Математическая игра "Ключ от замка математики"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Ключи от замка Математики»
Цели игры:
- развитие математических способностей, сообразительности, логического мышления, укрепление памяти учащихся;
- развитие коммуникативных возможностей учащихся;
- познакомить учащихся с известными учёными – математиками;
Воспитание
- выдержки, терпения;
- заинтересованности к математике;
- формировать товарищеское, доброжелательное отношение к членам команды и соперникам.
Ход мероприятия:
Вступление.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Математический турнир я открываю.
Всем успехов пожелаю.
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.
Сегодня мы окажемся участниками интересной игры – эта игра "Ключи от замка Математики". В ней участвуют четыре команды, которые пройдут ряд испытаний, где надо проявить все свои знания по математике.
Представление команд.
За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключ. Та команда, которая заработает больше ключей, в финале получит право первого хода.
Следить за ходом игры будет жюри.
I этап: “Математическая эстафета”
Ведущий: Для каждой команды приготовлено задание. Команды начинают считать одновременно.
Ответ: 1960 (Приложение 1)
Ведущий: Уважаемое жюри, кто же заработал ключ в этом испытании?
Жюри: Первый ключ получает ....
Ведущий: Считать умеете, а знаете ли вы известных математиков?
I I этап: “Исторический калейдоскоп”
Ведущий: Мы попадаем в гости...Послушаем к кому.
Он был задумчив и спокоен,
Загадкой круга увлечен.
Над ним невежественный воин,
Взмахнул разбойничьим мечом.
Прошла столетий вереница,
Научный подвиг не забыт.
Никто не знает, кто убийца,
Но знают все, кто был убит.
Ведущий: Кто из математиков древности погиб от руки римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей!”
Ответ: Греческий учёный-математик Архимед, основатель гидростатики, создатель катапульт, кранов. Он определил приближённое значение числа π. И в физике осталось его имя: винт Архимеда, закон Архимеда.
Ведущий: Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность. Кто отгадал имя учёного, отвечает первый.
Вопросы для 1-ой команды
- Как называется сотая часть числа? (процент)
- Как найти неизвестное делимое? (частное разделить на делитель)
- Наименьшее натуральное число. (1)
- Можно ли при умножении чисел получить нуль? (да)
- 32 = 9, 42 = 16, а чему равен угол в квадрате? (90о)
- Единица измерения скорости на море. (Узел)
- Sкв. = 49 см2. Чему равен его периметр? (28см)
- Чему равна сумма чисел от -200 до 200? (0)
- Чему равен объём 1кг воды? (1л)
Вопросы для 2-ой команды
- 1% от 1 рубля (1 коп)
- Как найти неизвестное вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть разность)
- Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1)
- Можно ли при делении чисел получить нуль? (да)
- Петух, стоя на одной ноге, весит 3кг. Сколько он весит на двух ногах? (3кг)
- Чему равен 1 пуд? (16кг)
- Периметр прямоугольника равен 64см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром? (16см)
- Разделите 100 на половину. (100 : ½ = 200)
- Каким словом обозначался миллион в Древней Руси? (тьма)
Вопросы для 3-ой команды
- Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3)
- Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3? (,)
- Как называется натуральное число, имеющее более 2-х делителей? (составное)
- НОД взаимно простых чисел? (1)
- Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности? (масштаб)
- Число, определяющее положение точки на прямой? (координата)
- Прибор для измерения углов? (транспортир)
- На сколь нужно разделить 2 чтобы получилось 4? (1/2)
- Дробь, у которой числитель больше знаменателя? (неправильная)
Вопросы для 4-ой команды
- Чему равна ¼ часа? (15 мин)
- Чему равна масса 1м3 воды? (1кг)
- Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на известный множитель)
- Как называется натуральное число, делящееся без остатка на 2? (чётное)
- Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от нуля? (сокращение)
- Отрезок, соединяющий точку на окружности с её центром? (R)
- Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (противоположные)
- Прибор для построения окружности? (циркуль)
- Сумма длин всех сторон (периметр)
Ведущий: Какая команда лучше знает теорию? Слово жюри?
Жюри: Ключ получает ....
Ведущий: А мы отправляемся дальше.
III этап. «Математическое казино»
Ведущий: Мы попали в математическое казино. Нужно крутить рулетку, команда, получившая больше очков, выбирает первой задачу. Первой будет крутить та команда, которая получила ключ за предыдущий этап. Время прохождения этапа – 5 минут.
1. Однажды на привале после удачной охоты ирландский учёный монах Алкуин в шутку предложил Карлу Великому задачу. Ответ короля показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике.
За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 фунтов?
Ответ: 75 прыжков
2. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у тебя учеников.
- Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть - исследует тайны природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь ещё к ним трёх девушек. Сколько учеников я веду к рождению вечной истины. Сколько учеников было у Пифагора?
Ответ: 28 учеников.
3. Летела стая гусей, а навстречу им летит ещё один гусь и говорит:
- Здравствуйте, сто гусей!
- Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ещё ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей. Сколько гусей было в стае?
Ответ: 36 гусей.
IV этап. Последнее препятствие на пути
к финишу - «Веселый рыболов»
Ведущий: Сейчас по одному человеку от команды выступают в роли рыбаков. Вытянув рыбку с заданием, всей командой разгадываете. Победит и заработает ключ та команда, которая выловит и отгадает шарад больше.
- Р 1 А
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?
- Какие ноты при соединении образуют только часть?
- ПО 2 Л
- Какое появляется насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?
- Какая меры длины определяется двумя нотами?
Ответы: 1) родина; 2)пудель; 3) доля; 4) подвал; 5) комар; 6)миля.
Итоги этапа «Веселый рыболов»
Ведущий: Кто же получает ключ?
Жюри: Ключ получает ....
V этап. Финал.
Ведущий: Вот вы и дошли до финала с заработанными ключами. Теперь вы этими ключами будете открывать буквы в написанных здесь словах. Начинает команда, получившая большее число ключей.
Здесь зашифровано слово – фамилия великого ученого, которому принадлежат слова: «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?»
Ответ: Платон- (427 - 347 гг.до н.э.) греческий философ. Родился в Афинах. Настоящее имя Платона было Аристокл. Прозвище Платон (Широкоплечий) было ему дано в молодости за мощное телосложение. В 407 г. стал учеником Сократа )
Подведение итогов турнира, награждение победителей.
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
Ведущий: Слово предоставляется жюри.
1. Однажды на привале после удачной охоты ирландский учёный монах Алкуин в шутку предложил Карлу Великому задачу. Ответ короля показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике.
За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 фунтов?
2. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у тебя учеников.
- Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть - исследует тайны природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь ещё к ним трёх девушек. Сколько учеников я веду к рождению вечной истины. Сколько учеников было у Пифагора?
3. Летела стая гусей, а навстречу им летит ещё один гусь и говорит:
- Здравствуйте, сто гусей!
- Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ещё ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей. Сколько гусей было в стае?
4. Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил на пиру у Пифагора, сколько у тебя учеников.
- Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. Половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть - исследует тайны природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь ещё к ним трёх девушек. Сколько учеников я веду к рождению вечной истины. Сколько учеников было у Пифагора?
«Веселый рыболов»
- Р 1 А
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?
- Какие ноты при соединении образуют только часть?
- ПО 2 Л
- Какое появляется насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?
- Какая меры длины определяется двумя нотами?
«Веселый рыболов»
- Р 1 А
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?
- Какие ноты при соединении образуют только часть?
- ПО 2 Л
- Какое появляется насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?
- Какая меры длины определяется двумя нотами?
«Веселый рыболов»
- Р 1 А
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?
- Какие ноты при соединении образуют только часть?
- ПО 2 Л
- Какое появляется насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?
- Какая меры длины определяется двумя нотами?
«Веселый рыболов»
- Р 1 А
- Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?
- Какие ноты при соединении образуют только часть?
- ПО 2 Л
- Какое появляется насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?
- Какая меры длины определяется двумя нотами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Ключи от замка "Математика"
Данная разработка предлагается для обучающихся 5-9 класса малокомплектной сельской школы в рамках внеклассной работы по математике....

Внеклассное занятие по математике: «Ключи от замка Математики».
Внеклассное мероприятие по математике с использованием интерактивной доски, проводилось во время недели математики. Мероприятие носит познавательный характер, Содержит оригина...

Внеклассное мероприятие в 8 классе: "Ключи от замка Математика"
Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И проведению математических олимпиад по дисциплине Математика: Алгебра и начала математического анализа; геометрия
В данной разработке отражены цели проведения олимпиад; приблизительный план оформления итогов олимпиады....

Внеурочное занятие "Ключи от замка Математики"
Пояснительная записка.1.Лукина Татьяна анатольевна, учитель математики,. ...