Программа по работе с одаренными детьми(9 класс) математика. 01.05.17
рабочая программа по математике (9 класс) на тему
программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы, методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma.docx | 53.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Математика»
(Возраст обучающихся: 15-17 лет)
Авторы:
Прудских Анна Георгиевна
Шенцева Татьяна Александровна
Старый Оскол
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Математика» (далее - программа) имеет естественнонаучную направленность и предназначена для реализации в системе дополнительного образования.
Данная рабочая программа составлена для обучения математике обучающихся, обладающих высокими интеллектуальными способностями и проявляющими повышенный интерес к математике. Эффективное развитие одаренных детей может быть осуществлено только благодаря дополнительным занятиям, которые должны быть направлены на оказание помощи ребенку в развитии своего творческого потенциала в соответствии с его способностями, склонностями и психофизиологическими особенностями. Именно для таких занятий и предназначена эта учебная программа.
Актуальность. Программа способствует развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию обучающихся, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Помимо углубленного изучения школьного курса математики программа направлена на ознакомление с решениями олимпиадных задач разного уровня, на получение начальных знаний высшей математики. Предложенный курс способствует выявлению и развитию математических способностей у обучающихся, позволяет «не упустить» математически одаренных обучающихся, развивает интерес к математике, создает условия для повышения мотивации к обучению математики.
Новизна программы состоит в направленности на подготовку обучающихся к математическим олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, решению заданий повышенной сложности, показывает многогранность применения математических знаний в окружающем мире, а также дает возможность обучающимся познакомиться с некоторыми разделами высшей математики.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы поддерживать интерес к математическим знаниям обучающихся, имеющих способности к изучению предмета, уделять внимание обучающимся, которые хотят овладеть знаниями за пределами школьной программы.
Цель программы – развитие математических способностей, логического мышления через расширение общего кругозора в процессе рассмотрения различных практических, нестандартных задач и обучение нахождению нетрадиционных способов решений задач.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с историей развития и становления математики как науки;
- рассмотреть некоторые методы решения арифметических, логических, комбинаторных, геометрических задач;
- формировать представление о методах и способах решения нестандартных задач и алгебраических уравнений на уровне , превышающем уровень государственных образовательных стандартов;
- систематизировать сведений о числах;
- знакомство с основными идеями и методами решения нестандартных задач;
- формирование продуктивного мышления;
развивающие:
- расширить и совершенствовать алгебраический аппарат, сформированного в предыдущие годы обучения и его применение к решению задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для решения уравнений и неравенств, для описания и изучения реальных зависимостей,
- расширение навыков исследовательской работы;
- подготовить школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, проектах по предмету;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, критичности мышления;
воспитательные:
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией развития математической науки;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Возраст обучающихся: 15-17 лет. Набор в группы – свободный.
Срок обучения: 1 год (144 часа – 2 раза в неделю по 2 часа).
Формы организации деятельности: коллективные, групповые (малые группы, работа в парах) и индивидуальные (консультации, индивидуальный образовательный маршрут для учащихся, проявляющих особый интерес к математике).
Формы проведения занятий: беседы, лекции, самостоятельная работа, практическая работа, научно-исследовательская деятельность, предполагающая выполнение учащимися исследовательских заданий; посещение выставок, учебных заведений, предприятий; встречи с преподавателями и студентами вузов, сочетание различных форм учебных занятий. Структура учебных занятий проводится по гибкому планированию, т.е. предполагается введение динамических пауз в зависимости от утомляемости и работоспособности учащихся, изменения структурных элементов занятий и т.д.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные, практические.
Методы, в которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения данного курса ученик должен:
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
- систематизировать полученные знания;
- применять различные методы при решении нестандартных задач;
- конструктивно оперировать математическими понятиями и терминами.
уметь/владеть:
- решать комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием формул;
- вычислять вероятность событий на основе подсчета числа исходов;
- решать задачи на принцип Дирихле
- доказывать утверждения на обобщенный принцип Дирихле.
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня, степени с рациональным показателем;
- применять понятия связанные с делимостью целых чисел;
- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени.
