Конспект урока занимательной математики "Число 0" в 5 классе
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему
Цель урока по теме "Число 0" - расширить знания учащихся о числе 0. Познакомить детей с материалом выходящим за рамки школьной программы.Объяснить почему нельзя делить на нуль, так как в начальной школе это преподносится как догма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок занимательной математики «Число нуль»
Цель: Обобщить, расширить и углубить знания учащихся о числе ноль;
развивать умение наблюдать, размышлять, делать выводы, умение математически правильно выражать свои мысли;
воспитывать уважение к значимости мыслей, поступков.
I Организационный момент
I I Целеполагание
Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего .
И, как не странно, полагали,
Что нуль совсем не есть число.
Я цифра вроде буквы О
Я ведь Ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значу ничегошеньки!
О.Н.: Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока
Сегодня мы будем говорить о числе ноль. И постараемся выяснить, действительно ли это число ничего не значащее?
I I I История возникновения нуля
Ноль (нуль) (от лат. Nullus - никакой) - название первой (по порядку) цифры.
Впервые 0 был придуман вавилонянами примерно 2 тысячи лет назад. Но их изобретение не получило широкого распространения, потому что в их математике было не 10, а 60 цифр. Иными словами, они пользовались 60-ричной системой счисления. Зато из их математики люди взяли принципы учета времени - 60 минут по 60 секунд составляют 1 час.
Замечательным достижением индийских математиков в VII веке нашей эры было введение понятия нуля и знака для него, что позволило им создать десятичную систему записи натуральных чисел, чем мы сейчас пользуемся.
Покажите пожалуйста, как мы этим пользуемся
Построение с числом 31 040 248 500
Настя, что обозначает ноль при записи числа позиционным способом, по разрядам?
Ноль - математический знак, выражающий отсутствие значения данного разряда в записи числа в позиционной системе счисления.
Турпал, что мы еще можем сказать о нуле?
Нуль не является натуральным числом, но натуральным числам он очень нужен:
И хоть единица - Важная птица,
Но вместе со мною тотчас,
Она станет важнее в 10 раз.
Но не только лишь единица.
Если ко мне присоединится,
То любое число вам понятно?
Возрастает десятикратно.
Построение единицы с нулем (справа и слева)
Что нам позволило открытие нуля?
(табличка на доске)
О.Н. И вся польза?
Нашлась нулю работа и при округлении натуральных чисел. Нуль превращал натуральные числа в «круглые» числа. (Построение учащихся 428приближенно равно 400)
(табличка на доске)
О.Н. Что еще мы можем добавить?
Встретился нуль с лучом. Луч предложил подружиться: «Я не хочу быть простым Лучом, а хочу стать Координатным Лучом! Встань, пожалуйста, в моём начале. А Единица будет служить Единичным отрезком». И здесь без нуля не обошлось.
(табличка на доске)
Открыть доску
Интересно ведет себя ноль с натуральными числами. Предлагаю решить следующие уравнения:
5 + х =5 у + 15 = 15 х – 4 = 0 28 – а = 28
У х 0 = 12 0 х Х = 0
О.Н. Мы решили эти уравнения применяя определенные свойства, давайте их вспомним и повторим.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав как множитель средь чисел,
Он сводит мигом всех на нет.
И потому в произведенье
Один за всех несёт ответ.
Нужно заметить, что ноль можно делить на любое число и всегда будет получаться ноль.
А относительно деленья,
Во-первых, нужно помнить то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено.
Причина всем вам очевидна.
А состоит причина в том,
что смысла нет в таком деленьи,
Противоречье в нём самом.
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулём в произведенье
Все числа ноль лишь могут дать?
О.Н. А сейчас мы будем работать по алгоритму древних математиков, кто нам его напомнит?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Почему нельзя делить на ноль»
(Резервный материал: А что произойдет со значением дроби, если знаменатель не уменьшать, а увеличивать? Представьте себе, что человек – это дробь. Числитель – это, то что думают о человеке окружающие, а знаменатель – это то, что человек думает о себе сам. Чем больше знаменатель…)
Задача1. Посредством цифр 1,2,3,4,5,6,7,8 и знаков сложения и умножения представить число ноль. (Цифры не переставлять и не повторять)
Задача 2. Представьте ноль посредством цифр 1,2,3,4,5 и 6.Нельзя менять порядок цифр, можно использовать знаки действий.
О.Н. Подведем итог. Целый урок мы посвятили нулю. Не напрасно ли мы потеряли время? Что вы можете сказать о значимости нуля?
И совсем он ни никакой, а очень нужный!
Ноль - это одно из величайших изобретений в математике. Без нуля не было бы современной математики, не было бы таких достижений человеческого разума, как вычислительные машины и космические корабли.
О.Н. Ноль – уникальное число, и мы сейчас с вами еще раз в этом убедимся!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
В центре города Будапешта (Венгрия) находится памятник НУЛЮ.
Цифра 0 означает начало всех дорог по Венгрии. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.
Нуль – это единственная цифра, которой поставлен памятник.
Но бывает нуль другой -
Человек с ним не герой,
Тот, кто трусоват, ничтожен
Очень он с нулём похожий -
Нуль без палочки, пустышка,
Неприметный, даже слишком.
Если говорят «ты нуль»,
Это хуже вражьих пуль.
Будь хотя бы единицей,
А за ней ставь вереницей
Несколько нулей подряд,
И тогда сам будешь рад,
Что не стал ты пуст и кругл,
Как тот одиночка нуль.
О.Н. На этом мы заканчиваем разговор о нуле сегодня, но в будущем мы узнаем о нуле еще очень и очень много интересного!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а : 0 ПОЧЕМУ???
Число - Великан Но самое большое чисто не определено, т.к. ряд натуральных чисел бесконечен.
И поэтому деление на 0 (ноль) не имеет смысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок занимательной математики 6 класс( задачи с экологическим содержанием)
Урок математики 6 класса, проводится на конец учебного года.На уроке учащиеся знакомятся с животными и природой Тульского края....
Конспект урока занимательной математики в 3 классе на тему: «Выделение признаков геометрических фигур»
Конспект урока занимательной математики в 3 классе на тему: «Выделение признаков геометрических фигур» предназначен для проведения занятий с учащимися начальных классов....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
урок занимательной математики 6 класс
презентация к первому уроку математики в 6 классе. Содержит занимательные задачи, некоторые из них с выбором ответа....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
Считай, смекай, отгадывай (урок занимательной математики) 6 класс
Считай, смекай, отгадывай(урок занимательной математики)6 класс...
Конспект урока "Занимательное и поучительное в рассказе Н.С.Лескова "Неразменный рубль""
Родная литература (русская) 6 класс, раздел "Чудеса нужно делать своими руками"...