Здоровый образ жизни языком математики
методическая разработка по математике (6 класс)
Это конспект интегрированного урока по математике, где раскрывается проблема сохранения здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni_yazykom_matematiki.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по математике в 6 классе
Тема урока: « Здоровый образ жизни языком математики»
Тип урока: урок решение задач
Цели: 1) образовательные - расширение знаний учащихся о ЗОЖ, знакомство с биологическим аспектом проблем на примере математических задач, отработка практических умений и навыков выполнения арифметических действий с дробями, процентами;
2) развивающие - развивать умение сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память;
3) воспитательные - воспитывать аккуратность, формировать бережное отношение к своему здоровью, пропагандировать ЗОЖ.
Методы и методические приемы обучения:
- Методы организации и осуществления учебной деятельности
- Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие ее учащимися посредством слушания, наблюдения или практических действий):
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
- Сравнение
- Обобщение
- Абстрагирование
- Классификация
- Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в учебно-воспитательной деятельности):
- Методы учебной работы под руководством учителя
- Методы самостоятельной учебной деятельности учащихся
- Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
- Методы стимулирования мотивов интереса учению
- Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости
- Методы контроля и самоконтороля учебной деятельности
- Устные
- Письменные
- Фронтальные
- Групповые
- Индивидуальные
Средства обучения (оборудование): презентация (Приложение 5), листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3), задача для индивидуальной работы (Приложение 4), проектор, компьютер, выставка литературы о ЗОЖ, плакаты и рисунки детей (Приложение 6), сообщения учащихся (Приложение 7), фильм «Вред курения» (Приложение 5).
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
3. Решение задач (24 мин.)
4. Самостоятельная работа (10 мин.)
5. Итог урока (5 мин.)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слайд 1 Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать одному требованию - быть здоровым. Примерно 75% болезней взрослые заработали в детские годы. Мы хотим начать урок словами великого мыслителя Гейне: « Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Конечно же, здоровье! Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Каждый из нас хочет быть здоровым и счастливым. Но не задумывается о том, как сделать, чтобы жизнь была в ладу с собой, с окружающим миром. Секрет прост - здоровый образ жизни. Не случайно в народе говорят: « В здоровом теле - здоровый дух». Сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какие существуют способы для того, чтобы ослабить неблагоприятные воздействия на организм и как помочь себе сохранить своё здоровье. Тема сегодняшнего урока: « Здоровый образ жизни языком математики». Слайд 2 Сегодня на уроке мы должны:
Слайд 3
Итак, сформулируйте определение процента Назовите основные типы задач на проценты Слайд 4 Задания на основные типы задач на проценты:
Слайд 5 ( фронтальная работа с классом устно по цепочке) Выполнив данное задание, почтите известное высказывание: 1) 1,8 + 2,5 = 4,3 В 2) 2,7 + 1,1 =3,8 А 3) 5 + 0,35 = 5,35 Ш 4) 2,5 – 1,6 = 0,9 Е 5) 3,2 – 1,4 = 1,8 З 6) 3,4 – 0,2 = 3,2 Д 7) 15 * 0,01 = 0,15 О 8) 12,2 : 10 = 1,22 Р 9) 2,2 : 0,1 = 22 О 10)166 : 100 = 1,66 В 11) 0,3 * 5 = 1,5 Ь 12) 6,66 : 6 = 1,11 Е 13) 2,7 * 10 = 27 В 14) 4 : 5 = 0,8 В 15) 0,64 : 4 = 0,16 А 16) 1,5 * 6 = 9 Ш 17) 0,691 * 100 = 69,1 И 18) 1,2 : 6 = 0,2 Х 19) ½ от 16 = 8 Р 20) 20% от 16 = 3,2 У 21) 150% от 16 = 23 К 22) ¾ от 16 = 12 А 23) 25% от 16 = 4 Х «Ваше здоровье – в ваших руках» Слайд 6
