Доклад "ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ "
статья по математике на тему

Рассмотрены вопросы преподавания дистанцинного обучения математике на примере ЗРЦ по Западному району

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_prepodavaniya_do_matematike.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Куулар Айзана Андреевна — учитель математики и информатики

МБОУ СОШ №1 с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна

        В условиях динамично меняющегося мира, глобальной информатизации общества, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения информационно-коммуникационных технологий возрастает значимость информатизации системы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Ориентация процесса обучения, его содержания, методов, средств и организационных форм на индивидуальные особенности и потребности учащихся становится более эффективной при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий: от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения. Вследствие этого интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

Проект «Развитие дистанционного образования детей инвалидов в рамках реализации национального приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 году в нашей республике акцентирует внимание на необходимости развития единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективное использование научно-педагогического потенциала, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе новых информационных технологий.

        Поэтому все более актуальным становится решение проблем, связанных с реализацией дистанционного обучения и его элементов в системе общего среднего образования.

Анализ педагогических исследований показал, что существует ряд проблем, препятствующих развитию системы дистанционного обучения школьников.

Во-первых, несмотря на очевидную потребность в исследованиях, направленных на целостное построение процесса дистанционного обучения школьников отдельным учебным предметам, в частности, математике, проблема проектирования методической системы дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ осталась вне поля зрения ученых, в то время как эффективная реализация дистанционного обучения предполагает создание научно обоснованных методических систем дистанционного обучения различным предметам, в частности, методической системы дистанционного обучения математике.

Все еще нет эффективных, хорошо зарекомендовавших себя и проверенных на практике методик организации дистанционного обучения школьников по основным общеобразовательным предметам, в частности, математике. Имеющиеся дистанционные учебные ресурсы по математике несовершенны и не отражают специфики учебной деятельности учащихся по усвоению математического содержания, а элементы контроля, включенные в ресурсы, предполагают лишь фиксирование результата, а не диагностику процесса усвоения учебного содержания по математике.

Еще одной проблемой является низкий уровень готовности учителей математики к реализации процесса дистанционного обучения или использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике школьников. Это выражается в том, что отсутствуют методические материалы и разработанная методика для дополнительной подготовки и методической поддержки учителей математики, вовлеченных в процесс дистанционного обучения школьников.

Как показал анализ практики дистанционного обучения, первичным в создании учебных материалов, направленных на обеспечение дистанционного обучения, в частности, являлись технические возможности. Не являлась исключением в этом смысле и математика. Все это привело к использованию в процессе дистанционного обучения математике средств, методов и форм, во многом не отражающих специфику деятельности учащихся при усвоении математического содержания.

В то же время, как показывают результаты проведенного экспериментального исследования, традиционное и дистанционное обучение одному и тому же содержанию, в частности, математике, имеют ряд принципиальных отличий. Они заключаются, прежде всего, в специфике восприятия учебного материала, представленного при непосредственном контакте обучаемого и обучающего или при отсутствии такового; в своеобразии осуществления обратной связи; в трудностях, возникающих в процессе учета учителем индивидуально-личностных особенностей обучаемых, обостренных отсутствием возможности личного контакта.

Тенденции функционирования и развития системы дистанционного обучения, позволяют охарактеризовать основные проблемы дистанционного обучения математике школьников, которые выражены в следующем:

  • не сформирована целостная система дистанционного обучения школьников, которая гарантировала бы: получение среднего образования на уровне, соответствующем требованиям Государственного образовательного стандарта; совершенствование учебно-методических материалов; совершенствование технологических решений; подготовку сетевых педагогов (учителей, тьюторов и т.д.) к осуществлению деятельности в новых условиях; своевременную поддержку и повышение уровня подготовки сетевых педагогов;
  • недостаточно разработаны подходы к разработке образовательных ресурсов для дистанционного обучения математике, которые бы: учитывали специфику математического содержания; были ориентированы на индивидуальные особенности обучающихся; предполагали вариативность в освоении учебного материала; закладывали возможность формирования индивидуальных траекторий освоения математического содержания в зависимости от индивидуальных образовательных потребностей учащегося;
  • не в полной мере разработана система методов и форм дистанционного обучения математике, которые бы: отражали специфику дистанционного обучения; соответствовали специфическим особенностям деятельности учащихся в условиях обучения математическому содержанию;
  • не созданы эффективные методики дистанционного обучения учащихся математике;
  • не исследована возможность эффективного обучения математике школьников в выделенных общих организационных моделях дистанционного обучения; не выделены характерные особенности моделей, влияющих на конструирование учебно-методического обеспечения дистанционного обучения математике;
  • недостаточно исследованы понятие готовности сетевого учителя математики к реализации дистанционного обучения математике и пути повышения ее уровня, а также влияние уровня готовности сетевого учителя математики на результаты процесса дистанционного обучения математике;
  • недостаточно разработаны методические материалы для обеспечения методического сопровождения сетевого учителя математики.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема подготовки сетевого учителя, функции которого существенно изменяются в ситуации перехода к новым условиям его работы.

