Правило умножения при решении комбинаторных задач
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему

Александрова Ирина Николаевна

Умножение пр решении комбинаторных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-6_reshenie_kombinatornyh_zadach.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Решение комбинаторных задач.

I.

Задача 1. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг?

В 5-м классе для решения такой задачи использовали построение «дерева» возможных вариантов.

Построим «дерево» вариантов и ответим на вопрос задачи. 

http://festival.1september.ru/articles/611793/img1.gif

Используя дерево возможных вариантов, мы можем подсчитать, сколько стран могут использовать такую символику.

http://festival.1september.ru/articles/611793/img2.gif

Таким образом, получилось 6 комбинаций. Значит, указанную символику при выборе государственного флага могут использовать 6 стран.

Вопрос на который вы должны знать ответ: какой из представленных на рисунке флагов является Государственным флагом России? 

Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

http://festival.1september.ru/articles/611793/img3.gif

II.

  1. Задача 2: Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, 4?

 «Дерево» вариантов имеет много «веток». Так как вариантов много, то можно легко допустить ошибку в подсчете всевозможных способов.

Подсчитаем количество данных двузначных чисел, используя логические рассуждения и здравый смысл.

  1. У интересующих нас двузначных чисел на первом месте (цифра десятков) может находиться любая из заданных цифр кроме цифры 0. Не существует двузначного числа, начинающегося с цифры 0.

Значит, цифрой десятков может служить одна из цифр 1, 2, 3 или 4. Поэтому в первой группе только 4 «ветви».

  1. Для цифры единиц для каждого из этих случаев возможны пять вариантов – 0, 1, 2, 3, 4.

Всего получаем 4•5 = 20 вариантов.

Про такой способ рассуждений обычно говорят так: мы использовали правило умножения.

  1. Правило умножения.

Если первый элемент в комбинации можно выбрать a способами, после чего второй элемент – b способами, то общее число комбинаций из двух элементов  можно будет выбрать a •b способами.

Устные задачи на применение правила умножения.

  1. У Насти 3 брюк и 5 блузок, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций одежды она может составить? (3∙5=15)
  2. В 6-м классе в пятницу 6 уроков: математика, русский язык, информатика, физкультура, биология  и музыка. Сколько можно составить вариантов расписания в субботу? (6∙5∙4∙3∙2∙1=720).

3. Выполнение заданий.

Задача 3.

В списке учеников 6-го класса 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выбрать двух дежурных по классу. Сколькими способами это можно сделать: а) при условии, что пару дежурных обязательно должны составить мальчик и девочка, б) без указанного условия?

Решение:

А) Для выбора девочки в качестве дежурного есть 15 вариантов. Если девочка дежурной назначена, то имеется 13 вариантов выбора мальчика в качестве второго дежурного.

Всего: 15*13= 195 способов.

Ответ: 195 способов.

Б) Для выбора первого дежурного имеется 28 способов. Для каждого из них существует 27 способов выбора второго дежурного.

Всего 28*27 = 756 способов.

Но среди этих 756 пар есть одинаковые пары. Для простоты рассуждений перенумеруем учеников (в списке каждому ученику присваивается номер). Тогда ясно, что например, пара «ученик №1, ученик №2» и пара «ученик №2 , ученик №1» это одна и та же пара. Таким образом, мы каждую пару посчитали дважды. Значит, полученный результат надо уменьшить вдвое: 756:2= 378

Ответ: 378 способов.

В данной задаче использовали правило деления: если при подсчете искомых комбинаций каждую из них подсчитали т раз, то нужно поделить найденное количество комбинаций на m.

Сравнение  способов решения комбинаторных задач.

Способ решения

«Плюсы»

«Минусы»

«Дерево» возможных вариантов

Можно увидеть все варианты

Громоздкий способ, если много вариантов

Правило умножения, правило деления

Быстрота решения, компактность

Невозможно увидеть все варианты, можно только подсчитать их количество

Для каждой конкретной задачи выбираете удобный способ решения!

Задача 4.

В списке учеников 6-го класса 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выделить группу из трех человек для посещения заболевшего ученика этого класса. Сколькими способами это можно сделать, если

а) все члены этой группы – девочки
б) все члены этой группы – мальчики;
в) в группе 1 девочка и 2 мальчика;
г) в группе 2 девочки и 1 мальчик?

а) 455 способов;
б) 220 способов;
в) 990 способов;
г) 1260 способов.

Задача 5.

В списке 6-го класса 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выделить группу из трех человек для посещения заболевшей ученицы этого класса. Сколькими способами это можно сделать, если:

а) все члены группы – девочки;
б) все члены группы – мальчики;
в) в группе 1 девочка и 2 мальчика;
г) в группе 2 девочки и 1 мальчик?

Решение:

а) 14∙13∙12=2184, 2184 : 6=364.
    Ответ: 364 способа.

б) 13∙12∙11=1716, 1716:6=286.

    Ответ: 286 способов.

в) (13∙12):2=78, 78∙14=1092.
    Ответ: 1092способа.

г) ((14∙13):2) ∙13=1183.
    Ответ: 1183 способа.

Задача 6.

В двух урнах имеется по семь шаров, в каждой – семи различных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Из каждой урны одновременно вынимается по одному шару.

а) Сколько существует комбинаций, при которых вынутые шары одного цвета?
    Ответ
: 7.

б) Сколько возможно комбинаций, при которых вытянутые шары разных цветов?
    Ответ
: 21 комбинация.

в) Сколько всего существует различных комбинаций вынутых шаров (комбинации типа «белый – красный» и «красный – белый» считаются одинаковыми?
    Ответ
: 28 комбинаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности

Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...

Решение комбинаторных задач

Данная презентация содержит задачи на применение знаний по теории вероятности. Будет полезна для работы с учащимися 9 классов....

Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"

Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...

Методы решения комбинаторных задач

Подборка задач для уроков по комбинаторике...

Решение комбинаторных задач

В примерной программе основного общего образования отмечено, что блок «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» становится обязательным компонентом школьного образования, усил...

Презентация к уроку в 6 классе "решение комбинаторных задач"

Данная презентация может использоваться учителем при изложении нового материала по теме "Решение комбинаторных задач"....

Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»

Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...