ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ.
статья по математике на тему

Мамаева Елена Николаевна

Описывается целесообразность внедрения информационных технологий в процесс обучения математике в школе, что позволяет формировать ученика, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большого числа источников, умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить математические модели, экспериментировать и делать выводы. В статье говорится о  необходимости применения по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мамаева Елена Николаевна,

учитель математики

МБОУ «Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Усть-Ишимского муниципального района

Омской области

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ.

Развитие школы в целом и прогресс в отдельных направлениях её работы могут осуществляться только как инновационные процессы: путём использования новых идей, технологий, замены устаревших и неэффективных педагогических средств новыми и более эффективными для данных условий.

        Инновацией в образовании называют целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы, вызывающие её переход из одного состояния в другое [4, с.126].

        Одним из путей обновления, инновационного изменения любых участков жизнедеятельности школы является внедрение и использование новых образовательных технологий, в частности внедрение информационных технологий в процесс обучения математике в школе.

        Информационно-коммуникационная технология – это современная технология обучения с использованием компьютера (интернет-технологии, программирование, проектный метод обучения, дистанционное обучение и т. д.). Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала [1, с.232].

        По данным современных исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала; ⅓ часть увиденного; ½ часть услышанного и увиденного одновременно; ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения. [5, с.180]

Использование информационных технологий позволяет решить ряд важнейших проблем:

  • усилить мотивацию обучения;
  • повысить скорость усвоения знаний;
  • повысить качество усвоения изучаемого материала;
  • повысить активность учащихся в процессе обучения;
  • обеспечить контроль за преподаванием и усвоением материала;
  • установить тесную обратную связь;
  • успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что даёт возможность каждому учащемуся обрести уверенность в себе, в своих силах;
  • создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведение учебно-исследовательских работ;
  •  снять перегрузки [3, с.11].

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребёнку (подростку) намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. В настоящее время на смену обычной доски приходят интерактивные доски, сочетающие в себе возможности вывода на них с компьютера любой информации. Излагая материал, учитель может не просто демонстрировать на интерактивной доске то, что отображено на экране компьютера, но и управлять процессом презентации, давать свои комментарии, вносить поправки и коррективы в её содержание [2, с.31].  При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, компьютер в наглядной форме представляет разные функциональные зависимости, числовые соотношения, вводит ребят в мир математических абстракций; заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстрациях, данных, формулах, наглядно демонстрируются процессы (построение диаграмм, таблиц, графиков…) которые сложно провести с помощью плакатов или школьной доски, в компьютерном проекте  даются  объемные текстовые информации, задачи и разноуровневые компьютерные тесты, тесты-тренажеры, математические диктанты, исторические материалы, устные упражнения, самостоятельные работы, что значительно повышает эффективность усвоения материала. В учебно-воспитательном процессе электронные таблицы используются для управления усвоением знаний учащихся по конкретно выбранной теме. Это проверочные тесты, итоговые тесты, кроссворды, диаграммы, устные упражнения, с последующей проверкой. Тестированный контроль знаний учащихся предполагает наличие индивидуального компьютера у каждого школьника. В результате компьютерного теста объективно оценивается знания ученика. У учащихся появляется большой интерес к проверке знаний, умений и навыков. С их помощью можно: а) проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

                               б) быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

        Изменение технологии получения знания на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; введёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора в становлении у ученика «целостного качества быть Личностью» [5, с.185]. Значительное расширение и усложнение функции педагога в условиях информатизации образования, влечёт за собой изменение содержания его деятельности. Учитель избавляется от целого ряда нетворческих трудоёмких процессов и операций. Он перестаёт быть «репродуктором» знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня методической и технологической подготовленности.

        Компьютер на уроках математики практически решает проблему  индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Индивидуальная образовательная программа может использовать различные информационные средства и быть в разной степени самостоятельной и осуществляться в виде:

  • выполнения индивидуального задания в классе;
  • работы с модульной частью электронного учебника (изучение нового, упражнения, контрольные и самостоятельные работы);
  • самостоятельного освоения учебного предмета по электронному учебнику[5, с.186].

Разумная интеграция математики и компьютерных технологий позволит богаче и глубже взглянуть на процесс решения задачи, ход осмысления математических закономерностей. Кроме того, компьютер поможет сформировать графическую, математическую и мыслительную культуру учеников. Кроме того, с помощью компьютера можно готовить дидактические материалы: карточки, листы опроса, тесты и др. Эту работу могут под руководством учителя выполнять ученики. Наблюдая за ними, можно убедиться, сколько интереса и творчества она вызовет.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения математике в школе позволяет формировать ученика, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно получать необходимую информацию из максимально большого числа источников, умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить математические модели, экспериментировать и делать выводы.

Таким образом, есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.

Список литературы.

  1. Дик Н.Ф. Как стать лучшим учителем. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 320 с.
  2. Крымова Л.Н. Интерактивная доска на уроках математики - № 10, 2008, с. 31
  3. Новрузова О.М. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели. Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  4. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. Москва: Новая школа, 1997. – 341 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2 М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Внедрение информационных технологий в процесс обучения

Внедрение информационных технологий в процесс обучения Персональный компьютер в современном мире стал неотъемлемой частью жизни человека. Персональный компьютер помогает современному челов...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Доклад "Применение информационных технологий в процессе обучения математике"

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно испо...

Использование информационных технологий в процессе обучения математике

Статья "Использование информационных технологий в процессе обучения математике"...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.

Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики. Актуальность выбора.

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению  информационной технологии в процесс обучения силовой гимнастики.Актуальность выбора.В современных условиях педагогический процесс треб...