Открытый урок по теме: Окружность и круг. 5класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Сандый-Белек Аржана Аркадьевна

 

 

Цели, задачи дидактического материала

распознавание геометрические фигуры «окружность» и «круг», умение их находить;

Содержание дидактического материала 

1.     Орг.момент

2.     Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.     Целеполагание и мотивация

4.     Усвоение новых знаний и способов усвоения

5.     Первичное закрепление.

6.     Организация первичного контроля.

7.     Подведение итогов.

8.     Информация о домашнем задании.

9.     Рефлексия.

 

 

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Содержание урока, каждый этап сопровождается презентацией и заданиями, а также с помощью УМК Живая математика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Технологическая карта урока математики  в 5 классе

Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Окружность и круг

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

распознавание геометрических фигур «окружность» и «круг», умение их находить;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;                              2.Продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);

3.Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

1.Расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

2 Продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

  • Учебник Н.Я.Виленкина «Математика. 5 класс»;
  • Раздаточный материал.
  • Интерактивная доска.
  • Чертёжные инструменты.

Планируемый результат

  • Различать окружность и круг;
  • находить радиус и диаметр на окружности;
  • правильно употреблять в речи математические понятия;
  • правильно чертить окружность с помощью циркуля;
  • знать соотношение между радиусом и диаметром.

Основные понятия

     Окружность, круг; центр, радиус, диаметр, дуга, циркуль.

Вид используемых на уроке ИКТ

Презентация, , интерактивная доска, УМК Живая математика

Аппаратное и программное обеспечение

 Windows 7

Образовательные интернет ресурсы

infourok.ru

festival.1september.ru

nsportal.ru

www.int-edu.ru

Структура урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

(1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас,

А сердце умным будет.

(С.Я.Маршак) 

- Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок.

-Как Вы думаете, почему я начала урок с этих строк?

Включаются в деловой ритм урока.

Анализируют стихотворение и высказывают свое мнение

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(4 мин)

Закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур.

Организовать фронтальную работу:

 1) по выполнению действий с натуральными числами

1)60*6         2) 200: 20

   -120                     *25

   :80                        +110

   *30                        :60

     ?                             ?  

-с какими числами работали?

-какие действия выполняли?

-перечислите свойства этих действий?

2)  по узнаванию геометрических фигур.

-Какие фигуры изображены на рисунке?

Работают с информацией представленной в виде цепочки.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

(5 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Постановка проблемы. Открытие нового   Давайте выполним следующее задание:

Задание № 1

(стакан и краска)

- какая геометрическая фигура у вас получилась?

-почему вы так считаете? А может это круг?

-о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-сформулируйте цель урока

Цель урока: мы будем говорить об окружности и круге.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

(10 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: окружность и круг

-Как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

-давайте вернёмся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга.

-какие знакомые предметы имеют форму круга, а какие окружность?

(Окружность и круг всегда присутствовали в жизни человека облегчая ее: гончарный круг, колесо. А у многих народов окружность была символов солнца . Очень многие тела и предметы, которые нас окружают, имеют форму круга, окружности и шара.)

Практическое задание № 2

(сгибание круга)

А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия  сгиба – радиус. Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга. Что можно сказать о длинах диаметров? А что вы можете сказать о длинах радиусов?

Вводит понятия центра окружности, радиуса, диаметра.  

-проведите самостоятельное исследование задание №3

Постройте окружность с радиусом 3 см и отметьте её центр. Соедините две точки окружности таким образом, чтобы данный отрезок проходил и через центр окружности.

-какой отрезок получили?

-сформулируйте определение диаметра.

Вводит понятие хорда.

По данному рисунку перечислите все диаметры, хорды и радиусы окружности.

Практическое задание №4 

Используя циркуль постройте две окружности с одинаковым радиусом, равным 3 см, закрасьте внутреннюю область одной окружности.

-чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью?

Задание : назовите все точки лежащие во внутренней и внешней областях.

Тема урока: «Окружность и круг».

