и задания творческого характера:
- создание проектов (после изучения произведений детектив-ного жанра выполняем творческий групповой проект «Сочиняем детектив»; пишем сценарий игры «По страницам учебника литературы»);
- ролевая игра («Суд над механиком Салерно», «Путешествие в мир фантастики»);
- мысленное экспериментирование (личный дневник Мари Лоран, записная книжка Ромашова, сайт Владимира Дубровского, переписка «В контакте» Лены Бессольцевой с одноклассниками);
После изучения любого художественного произведения учащимся можно предложить написать РАФТ: Р – роль(герой произведения); А – аудитория (для кого или с кем говорю); Ф – форма (монолог, диалог, полилог); Т – тема (о чем буду говорить).
Пример: Р – Стильтон; А – сам Стильтон; Ф – внутренний монолог; Т- о своем поступке.
Тысяча чертей! Что произошло? Бродяга – врач…Возможно ли это? Я разорился…проклятая паника на бирже…крупные проигрыши…Три года как я нищий…А он? Дурак, купленный в рассрочку…не спился от скуки…не сошел с ума…Он врач! А я…Вот как наказал меня Бог! Зачем? Зачем я решил сделать из живого человека игрушку? Бог милостив, я знаю…Быть может, меня возьмут на работу в больницу…Только бы выздороветь. (Илюшина Валерия, 6 класс).
Мини-проект. Задание: если бы предложили поставить памятник одному из героев рассказа, кому бы вы его поставили? Как бы он выглядел?
Пример. Я бы поставила памятник Зеленой Лампе, так как считаю ее главным героем, ведь недаром автор вынес ее имя в заглавие рассказа.
На квадратном мраморном постаменте стоит лампа из зеленого гранита. Она озаряется ровным теплым светом «от пяти до двенадцати ночи», символизируя собой надежду, помогающую выжить и остаться человеком даже самых бесчеловечных условиях. Около кнопки для включения лампы золотыми буквами выгравирована надпись: «Спускаясь, по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку». (Громенкова Юлия,6класс, к рассказу был приложен гипсовый макет памятника).
Синквейн
Лампа
Зеленая, озаряющая
Вдохновляет, меняет, погружает
Увлекательная страна человеческих тайн
Чудо. (Пузакова Виктория, 6 класс).
Ролевая игра. Обсудите предложенную ситуацию, выполните предложенное задание.
1группа. Представьте, что вы встретились с Реймером, другом Стильтона. Расспросите его об отношении богача к шутке. Разыграйте диалог, выразив свое отношение к происходящему.
2 группа. Представьте, что вы журналист. Возьмите интервью у известного хирурга Джона Ива.
3 группа. Представьте, что вы – известный писатель А.Грин. Вам предстоит написать третью часть рассказа.
Интерес к работе над сложными задачами делает школьников по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий и облегчает усвоение трудного материала.
Интеллектуально-познавательные и творческие задания обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких заданий стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к вдумчивому чтению. А «чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков – их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей» (Рене Декарт)
Список литературы
- Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. - М.: Просвещение, 1994. - Ч.1 - 288с.; Ч.2 - 288с.
- Долбилова Ю. В. Нетрадиционные и игровые уроки по литературе. - Ростов н/Д., 2010. - 285 с.
- Зигуненко С. Н. Детская энциклопедия. «Я познаю мир. Тайны литературы». М.: Астрель, 2002. - 395с.
- Мандель Б. Р. Педагогика. - М.: Флинта, 2014. - 288с.
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната»
В статье рассказывается о методах и приемах, используемых при подготовке домашнего задания для повышения мотивации обучения. Формы работы способствуют развитию внимания, памяти, мышления, снижают утом...
Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...
Использование творческих заданий как средство повышения учебной мотивации обучающихся 7 классов на уроках информатики
Исследовательская работа по изучению учебной мотивации к предмету информатика учащихся 7-х классов....
Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)
В данной работе описаны преимущества применения мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...
Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "
В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....
Повышение мотивации обучающихся к чтению в условиях реализации ФГОС ОО
Обобщение педагогического опыта по теме "Использование потенциала музеев в обучении и воспитании"...