Не исследованы вопросы, посвященые комплексному изучению вопросов подготовки сетевых учителей математики, в частности, исследованию путей компенсации затруднений учителя, подготовленного для условий традиционного обучения, при необходимости использования им в своей деятельности дистанционных образовательных технологий или реализации дистанционного обучения математике.

При решении обозначенных выше проблем следует учитывать те ограничения, которые накладывают специфика дистанционного обучения. Укажем те из них, которые оказывают наиболее существенное влияние на процесс обучения.

Ограничения, обусловленными техническими возможностями Интернета, прежде всего - скоростью передачи информации с помощью телекоммуникационных сетей и на стабильность связи. Если для Кызыла эта проблема сегодня уже не столь актуальна, поскольку скорость передачи информации достаточно высока, то для удаленных кожуунов нашей республики (например, для Монгун-Тайги, Овюра и Бай-Тайги) проблема остается одной из самых важных.

Ограничения, обусловленные спецификой взаимодействия в Интернете: отсутствие, как правило, визуального контакта; отстроченный диалог; ограничения способов быстрого выражения собственных мыслей, демонстрация решений (например, при обсуждении математического содержания формулы быстрее написать на доске, чем набрать на компьютере); специфические свойства (характеристики, специфика сервисов) информационно-образовательной среды.

Как показывает практика, модели занятий, разрабатываемых для системы дистанционного обучения теоретически, часто оказываются практически нереализуемы, а перенос моделей занятий, традиционных для очного обучения, в среду дистанционного обучения также затруднителен.

Ограничения, обусловленные индивидуальными возможностями обучающихся: необходимость сформированности высокого уровня мотивации; а также высокого уровня самостоятельной деятельности, а в частности самоорганизации.

В заключение отметим, что анализ современных средств обучения, в том числе открытых образовательных мультимедийных систем, основой которых являются электронные образовательные ресурсы нового поколения, спроектированные на основе принципов модульности, вариативности, интерактивности и мультимедийности, а также анализ использования использования указанных средств в процессе традиционного и дистанционного обучения позволяет надеяться, что их внедрение в практику почти полностью обеспечит эффективное решение содержательных проблем, а также частично методических психолого-педагогических проблем дистанционного обучения математике

Литература:

  1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 1999, 213 с.
  2. Зайченко т. п. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: Монография. Спб.: Астерион, 2004, 188 с.
  3. Калмыков А.А. и др. Дистанционное обучение. Введение в педагогическую технологию. М.,2010, 180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дистанционного обучения математики и информатики в школе

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. На портале единой среды дост...

План-сетка дистанционного обучения . Математика 5 класс

В период дистанционного обучения важно организовать работу с обучающимися, выбрать тот необходимый минимум из потока информации и выстроить последовательность в обучении, следуя основным дидактическим...

Использование обучающих платформ для дистанционного обучения математике

Как наиболее эффективно использовать каждую минуту урока, не упуская при этом,  такой важный аспект, как проверка и обсуждение проблем в домашнем задании.Главной целью своей работы считаю не толь...

Дидактический материал для дистанционного обучения математика 5 класс УМК А.Г.Мерзляк

В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции обучение осуществляется в особом режиме, сформированы индивидуальные маршрутные листы с заданиями, проверочные работы и тесты, для самост...

Дистанционное обучение математике: преимущества и недостатки

Статья раскрыает недостатки и преимущества дистанционного обучения...