Правило умножения при решении комбинаторных задач
учебно-методический материал по математике (6 класс) на тему
Умножение пр решении комбинаторных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-6_reshenie_kombinatornyh_zadach.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение комбинаторных задач.
I.
Задача 1. Несколько стран решили использовать для своего государственного флага символику в виде трех горизонтальных полос одинаковой ширины разных цветов – белого, синего, красного. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны – свой флаг?
В 5-м классе для решения такой задачи использовали построение «дерева» возможных вариантов.
Построим «дерево» вариантов и ответим на вопрос задачи.
Используя дерево возможных вариантов, мы можем подсчитать, сколько стран могут использовать такую символику.
Таким образом, получилось 6 комбинаций. Значит, указанную символику при выборе государственного флага могут использовать 6 стран.
Вопрос на который вы должны знать ответ: какой из представленных на рисунке флагов является Государственным флагом России?
Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
II.
- Задача 2: Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 0, 1, 2, 3, 4?
«Дерево» вариантов имеет много «веток». Так как вариантов много, то можно легко допустить ошибку в подсчете всевозможных способов.
Подсчитаем количество данных двузначных чисел, используя логические рассуждения и здравый смысл.
- У интересующих нас двузначных чисел на первом месте (цифра десятков) может находиться любая из заданных цифр кроме цифры 0. Не существует двузначного числа, начинающегося с цифры 0.
Значит, цифрой десятков может служить одна из цифр 1, 2, 3 или 4. Поэтому в первой группе только 4 «ветви».
- Для цифры единиц для каждого из этих случаев возможны пять вариантов – 0, 1, 2, 3, 4.
Всего получаем 4•5 = 20 вариантов.
Про такой способ рассуждений обычно говорят так: мы использовали правило умножения.
- Правило умножения.
Если первый элемент в комбинации можно выбрать a способами, после чего второй элемент – b способами, то общее число комбинаций из двух элементов можно будет выбрать a •b способами.
Устные задачи на применение правила умножения.
- У Насти 3 брюк и 5 блузок, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций одежды она может составить? (3∙5=15)
- В 6-м классе в пятницу 6 уроков: математика, русский язык, информатика, физкультура, биология и музыка. Сколько можно составить вариантов расписания в субботу? (6∙5∙4∙3∙2∙1=720).
3. Выполнение заданий.
Задача 3.
В списке учеников 6-го класса 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выбрать двух дежурных по классу. Сколькими способами это можно сделать: а) при условии, что пару дежурных обязательно должны составить мальчик и девочка, б) без указанного условия?
Решение:
А) Для выбора девочки в качестве дежурного есть 15 вариантов. Если девочка дежурной назначена, то имеется 13 вариантов выбора мальчика в качестве второго дежурного.
Всего: 15*13= 195 способов.
Ответ: 195 способов.
Б) Для выбора первого дежурного имеется 28 способов. Для каждого из них существует 27 способов выбора второго дежурного.
Всего 28*27 = 756 способов.
Но среди этих 756 пар есть одинаковые пары. Для простоты рассуждений перенумеруем учеников (в списке каждому ученику присваивается номер). Тогда ясно, что например, пара «ученик №1, ученик №2» и пара «ученик №2 , ученик №1» это одна и та же пара. Таким образом, мы каждую пару посчитали дважды. Значит, полученный результат надо уменьшить вдвое: 756:2= 378
Ответ: 378 способов.
В данной задаче использовали правило деления: если при подсчете искомых комбинаций каждую из них подсчитали т раз, то нужно поделить найденное количество комбинаций на m.
Сравнение способов решения комбинаторных задач.
Способ решения | «Плюсы» | «Минусы» |
«Дерево» возможных вариантов | Можно увидеть все варианты | Громоздкий способ, если много вариантов |
Правило умножения, правило деления | Быстрота решения, компактность | Невозможно увидеть все варианты, можно только подсчитать их количество |
Для каждой конкретной задачи выбираете удобный способ решения!
Задача 4.
В списке учеников 6-го класса 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выделить группу из трех человек для посещения заболевшего ученика этого класса. Сколькими способами это можно сделать, если
а) все члены этой группы – девочки
б) все члены этой группы – мальчики;
в) в группе 1 девочка и 2 мальчика;
г) в группе 2 девочки и 1 мальчик?
а) 455 способов;
б) 220 способов;
в) 990 способов;
г) 1260 способов.
Задача 5.
В списке 6-го класса 15 девочек и 13 мальчиков. Нужно выделить группу из трех человек для посещения заболевшей ученицы этого класса. Сколькими способами это можно сделать, если:
а) все члены группы – девочки;
б) все члены группы – мальчики;
в) в группе 1 девочка и 2 мальчика;
г) в группе 2 девочки и 1 мальчик?
Решение:
а) 14∙13∙12=2184, 2184 : 6=364.
Ответ: 364 способа.
б) 13∙12∙11=1716, 1716:6=286.
Ответ: 286 способов.
в) (13∙12):2=78, 78∙14=1092.
Ответ: 1092способа.
г) ((14∙13):2) ∙13=1183.
Ответ: 1183 способа.
Задача 6.
В двух урнах имеется по семь шаров, в каждой – семи различных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Из каждой урны одновременно вынимается по одному шару.
а) Сколько существует комбинаций, при которых вынутые шары одного цвета?
Ответ: 7.
б) Сколько возможно комбинаций, при которых вытянутые шары разных цветов?
Ответ: 21 комбинация.
в) Сколько всего существует различных комбинаций вынутых шаров (комбинации типа «белый – красный» и «красный – белый» считаются одинаковыми?
Ответ: 28 комбинаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности
Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...
Решение комбинаторных задач
Данная презентация содержит задачи на применение знаний по теории вероятности. Будет полезна для работы с учащимися 9 классов....
Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"
Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...
Методы решения комбинаторных задач
Подборка задач для уроков по комбинаторике...
Решение комбинаторных задач
В примерной программе основного общего образования отмечено, что блок «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» становится обязательным компонентом школьного образования, усил...
Презентация к уроку в 6 классе "решение комбинаторных задач"
Данная презентация может использоваться учителем при изложении нового материала по теме "Решение комбинаторных задач"....
Теоретические основы проектирования урока математики по теме: «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения»
Тема «Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения» лежит в разделе «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое знач...