план работы с одаренными детьми
учебно-методический материал по математике на тему

Галина Юрьевна Типличенко

План работы с детьми, мотивированными на учебу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_odarennymi_detmi2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа №4»

План работы

с детьми, мотивированными на учебу,

учителя физики,  

 математики  

Типличенко Галины Юрьевны

Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год

Введение

    В современном мире резко возрастает значимость творческой деятельности и одаренных людей. Требования к человеку непрерывно растут. Личностный и творческий потенциал становится одним из основных ресурсов развития общества. Поэтому, перед системой образования все более актуальной становится задача раскрытия и развития задатков творческой деятельности детей; удовлетворение их познавательных потребностей и, по возможности, максимального развития их индивидуальных способностей.

     Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.

   Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.

   Исследователи, занимающиеся проблемой математических способностей детей, отмечают, что большинству их свойственны:

  1. Такая особенность психики, как гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы.
  2. Постоянная потребность в возобновлении и усложнении умственной нагрузки, что влечет за собой постоянное повышение уровня достижений.
  3. Совершенная саморегуляция. Одаренный ребенок способен на полную мобилизацию сил для достижения цели, а неудачи только заставляют его с упорством стремиться их преодолеть.
  4. Повышенная работоспособность. Длительны интеллектуальные нагрузки не утомляют этого ребенка, наоборот, он чувствует себя хорошо именно в ситуации наличия проблемы, требующей решения.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми, мотивированными на учебу.

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цели и задачи работы с детьми, мотивированными на учебу.

1. Выявление детей, мотивированных на учебу

2. Создание условий для оптимального развития детей, мотивированных на учебу

 Задачи:

  • создание условий для всестороннего развития личности в современном мире;
  • создание соответствующей материально - технической и учебной -методической базы для работы с одаренными детьми;
  • развитие познавательных интересов, творческих  и мыслительных способностей учащихся.

ПЛАН РАБОТЫ

Направление

Мероприятия

Срок

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов

1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с детьми, мотивированными на учебу.

Сентябрь

Создание банка данных

2. Диагностика одаренности :

  - учебные характеристики

  - мотивационные характеристики

  - творческие характеристики

  - лидерские характеристики

Сентябрь

Создание методической копилки

3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение учебного года.

Систематизация работы  в урочной деятельности

 4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:

  • умения учиться
  • постановка и решение учебных проблем
  • творческие работы
  • исследования
  • дидактические игры

В течение учебного года.

5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы:

творческие умения:

  • уметь видеть проблему;
  • уметь сформулировать проблему;
  • уметь выдвинуть гипотезу;
  • уметь составить план решения проблемы, задачи;
  • уметь делать обобщения и выводы;
  • уметь систематизировать материал;
  • уметь составить доклад по теме (на основании разных источников);
  • уметь перекодировать материал (изобразить его в виде схемы, рисунка, диаграммы, таблицы);
  • уметь решить задачу;
  • уметь делать прогноз;

организационно-рефлексивные умения:

  • уметь планировать свою деятельность (ставить цели, составлять план);
  • уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
  • уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность

В течение учебного года.

 

6. Формирование исследовательской культуры учащихся 5-11 классах:

  • формирование мыслительных умений и навыков
  • формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
  • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи
  • развитие исследовательских умений и навыков

В течение учебного года.

 

 7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективных курсов:

  •  «Технология создания сайтов» 8  класс
  • «Избранные вопросы математики» 9 класс

В течение учебного года.

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время

 8. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по математике, физике.

По графику 

9. Участие в районных предметных олимпиадах по математике,  физике.

По графику

10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях.

По графику

11. Работа с учащимися в консультационные дни.

В течение учебного года.

12.Участие в  заочных олимпиадах и дистанционных олимпиадах  и конкурсах

В течение учебного года

13. Использование нестандартных способов решения заданий на уроке и   послеурочное время, способствующих интеллектуальному развитию детей

В течение учебного года

14. Вовлечение детей в проведение открытых уроков на предметных неделях

Во время предметных недель

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

15. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме.

Сентябрь

16. Совместное участие родителей и детей в творческих и спортивных конкурсах.

По графику

Список детей, мотивированных на учебу

п№

ФИ

Предмет

Класс

1

Губа Арина

Математика

5

2

Шацкий Максим

Математика

5

3

Шацкий Данил

Физика, Математика

7

4

Кульчитская Виктория

Физика, Математика

7

5

Атамамедов Никита

Физика, Математика

7

6

Фоменко Олег

Физика, Математика

7

7

Золотарева Анастасия

Физика

9

8

Зубарев Сергей

Физика

9

9

Бугайцова Елизаветта

Физика

9

10

Гайдашева Дарья

Физика

9

11

Коренчук Яна

Физика

10

12

Рябоконь Юрий

Физика

10

13

Лобанов Сергей

Физика

10

14

Зубарев Алексей

Физика

10

15

Перфилова Алина

Физика

10

16

Перфилова Юлия

Физика

11

17

Косенко Анастасия

Физика

11

Критерии эффективности программы:

  • развивает интерес к предмету;
  • развивает самостоятельность учащихся;
  • дает возможность детям, мотивированным на учебу самореализоваться;
  • способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;
  • развивает креативное мышление;
  • формирует практические навыки;
  • развивает навыки исследовательской деятельности;
  • ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.

Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми

  1. Создание банка методических наработок «дети, мотивированные на учебу»
  2. Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с детьми, мотивированными на учебу»
  3. Создание банка учебно-развивающих пособий

Литература:

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
  2. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
  5. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

Интернет- ресурсы:

  1. Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети". http://www.dar.aaanet.ru/ 
  2. "Дар" - Центр по работе с одаренными детьми. г.Ростов-на-дону http://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti 
  3. Савенков А.И. "Одаренные дети в детском саду и школе"
  4. Работа с одаренными детьми в условиях сельской малокомплектной школы 
  5. http://dar.stavedu.ru/ru/3psihologicheskoe-soprovozhdenie/diagnostika-odarennosti/diagnostika-povedeniya/shkala-povedencheskih-harakteristik/- Портал Центра сопровождения одаренных детей СКФО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...