(Работа по группам) Заранее учащиеся разделены на три группы: - «Режим дня как образ жизни» - «Табакокурение - вредная привычка» - «Витамины и их роль в жизни человека» У вас на столе лежит листок самоконтроля (Приложение 1), распечатка самостоятельной работы (Приложение 2), задачи для работы в группах (Приложение 3). Это то, что нам пригодится для работы. 1 группа «Режим дня» Слайд 9 Задача №1. (на листочках для сомоконтроля) (Приложение 1) « Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 4/24 часть суток - чтение умных книг; 9/24 часть суток - совершение добрых дел; 2/24 часть суток - приём пищи; 6/24 часть суток - занятие сортом, 8 часов на сон. Выполним ли его план? Сколько по времени длится ваш сон? Поднимите руку те, кто спит больше 8 часов в сутки. Итак, руки подняли 20% детей всего класса Правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе. Чтобы воздух был чище, надо сажать деревья. Слайд 10 Задача №2. (на листочках для самоконтроля) (Приложение 1) Сколько всего деревьев посажено в парке, если 44% из них дубы, столько же сосен, а остальные 60 деревьев - ели? Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они работают как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Вывод: Итак, соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья и повышает работоспособность организма. Слайд 11 2 группа « Табакокурение» Вторая группа занималась проблемой табакокурения. Прежде чем мы выслушаем сообщения учащихся по этому вопросу, из каждой группы приглашаются по одному представителю для самостоятельного решения задач. Слайд 13 Задача № 1(по одному) (Приложение 3) Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями лёгких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. (Фильм «Вред курения) Итак, при курении ухудшается внешность, теряется слух и зрение, развиваются заболевания внутренних органов, повышается раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость. Первая задача по теме табакокурения. Слайд 14 Задача №2(вместе устно) В школе №1 был проведён социологический опрос среди старшеклассников. Было опрошено 120 человек, из них 35% курят, 25% пробовали, остальные 40% не курят. Сколько человек в школе курят, пробовали и не курят? Поднимите руки те, у которых в семье папа курит. Поднимите руки те, родители которых не курят. Примерно 30% учащихся, у которых ни папа, ни мама не курят. Поприветствуем эти семьи. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Следующую задачу мы будем решать на доске и в тетради. Слайд 15 Задача №3(у доски) Некоторые фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. На сколько меньше получит курящий человек, если заработная плата 20200 рублей? Вывод: Итак, запомните, от причин, связанных с употреблением табака, умирает каждый пятый. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно мы теряем 500 тысяч человек. Слайд 16 3 группа «Витамины» Во второй половине 19 века считалось, что пищевая ценность продуктов определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Но современная наука особое место отводит витаминам. Первое упоминание о витаминах было в 1880 году русским ученым Николаем Луниным, а терми витамины ввел в 1911 году польский ученый Казимир Функ. Слайд 19 Задача №1.(на листочках самоконтроля) (Приложение 1) Изюм один из самых полезных сухофруктов, он сохраняет практически все свойства свежего винограда, до 70-80% витаминов и микроэлементов. При сушке винограда изюм составляет 32% массы используемого винограда. Сколько изюма получится из 10 кг винограда? Слайд 20 Задача №2(устно) В 100г капусты брокколи содержится 120 мг витамина С, а в обычной квашенной капусте 2/3 этого количества. Сколько мг витамина содержится в такой же порции квашенной капусты? Слайд 21 Задача №3.(на листочках самоконтроля) (Приложение 1) В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил 0,2 всех витаминов, за обедом- 0,7 остатка, а за ужином- 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеником в день? Вывод: Итак, витамины необходимы для нормального функционирования организма человека. Их недостаток приводит к ослаблению иммунитета, появлению разнообразных болезней, нарушению обмена веществ, излишней полноте. На примерах задач, мы посчитали, какая норма витаминов день у детей вашего возраста.