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Образовательная деятельность учащихся заключается не только в обучении определенным знаниям, умениям и навыкам, но и в развитии и совершенствовании универсальных действий:
- познавательные:
- уметь осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию практической деятельности;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий,
- применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
- коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- разрешать конфликты, принимать решения;
- уметь планировать совместную работу в группе, определять цели, функции участников, способы взаимодействия
- регулятивные:
- умение планировать, организовывать и контролировать свои действия;
- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других людей;
- личностные:
- уметь оценивать ситуации и поступки;
- уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;
- знать основные моральные нормы и ориентация на их выполнение;
- уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
В результате освоения программы предполагается овладение учащимися следующими компетенциями: когнитивная, информационная, коммуникативная; социальная; креативная; ценностно-смысловая; личностного самосовершенствования.
Компетенция | Образовательный результат |
Когнитивная | Готовность к самостоятельной познавательной деятельности, умение использовать имеющиеся знания, организовывать и корректировать свою деятельность |
Информационная | Умение работать с информацией различных источников, отбирать и систематизировать её, оценивать её значимость |
Коммуникативная | Умение вести диалог, сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов. |
Социальная | Способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность к социальной адаптации в обществе и самостоятельному самоопределению. |
Креативная | Способность мыслить нестандартно, умение реализовывать собственные творческие идеи, осваивать самостоятельные формы работы. |
Ценностно-смысловая | Готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. |
Личностного самосо вершенствования
| Готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. |
Способы определения результативности
Для изучения эффективности освоения содержания программы применяются различные формы и методы контроля.
Методы диагностики успешности овладения учащимися содержанием программы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов заданий, участия учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, защиты проектов.
Формы подведения итогов по темам и разделам программы:
- Зачёт, экзамен по билетам
- Тестирование по индивидуальным тестам
- Тестирование по одному варианту
- Контрольная работа по вариантам
- Зачёт-беседа по материалам курса
- Устный опрос
- Опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)
- Реферат (исследовательская работа)
- Творческое задание (изготовление пособий, карточек)
- Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего | В том числе | |
Теоретических | Практи ческих | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Функции и их графики | 14 | 6 | 8 |
3 | Четность | 12 | 6 | 6 |
4 | Делимость и остатки | 16 | 6 | 10 |
5 | Принцип Дирихле | 16 | 6 | 10 |
6 | Индукция | 20 | 8 | 12 |
7 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 16 | 6 | 10 |
8 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 16 | 6 | 10 |
9 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 16 | 6 | 10 |
10 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 16 | 6 | 10 |
Итого | 144 | 58 | 86 |
Количество часов в неделю 4, в год 144
Календарно тематическое планирование.
№ урока | Содержание материала | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Форма занятия | Примечание |
1 | Вводное занятие. | 1 | беседа | |||
2 | Вводное занятие. | 1 | беседа | |||
3 | Функции и их графики | 1 | лекция | |||
4 | Функции и их графики | 1 | лекция | |||
5 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
6 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
7 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
8 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
9 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
10 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
11 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
12 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
13 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
14 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
15 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
16 | Функции и их графики | 1 | практическое | |||
17 | Четность | 1 | лекция | |||
18 | Четность | 1 | лекция | |||
19 | Четность | 1 | практическое | |||
20 | Четность | 1 | практическое | |||
21 | Четность | 1 | практическое | |||
22 | Четность | 1 | практическое | |||
23 | Четность | 1 | практическое | |||
24 | Четность | 1 | практическое | |||
25 | Четность | 1 | практическое | |||
26 | Четность | 1 | практическое | |||
27 | Четность | 1 | практическое | |||
28 | Четность | 1 | практическое | |||
29 | Делимость и остатки | 1 | лекция | |||
30 | Делимость и остатки | 1 | лекция | |||
31 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
32 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
33 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
34 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
35 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
36 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
37 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
38 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
39 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
40 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
41 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
42 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
43 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
44 | Делимость и остатки | 1 | практическое | |||
45 | Принцип Дирихле | 1 | лекция | |||
46 | Принцип Дирихле | 1 | лекция | |||
47 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
48 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
49 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
50 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
51 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
52 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
53 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
54 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
55 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
56 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
57 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
58 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
59 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
60 | Принцип Дирихле | 1 | практическое | |||
61 | Индукция | 1 | лекция | |||
62 | Индукция | 1 | лекция | |||
63 | Индукция | 1 | практическое | |||
64 | Индукция | 1 | практическое | |||
65 | Индукция | 1 | практическое | |||
66 | Индукция | 1 | практическое | |||
67 | Индукция | 1 | практическое | |||
68 | Индукция | 1 | практическое | |||
69 | Индукция | 1 | практическое | |||
70 | Индукция | 1 | практическое | |||
71 | Индукция | 1 | практическое | |||