Сравнивают окружность и круг

Объясняют свой выбор и дают определение окружности и круга

Перечисляют предметы

Формулируют понятие радиус и диаметр круга. Выявляют соотношение между диаметром и радиусом окружности

Делают соответствующие записи в тетрадях

Выполняют построение и называют получившиеся фигуры.

-первая фигура закрашена, т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой фигуры и она называется кругом.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, умение вступать в диалог.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство; умение строить модель и преобразовывать в случае необходимости

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Первичное закрепление

(10 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Даёт задание и оказывает консультативную помощь учащимся, у которых возникли затруднения

Исследовательская работа в парах

Задание №5

Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Задание №6

Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Задание №7

Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделайте вывод.

Подобная задача из ЕГЭ:

Вычислите радиус и диаметр большого и маленького круга.

 

Ребята работают в парах, результаты обсуждают с соседом. Делают предположения и обосновывают свои ответы.

Выполняют работу в парах. Делают выводы.

Показывают свои задания на интерактивной доске.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации.

5. Физминутка

(1 мин)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Проводят оздоровительную паузу для снятия утомляемости.

6. Организация первичного контроля

( 5мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Предлагает проверить свои знания с помощью теста. ( приложение1)

Взаимопроверка.  

Самостоятельное решение теста

Взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

(1 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Какова была цель нашего урока?

-Кто желает сформулировать, что называют кругом?

-С какими новыми терминами вы познакомились?

-Как радиус зависит от диаметра?

Оценить отдельных учащихся

-Плоскость, которая лежит внутри окружности вместе с самой окружностью.

Дают определение радиуса, диаметра и хорды.

R=d/2

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

(1 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

П.22 повторить.

№№ 874, 876

Записывают задание в дневник.

9. Рефлексия

(2 мин)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Выскажите свои впечатления об уроке закончив предложение:

  1. Спасибо за…..
  2. Я узнал…
  3. Хорошо, что…
  4. Мне понравилось…
  5. Меня удивило…

Не забудь нарисовать нашему «солнышку»

улыбку или огорчение!

 

На обороте листа самоконтроля нарисовать улыбку или огорчение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Тест «Выбери правильный ответ»

1. Окружность – это:

А. Замкнутая кривая линия.
Б. Ломаная линия с центром в точке О.
В. Замкнутая кривая линия, центр которой одинаково удалён от всех точек окружности.

2. Диаметр - это:

А. Прямая, проходящая через центр окружности.
Б. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности.
В. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности и проходящий через её центр.

3. Все радиусы одной окружности:

А. Являются лучами.
Б. Равны между собой.
В. Имеют разную длину.

4. Радиус окружности – это:

А. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Б. Прямая, проходящая через центр.
В. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К уроку по теме "Окружность и круг" в 5 классе.

Материал урока по теме "Окружность и круг".1. Устный счет.2. Сообщение темы урока в виде отгадывания кроссворда    Вопросы к кроссворду:     1. Часть плоскости, ограниченная о...

Открытый урок по теме "Окружность. Площадь круга"

Урок посвещен использованию ЦОР и ИОР на уроках математики. Содержит практическую работу....

открытый урок по теме "Окружность и круг"

открытый урок в 5 классе по фгос по теме "Окружность и круг"...

План урока на тему: Окружность и круг.

Глава IІ. ДРОБНЫЕ ЧИСЛА.§5. Обыкновенные дроби. Окружность и круг....

Методическая разработка урока по теме "Окружность и круг"

Методическая разработка урока по математике п 5 классе по теме "Окружность и круг"....

Презентация к уроку по теме "Окружность и круг"

Цели урока: -обучающие: ознакомить учащихся с понятием окружность и круг,  «видеть» радиус, диаметр и хорду, уметь находить их; научить пользоваться циркулем для построения окружности...

Открытый урок по математике Окружность и круг

ОбразовательнаяСоздать условия:для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Окружность и круг»;для закрепления понятий «окружность », «круг »;для соверше...