Самостоятельная работа, которая включает в себя три задачи по данной теме и предложения, которые необходимо продолжить. Работу выполняем в тетрадях, по окончании урока тетради сдать и вы получите оценку за урок. 1 Вариант 1) Норма суточной потребности человека в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета уничтожает 20% витаминов. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто курит? Решение: 1) 20 /100 = 0,2 – 1% 2) 0,2 * 125 = 25 (мг)- ворует Ответ: 25 мг. 2) Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе? Решение: 1) 1,2 * 2/3 = 0,8 (мг)- в комнате 2) 0,8 *10 = 8 (мг) – после 1о сигарет 3) 8/40 *100 =20% - в комнате Ответ: 20%, 8 мг. 3) Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма составляет 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остаётся? Решение: 1) 25 * 14 =350 (мг) – теряет 2) 500 – 350 = 150 (мг) – остаётся Ответ: 350 мг, 150 мг. 4)Как бы вы продолжили предложение: 1) Моё здоровье- 2) Курить- 3) Чтобы воздух был чище надо- Слайд 22 5) Итог урока Ваше домашнее задание будет дифференцированным. Вы можете выбрать, какое задание выполнять.
Оценки за урок. Слайд 23 Итогом урока могут быть слова Авиценны: В ком воля есть и сильный дух, Тот победит любой недуг,- Болезнь отступит перед гордым, Перед бесстрашным, непокорным. Именно сильная воля нужна каждому человеку, она помогает выстоять при любых обстоятельствах – при решении сложной задачи, при занятиях спортом, при суживании отрицательных качеств, при воспитании воли человека. | Процент – одна сотая часть числа
2) Нахождение числа a по данному проценту p % 3) Нахождение процентного отношения чисел a и b 20 25 50 100 1000 25% 4,3 3,8 5,35 0,9 1,8 3,2 0,15 ,22 22 1,66 1,5 1,11 27 0,8 0,16 9 69,1 0,2 8 3,2 23 12 4 Сообщение учащихся (Приложение 7) Слайд 7 Режим от французского слова управление. Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определённый ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. Поэтому необходимо строго придерживаться определённого времени подъёма и отдыха ко сну, приготовления домашних заданий, приёмов пищи, т.е. следовать определённому, установленному режиму дня. Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и, прежде всего, с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы. Слайд 8 Правильно организованный режим дня школьника предусматривает: 1. Правильное чередование труда и отдыха. 2. Регулярный приём пищи. 3. Сон определённой продолжительности, с точным временем подъёма и отхода ко сну. 4. Определённое время для утренней гимнастики и гигиенических процедур. 5. Определённое время для приготовления домашних заданий. 6. Определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе. Режим - одно из ведущих условий и фактор сохранения и укрепления здоровья ребёнка. Соблюдение режима обеспечивает работоспособность ребёнка в течение дня. Решение:
Ответ: план не выполним. Решение:
Ответ: 500 деревьев. Решение: 1) 80% / 100% = 0,8 – 1% 2) 0,8 * 500= 400 (чел) – страдают заболеваниями лёгких Ответ: 400 человек. Сообщение учащихся (Приложение 7) Слайд 11 Курение табака - одна из самых распространённых вредных привычек, приводящая время от времени к серьёзным нарушениям здоровья. Есть тут и неорганические соединения мышьяка, меди, железа, свинца, полония (в том числе радиоактивного полония), есть в табачном дыме окись углерода, оксиды азота, синильная кислота. Недаром говорят, что перечень веществ, содержащихся в табачном дыме, принуждает содрогнуться: это целый справочник по вредным веществам. Ядовитые характеристики никотина доказываются просто: пиявка, поставленная курильщику, скоро отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин. Длительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем у некурящих. Слайд 12 Подсчитано, что курение ответственно за 90% случаев погибели от рака лёгкого, 75% - от бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца у людей в возрасте до 65 лет. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память. Всякому курильщику нужно держать в голове, что курение табака вредно сказывается не только на состоянии его собственного здоровья, но и на здоровье тех, кто его окружает. Решение:
Ответ: 30 человек, 42 человек, 48 человек. Решение:
Ответ: на 3030 рублей. Сообщение учащихся (Приложение 7) Витаминами называются органические вещества, которые не образуются в человеческом теле. Человек получает витамины из пищи. Витамины не несут энергетической нагрузки, а являются биологически активными веществами. Потребность человека в витаминах зависит от его возраста, состояния здоровья, условий жизни, характера его деятельности, времени года, содержания в пищи основных компонентов питания. Слайд 17 Дефицит витаминов ведёт к появлению специфических нарушений обмена с характерными клиническими проявлениями - гиповитаминозами. Избыток витаминов - гипервитаминоз - встречается гораздо реже ( в основном для витамина А). Все витамины делят на водорастворимые (В,С,РР) и жирорастворимые (К, Е, Д, А). Слайд 18 Витамин С - аскорбиновая кислота- участвует в окислительно-восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма. Содержится в вишне, бананах, винограде, яблоках и т.д. Витамин В1- тиамин - необходим для нормальной деятельности центральной и переферической нервной системы. Регулятор жирового и углеводного обмена. Содержится в хлебе, горохе, овсе. Витамин В - рибофламин- участвует в окислительно-восстановительных процессах. Содержится в сыре, молоке, яйцах, батоне, печени. Витамин РР - ниацин- участвует в окислительно- восстановительных реакциях в клетках. Содержится в зелёных овощах, орехах, крупах, дрожжах. Витамин А-ретинол- входит в состав зрительного пурпура, усиливает остроту зрения при слабом освещении, укрепляет эпителиальные ткани, необходим для нормального роста. Содержится в моркови, цитрусовых.
Решение: 10 -100% Х - 32% Х =32 * 10/100 = 3,2 (кг). Ответ: 3,2 кг Решение: 1) 120 * 2/3 = 80 (мг) – в квашенной капусте Ответ: 80 мг.
Решение: 1) 1 – 0,2 = 0,8- осталось 2) 0,8 ∙ 0,7 = 0,56 - за обедом 3) 1 – 0,2 – 0,56 = 0, 24 – за ужином 4) 30: 0,24 = 125 (мг) – в день Ответ: 125 мг.
2 Вариант 1) В 100 г говяжьей печени содержится 8 мг витамина А. Сколько витамина А содержит такая же масса сыра «Российского», если он составляет 3,2% от его количества в говяжьей печени? Решение: 1) 3,2 /100 = 0,032 – 1% 2) 0, 032 *8 = 0,256 (мг)- витамина А Ответ: 0,256 мг. 2) При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо внутрь, чтобы в организм попала смертельная доза яда? Решение: 1) 0,8 * 20 = 16 (мг) – в пачке 2) 48 / 16 = 3 (пачки) – нужно 3) 3 * 20 = 60 (сиг.) – смертельная доза Ответ: 60 сигарет, 16 мг. 3) В 100 г картофеля после сбора урожая содержится 25 мг витамина С, а зимой его содержание уменьшается до 40%. Сколько витамина С можно получить зимой из 200 г картофельного пюре? Решение: 1) 25 * 40/100 = 10 (мг) – зимой 2) 200 *10/100 = 20 (мг) – из 200 г. Ответ: 20 мг. 4)Как бы вы продолжили предложение: 1) Моё здоровье- 2) Курить- 3) Чтобы воздух был чище надо- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни.
Цель: формирование здорового образа жизни....
Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....
« Здоровый образ жизни языком математики»
Данная работа является одним из механизмов решения актуальной проблемы - формирования у учащихся школы здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и жизнь. Данная работа содержит конспект...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
« Здоровый образ жизни языком математики»
Это конспект интегрированного урока по математике, где раскрывается проблема сохранения здорового образа жизни....
Решение задач на проценты. "Здоровый образ жизни языком математики"
Урок с использованием современных технологий: Здоровьесберегающая технология, природосообразное воспитание грамотности. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)...
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....