72 | Индукция | 1 | практическое | |||
73 | Индукция | 1 | практическое | |||
74 | Индукция | 1 | практическое | |||
74 | Индукция | 1 | практическое | |||
75 | Индукция | 1 | практическое | |||
76 | Индукция | 1 | практическое | |||
77 | Индукция | 1 | практическое | |||
78 | Индукция | 1 | практическое | |||
79 | Индукция | 1 | практическое | |||
80 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
81 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
82 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
83 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
84 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
85 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
86 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
87 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
88 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
89 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
90 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
91 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
92 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
93 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
94 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
95 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
96 | Теория многочленов и уравнения высших степеней | 1 | практическое | |||
97 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | лекция | |||
98 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | лекция | |||
99 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
100 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
101 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
102 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
103 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
104 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
105 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
106 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
107 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
108 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
109 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
110 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
111 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
112 | Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами | 1 | практическое | |||
113 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
114 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | лекция | |||
115 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | лекция | |||
116 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
117 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
118 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
119 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
120 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
121 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
122 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
123 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
124 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
125 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
126 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
127 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
128 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 1 | практическое | |||
129 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
130 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
131 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
132 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
133 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | лекция | |||
134 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | лекция | |||
135 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
136 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
137 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
138 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
139 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
140 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
141 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
142 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
143 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое | |||
144 | Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур | 1 | практическое |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: порядок и содержание работы объединения на учебный год. Обсуждение плана работы объединения на новый учебный год. Правила поведения во время обучения. Распределение заданий (общественных поручений) среди обучающихся.
Раздел 2. Функции и их графики.
Теория: Понятие функции. Способы задания функций. Элементарные функции и их графики. Исследование функций и построение их графиков. Основные способы преобразования графиков функций. Графики функций, содержащих модули. Сложные функции и их графики.
Практика: Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции. Построение графиков функций, знание различных способов ее задания и умение устанавливать соответствие между ними, использование свойств функций при решении задач.
Раздел № 3. Четность.
Теория: Понятие четности. Чередование направлений вращения, чередование клеток шахматной доски. Разбиение на пары: возможность разбиения на пары; четное и нечетное число пар при разбиении, их свойства. Четность и нечетность суммы и разности, произведения и частного.
Практика: Решение олимпиадных задач на четность.
Раздел № 4. Делимость и остатки.
Теория: Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Остатки от деления. Перебор возможных остатков. Свойства остатков. Свойства делимости. Алгоритм Евклида.
Практика: Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах: метод перебора, метод остатков, метод выделения целой части.
Раздел № 5. Принцип Дирихле.
Теория: Формулировка принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного.
Практика: Решение задач с помощью принципа Дирихле.
Раздел № 6. Индукция
Теория: Процесс и метод индукции. Метод математической индукции. Игра «Ханойская башня». Алгоритм решения задачи методом математической индукции. Метод математической индукции и догадка по аналогии.
Практика: Классические задачи, решаемые методом математической индукции.
Раздел № 7. Теория многочленов и уравнения высших степеней
Теория: Понятие многочлена. Действия с многочленами. Метод неопределенных коэффициентов. Теорема Безу. Схема Горнера. Уравнения высших степеней и методы их решения.
Практика: Решение нестандартных математических задач с целыми числами – восстановление знаков действий и цифр натурального числа, перестановка и зачеркивание цифр в натуральном числе, представление целых чисел в некоторой форме. Решение нестандартных алгебраических задач – делимость многочленов, условные тождества, последовательности и прогрессии.
Раздел № 8. Уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами.
Теория: Рациональные уравнения с параметрами. Иррациональные уравнения и неравенства с параметрами и способы решений. Системы неравенств с параметрами. Графический метод решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств с параметрами.
Практика: Решение уравнений, неравенств и систем уравнений различного вида. Решение олимпиадных задач.
