Реализация системно- деятельностного подхода в преподавании математики для учеников 5-6 классов
проект по математике на тему
Цель проекта:
Предоставить педагогический продукт, способствующий формированию и развитию метапредметных результатов освоения ООП ООО, в частности основ читательской компетенции школьников (математика 5-6 класс)
Гипотеза1:
Если создать условия для решения учебно-практических задач обучающимися в урочной и внеурочной деятельности по математике, то это приведет к повышению мотивации изучения математики и как следствие – к повышению качества обучения.
Гипотеза2:
Если использовать готовый педагогический продукт и апробировать его в рамках собственной школы, то это приведет как минимум учителя к созданию метапредметной среды математической грамотности школьников, как максимум кафедру математиков к системной работе в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_sistemno_deyat_podhod_v_matematike.ppt | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Предоставить педагогический продукт, способствующий формированию и развитию метапредметных результатов освоения ООП ООО, в частности основ читательской компетенции школьников (математика 5-6 класс) Задача проекта: Составить и апробировать учебно-практические занятия в системе работы школы. Гипотеза1: Если создать условия для решения учебно-практических задач обучающимися в урочной и внеурочной деятельности по математике, то это приведет к повышению мотивации изучения математики и как следствие – к повышению качества обучения. Гипотеза2: Если использовать готовый педагогический продукт и апробировать его в рамках собственной школы, то это приведет как минимум учителя к созданию метапредметной среды математической грамотности школьников, как максимум кафедру математиков к системной работе в этом направлении.
Основное назначение метапредметного подхода в образовании Основное назначение метапредметного подхода в образовании состоит в достижении нового качества образования, характеризующееся предметными, метапредметными и личностными результатами учащихся. Метапредметные способности учащихся это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности. Актуальность выбранной темы Проблема: Как сохранить интерес обучающихся к математике на всем протяжении её изучения? Теоретическое осмысление педагогических средств, которые обеспечат высокий уровень развития креативных способностей школьников на уроках математики".
Цель уроков по математике по новым образовательным стандартам - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя . Умения и навыки чтения - сложный комплекс, используемый учащимися при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеурочной и внешкольной жизни. Главная цель, которая стоит перед учителем (ФГОС ООО) - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, перерабатывать ее, умело применять на практике в личных и общественных целях. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной деятельности на развитие читательской компетентности учащихся.
Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и положений, сколько получение обобщенных знаний, позволяющих наиболее эффективно решать конкретные жизненные профессиональные проблемы. Следовательно, образовательный процесс нужно выстраивать таким образом, чтобы снабдить школьника, будущего студента необходимыми знаниями, умениями и навыками для его дальнейшей профессиональной ориентации. Современное образование диктует свои правила учебной и профессиональной самореализации.
Мы считаем, что чтение является базовым компонентом, характеризующим жизнедеятельность человека, и лежит в основе формирования инновационных компетенций. Сегодня необходимо разрабатывать и проводить уроки, где читательская компетентность – стает личностном качеством, характеризующееся степенью обладания читательской компетенцией и способностью самостоятельно выносить суждения и принимать решения в результате работы с математическими текстами. Развитие читательского интереса – большая педагогическая проблема. Возможность повышения и формирования этого компонента на наших уроках математики легла в основу нашей методической работы и мы на базе нашей школы разработали и апробировали технологические карты уроков – практикумов, основная идея которых проводить «учение с увлечением». «Формирование и развитие читательской компетентности» По новым образовательным стандартам, выпускники средней ступени должны быть деятельными, любознательными, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Практическая часть проекта: Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей (функций) и разделением ответственности за конечный результат. При работе с книгой, нужно добиваться, того, чтобы учащийся судил о знании материала не потому, сколько раз прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного.
Учебно-практическое занятие №1 Цель практикума: максимально точно и полно понять содержание текста, разбитого на части, уловить детали; осмыслить извлеченную информацию и рассказать ее. Ожидаемый результат. Работа с текстом: оценка информации услышанного текста и его запоминание. Все ученики класса могут воспроизвести текст и возможность понять его структуру. Аналитическая групповая работа с текстом.
Учебно-практическое занятие №2 Цель практикума: составить собственный текст , сравнить его с изучаемым; осмыслить извлеченную информацию. Ожидаемый результат. Работа с текстом: преобразование и интерпретация текстов. Авторская парная работа со словами из текста.
Анализ решения учебно-практических задач обучающимися по математике : В процессе решения заданий на уроке создавалась атмосфера творчества. Ребята глубже проникали в теорию предмета, понимали значимость исторических фактов науки. Ученикам предоставлялась возможность взглянуть на процесс чтения с другой стороны, ребята приобщались не только к приятному «общению» с учебником, но и вдумчивому чтению. Таким образом, происходило формирование компетентного читателя. Все уроки ребятам были интересными, насыщенными и увлекательными. Обучающиеся получали возможность: Работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию; создавать свои авторские тексты, которые отличались разработанностью и оригинальностью. Стратегии чтения поможет им раскрыть различные уровни восприятия текста: информационный (суждения, факты), смысловой (тема, микротемы, основная мысль), рефлексивный (понимание текста и обратная связь).
Учебно-практические занятия нашего проекта дают возможность ученику : Приобретение умений работать с информацией, представленной в различных формах, отбирать и систематизировать научный материал. Использование различных технологий для решения различных задач. Применение тренировочных тестирований для решения практических задач. Возможность повышения различных компетенций, в том числе читательской и математической грамотностей, для дальнейшего их использования в учебном процессе. Возможность приобрести опыт оперативной аналитической работы в парах, группах; быть докладчиком, оппонентом, «учителем», «учеником» в решении стратегических задач.
нашли свое подтверждение в повышении мотивации обучающих к изучению математики; в повышении качества образования; в результативности участия школьников в творческих конкурсах, олимпиадах . Выводы: гипотеза 1 и гипотеза 2
Свою работу по формированию читательской компетентности считаем комфортной, так как она эффективна и создаёт ситуацию успеха. Учителя математики школы №9 г.Казани: Карагузина Н. В., Гибадуллина Т. А., Мифтахова Р. Х., Ахметзянова А.С. Не существует единственно верного или самого лучшего способа обучения, делающего человека компетентным. Представленные сценарии занятий – это стратегии развития чтения лишь некая часть того, что разработано и нами применяется сегодня. Для кого-то, возможно, они все станут практическим пособием, кто-то воспользуется рекомендациями других авторов, кому-то они покажутся спорными или просто неприемлемыми и подтолкнут к раздумьям, к собственным поискам. Как отмечал К.Д. Ушинский «Опыт перенять нельзя, перенять можно лишь идею».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.
Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС
Семинар "Системно - деятельностный подход в преподавании математики в основной школе как основа реализации ФГОС...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения Выступление Некрасовой Е.П.
В данном материале рассказывается о требованиях к урокам, и в частности к уроку математики в рамках перехода на ФГОС ООО. Раскрываются проблемы и задачи, которые возникают у педагогов при реализации Ф...
«Методика реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики»
Тема:«Методика реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики»СОДЕРЖАНИЕ ВведениеАктуальность опыта………………………………………………………...3Новизна опыта……………………………………………...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Учитель, его отношение к УП, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не бу...
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО
В статье " Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС ООО» раскрываются особенности системно-деятельностного подхода и пути его реализ...