ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №9
Мацневой Анны Николаевны
Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе мы используем информационные технологии в двух направлениях:
1) демонстрация слайдов (использование презентаций);
2) создание тестов (используя тестовую оболочку).
Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS PowerPoint, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS PowerPoint мной созданы презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета. Использование таких презентаций дает хороший результат. Так, например, использование презентации «Вписанные углы» на этапе актуализации знаний позволило решить больше задач, что дало возможность сэкономить время на уроке и вызвало больший интерес у ребят, нежели работа по готовым чертежам у доски, а презентация к уроку «Делимость произведения» позволила разнообразить устную работу, сделать ее более наглядной, яркой, интересной.
В результате работы накоплен следующий материал с использованием ИТ:
1) уроки по темам:
- системы линейных неравенств с двумя переменными;
- делимость произведения;
- вписанные углы;
- преобразования графиков;
- одночлены и многочлены;
- «Статистика - дизайн информации» - урок - лаборатория
2) внеклассное мероприятие «За страницами математики» (устный журнал);
3) проекты:
- носители информации;
- тестовые оболочки;
- последовательность Фибоначчи.
Помимо собственных разработок используются диски по математике. Хотя, на мой взгляд, существующие в настоящее время отечественные программные продукты, связанные со школьным курсом математики, по существу, представляют собой курсы математики, снабженные эффектной оболочкой, голосовым сопровождением и часто похожи на обычные уроки.
Но есть среди них и такие, которые хочется использовать на уроках. Первый диск - это «Математика. Функции и графики». Данный диск нами использовался при изучении тем «Графики функций», «Преобразования графиков». Полный мультимедийный курс позволяет освоить следующие темы данной дисциплины: числовые последовательности, системы координат, основные свойства функции, преобразования в декартовой системе координат, элементарные функции, производная и ее применение, интегрирование, дифференциальные уравнения. Авторы данного курса - кандидат технических наук Д.И. Мамонтов и Соросовский учитель Р.П. Ушаков.
Интерактивный курс включает:
- иллюстрированный учебник;
- более 450 интерактивных графиков;
- 56 интерактивных моделей;
- Граф - интерактивный инструмент для построения графиков функций;
- Около 800 вопросов и задач;
- Справочные таблицы (через гиперссылки);
- Биографии ученых-математиков (через гиперссылки);
- Систему составления контрольных работ.
Очень интересным нам показался программный продукт «Живая математика», позволяющий делать «живые» чертежи по геометрии (видеть чертеж в движении, движение точки по графику и т.д.). Программа позволяет также проводить необходимые измерения на чертеже и фиксировать их результаты, имеется система таких преобразований как поворот, отражение, сдвиг, растяжение.
Возможность «Живой геометрии» создавать динамические чертежи и презентации позволяет сэкономить время, которое тратится на выполнение различных построений «от руки», и ни на секунду не отвлекаться от изучения свойств объекта. Конечно, сама по себе «Живая геометрия» ничего не делает: все чертежи в ней создаются и используются пользователем, программа лишь предоставляет необходимые средства для такой работы.
Второе направление нашей работы - создание компьютерных тестов. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся по разным программам, учебникам. Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля - устные и письменные экзамены и собеседования. Применение автоматизированной системы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся позволяет передать судейские функции от учителя компьютеру, а это снижает уровень накопления у учителя негативных эмоций, связанных с применением карательных мер по отношению к ученику. У ученика же снижается негативное восприятие учителя как человека, от чьего мнения зависит его судьба. Таким образом, взаимное неудовлетворение ученика и учителя может быть снижено и частично решена проблема «синдрома сгорания учителя» и «синдрома сгорания ученика».
Особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество. Мы в своей работе используем тестовую оболочку автора А.С. Башлакова и тестовую оболочку «Познание». Тестовая оболочка А.С. Башлакова очень проста в применении, при создании непосредственно самого текста теста используется среда «Блокнот». Каждый учитель может создавать свои тесты с учетом индивидуальных особенностей класса и учащегося в отдельности. Но, к сожалению, возможности среды Блокнот очень ограничены и нет возможности записать все математические формулы, поэтому возникла необходимость изучить и использовать еще одну тестовую оболочку «Познание». В результате такой работы нами созданы компьютерные тесты в двух вариантах для 5 классов (автор Н.Б. Истомина) по следующим темам:
1) НОД и НОК;
2) признаки делимости.
Таким образом, можно сказать, что применение информационных технологий на уроках повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, следовательно, будет повышаться и качество знаний
по предмету. Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики
Презентация педагогического проекта...
Использование ИКТ на уроках математики с целью мотивации учащихся и повышения качества знаний.
В классе есть только один компьютер и проектор.Как сделать урок интересным? Как сэкономить время на уроке для решения более сложных заданий и своё личное время при подготовке к уроку? Делюсь опытом....
О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...
Использование ИКТ на уроках математики
Мое выступление на педагогических чтениях районного уровня....
Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"
В работе представлена программа самообразования на три года....
Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1
Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...