Раздел № 9. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Теория: Решение комбинаторных задач на перестановки, размещения, сочетания. Решение статистических задач – нахождение моды, медианы, среднего арифметического, размаха; составление таблиц и диаграмм. Формула полной вероятности. Формула Бейеса. Формула Бернулли. Случайная величина. Биномиальное распределение. Распределение Пуассона. Решение задач на применение формул. Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная совокупности. Способы отбора. Полигон и гистограмма.
Практика: Решение задач по теории вероятностей – теорема сложения вероятностей, условная вероятность, независимость событий, теорема умножения вероятностей.
Раздел № 10. Неравенство треугольника. Построение и исследование геометрических фигур.
Теория: Замечательные точки и линии в треугольниках. Применение подобия треугольников к решению задач. Метрические соотношения в треугольнике и круге. Геометрические преобразования – применения движений, самосовмещения, применение подобия и гомотетии, инверсия. Неравенство треугольника и его применение – геометрические неравенства, доказываемые применением неравенства треугольника; неравенство треугольника и геометрические преобразования; симметрия и неравенство треугольника; дополнительные построения как способ доказательства геометрического неравенства; основные принципы применения неравенства треугольника.
Практика: Задачи на доказательство: доказательства равенства треугольников по исходным данным, доказательства на равенства или отношения расстояний.
Задачи на построение: наименьшее и наибольшее расстояния, равноудаленность от заданной точки, построение равнобедренных и прямоугольных треугольников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий с одаренными детьми по математике рекомендуется использовать:
- Современные педагогические технологии.
- Материал по истории математики, дидактический материал для проведения занятий.
- Проведение викторин, конкурсов, олимпиад.
Каждое занятие планируется с учетом гармоничного сочетания теории и практики. С учетом цели занятия используются современные методики на основе развивающей и личностно-ориентированной моделях обучения.
- Используемые технологии развивающей модели обучения:
Проблемно-поисковая технология используется при изучении нового материала и решении практических задач.
Технологию групповой творческой деятельности (мозговой штурм) использую на занятиях с одаренными детьми. При помощи этой технологии можно проводить математический бой, а так же разработку и выпуск стенгазеты по математике.
Технология исследовательского обучения используется при решении практических задач по геометрии (задачи на разрезание, на построение).
Коммуникативно-диалоговая технология, как организация различного вида дискуссий, широко используется не только на уроках основного курса, но и на уроках предпрофильного курса. Именно на уроках предпрофильного курса, где отсутствует традиционная индивидуальная оценка ученика, формирование мировоззренческих позиций идет в процессе общения.
- Используемые технологии личностно-ориентированного обучения:
Технология модульного обучения.
Технология дифференцированного обучения используется при работе на занятиях с одаренными детьми для создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся с разным уровнем познавательных способностей.
Информационные технологии используются при подготовке и проведении Интернет-олимпиад по математике.
Литература
для педагога:
- Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2008.
- Виленкин Н. Я. Популярная комбинаторика. - М.: Просвещение, 2003.
- Козлова Е. Г. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка). Издание 2-е, испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2004.
- Рязановский А. Р., Зайцев Е. А. Математика. 5 – 11 кл.: Дополнительные материалы к уроку математики. – М.: Дрофа, 2009.
- Фарков А. «Математические кружки в школе. 5-8 классы», М «Айрис-Пресс», 2008.
- Шейнина О. «Занятия школьного кружка по математике. 5-6 класс», М «НЦ ЭНАС», 2010.
для обучающихся:
- А. Фарков «Математические олимпиады. 5-11 класс.», М «Экзамен», 2011.
- И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2010.
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2009.
- Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.
- Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М.: Центрполиграф , 2010.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2015.
- Газета «Математика» «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми по математике "Шаг вперед"
Данная программа направлена для развития и поддержки способных детей.Она содержит пояснительную записку,цели и задачи,основные принципы работы,а также учебно-тематический план....
Программа по работе с одаренными детьми по математике
Целью работы с мотивированными детьми является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, на применение математических м...
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Цель программы – создание системы по выявлению творческих способностей обучающихся....
Программа по работе с одаренными детьми по математике
Пояснительная запискаВ условиях введения ФГОС остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня...
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»
Программа по работе с одаренными детьми по математике в 5-7 классах «Юный математик»...
Программа работы с одаренными детьми по математике для обучающихся 5-6 классов
Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность. Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованно...