Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5-6_mat_novaya.doc | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «_____» августа 2016 г. | Приказ от «_____» августа 2016г. № ________-од |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА Класс: 5 В
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Полякова Лилия Владимировна
Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017
Количество часов по учебному плану: 5 ч; I полугодие – 80 ч, II полугодие – 90 ч, всего за год – 170 ч.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по математике И.И. Зубаревой (М.: Мнемозина, 2011).
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2013.
Рабочую программу составила: ___________________ ________________________________
подпись расшифровка подписи
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Примерной программе основного общего образования по математике.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5 классе основной школы отводит 5 часов в неделю, всего 170 уроков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМАТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
5 КЛАСС
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения
- практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
- слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
- сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для ре-шения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
- фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации ре-зультатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
- диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать ин-формационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Общими предметными результатами обучения математике в 5 классе являются:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
5) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Предметным результатом изучения курса математики является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двухзначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двухзначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в виде десятичной, проценты - в виде дроби, дробь – в виде процентов;
• находить значение числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма, переводить одни единицы измерения в другие;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчётных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки результата вычисления с использованием различных приёмов;
• интерпретация результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• переводить условия задачи на математический язык;
• использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• изображать числа точками на координатном луче;
• определять координаты точки на координатном луче;
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Предметная область «Геометрия»
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• распознавать на чертеже, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
• в простейших случаях строить развёртки пространственных тел;
• вычислять площади, периметры, объёмы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема «Натуральные числа» 47 ч.
Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Числовые и буквенные выражения. Язык геометрических рисунков. Прямая. Отрезок. Луч. Сравнение отрезков. Длина отрезка. Ломаная. Координатный луч. Округление натуральных чисел. Прикидка результата действия. Вычисления с многозначными числами. Прямоугольник. Равные прямоугольники. Прямоугольники, имеющие равную площадь. Прямоугольники, имеющие равный периметр. Формулы. Законы арифметических действий. Уравнения. Упрощение выражений. Математический язык. Математическая модель.
Тема «Обыкновенные дроби» 35 ч.
Деление с остатком. Обыкновенные дроби. Отыскание части от целого и целого по его части. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Окружность и круг. Радиус, диаметр, хорда, дуга окружности. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.
Тема «Геометрические фигуры» 23 ч.
Определение угла. Градус, градусная мера угла. Развернутый угол. Сравнение углов наложением. Измерение углов. Биссектриса угла. Треугольник. Площадь треугольника. Свойство углов треугольника. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. Серединный перпендикуляр. Свойство биссектрисы угла.
Тема «Десятичные дроби» 37 ч.
Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Перевод величин в другие единицы измерения. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Использование учебного материала, раскрывающего преступную сущность идеологии терроризма. Умножение десятичных дробей. Степень числа. Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число. Понятие процента. Задачи на проценты. Микрокалькулятор.
Тема «Геометрические тела» 11 ч.
Понятие многогранника. Грани и ребра многогранника. Задача о пауке и мухе. Прямоугольный параллелепипед. Измерения параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда. Формула объема прямоугольного параллелепипеда. Пропедевтика понятия сечения в прямоугольнике с помощью задач.
Тема «Введение в вероятность» 4 ч.
Достоверные, невозможные, случайные события. Комбинаторные задачи. Перебор возможных вариантов. Дерево возможных вариантов.
Повторение 13 ч.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании педагогического совета | приказом директора |
Протокол № 1 | МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина» |
от «_____» августа 2016 г. | Приказ от «_____» августа 2016г. № _______-од |
Календарно-тематическое планирование Наименование учебного предмета: МАТЕМАТИКА Класс: 5 В Уровень общего образования: основное общее образование Учитель: Полякова Лилия Владимировна Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 Количество часов по учебному плану: 5 ч; I полугодие – 80 ч, II полугодие – 90 ч, всего за год – 170 ч. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по математике И.И. Зубаревой (М.: Мнемозина, 2011). Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2013. |
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания урока | Дата | |
план | факт | |||
Натуральные числа (47 ч) Предметные результаты: формирование представлений о целостности и непрерывности начального курса математики; о десятичной системе счисления, о координатном луче, об уравнениях; о прямой, отрезке, ломаной, луче, прямоугольнике; овладение умением сравнивать отрезки, находить длины отрезков, составлять формулы по условию задачи; упрощать буквенные выражения; выполнять вычисления с многозначными числами; решать уравнения. | ||||
1 | Натуральный ряд. Римская нумерация. Десятичная система счисления | Римские цифры, сумма разрядных слагаемых, позиционный способ записи числа, десятичная система счисления | ||
2 | Десятичная система счисления. Таблица разрядов чисел | |||
3 | Арифметические действия над натуральными числами. Сравнение чисел | |||
4 | Числовые и буквенные выражения | Понятие числовых выражений, буквенных выражений | ||
5 | Составление выражения по условию задачи | |||
6 | Решение заданий по теме «Числовые и буквенные выражения» | |||
7 | Язык геометрических рисунков | Виды геометрических фигур | ||
8 | Язык геометрических рисунков. Изображение геометрических фигур | |||
9 | Язык геометрических рисунков. Изображение геометрических фигур | |||
10 | Прямая. Отрезок. Луч | Понятие прямой, отрезка, луча | ||
11 | Прямая. Отрезок. Луч. Выполнение рисунка по описанию | |||
12 | Сравнение отрезков. | Понятие равных отрезков, длины отрезка | ||
13 | Длина отрезка. | |||
14 | Ломаная | Понятие ломаной, вершин ломаной, звеньев, самопересекающиеся ломаные | ||
15 | Ломаная. Решение заданий | |||
16 | Координатный луч | Понятие координатного луча, единичного отрезка, начала отсчета, координаты точки | ||
17 | Координатный луч. Подготовка к контрольной работе | |||
18 | Контрольная работа № 1 по теме «Сравнение натуральных чисел, прямая, отрезок, ломаная, координатный луч» | |||
19 | Анализ контрольной работы | |||
20 | Округление натуральных чисел | Приближенные значения, округление до разряда | ||
21 | Округление натуральных чисел | |||
22 | Прикидка результата действия | Понятие прикидки результата действия | ||
23 | Прикидка результата действия. Решение заданий | |||
24 | Прикидка результата действия. Решение заданий | |||
25 | Вычисления с многозначными числами | Сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел | ||
26 | Вычисления с многозначными числами. Решение заданий | |||
27 | Вычисления с многозначными числами. Решение заданий | |||
28 | Вычисления с многозначными числами. Подготовка к контрольной работе | |||
29 | Контрольная работа №2 по теме «Округление чисел, вычисления с многозначными числами» | |||
30 | Анализ контрольной работы | |||
31 | Прямоугольник. Периметр прямоугольника. Площадь прямоугольника | Понятие прямоугольника, площади фигуры, равных фигур | ||
32 | Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры | |||
33 | Формулы | Формулы пути, площади, периметра прямоугольника | ||
34 | Представление зависимости между величинами в виде формул | |||
35 | Законы арифметических действий. Переместительный и сочетательный законы | Переместительный закон сложения, сочетательный закон сложения, переместительный и сочетательный законы умножения. Распределительный закон | ||
36 | Законы арифметических действий. Распределительный закон | |||
37 | Уравнения. Корень уравнения | Понятие уравнения, корня уравнения | ||
38 | Решение уравнений методом отыскания неизвестного компонента действия | |||
39 | Упрощение выражений | Числовой множитель, буквенный множитель, коэффициент, вынесение общего множителя за скобки | ||
40 | Упрощение выражений. Нахождение значения выражения | |||
41 | Упрощение выражений. Вынесение за скобки общего множителя | |||
42 | Решение заданий по теме «Упрощение выражений» | |||
43 | Математический язык | Математическая запись, чтение математического выражения | ||
44 | Математический язык. Чтение математического выражения | |||
45 | Математическая модель. Подготовка к контрольной работе | Понятие математической модели, составление математической модели данной ситуации | ||
46 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения, упрощение выражений» | |||
47 | Анализ контрольной работы | |||
Обыкновенные дроби (35 ч) Предметные результаты: формирование представлений об обыкновенных дробях, правильных дробях, неправильных дробях, смешанных числах; о круге и окружности, их радиусах и диаметрах; овладение умением отыскания части от целого и целого по его части, сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел, умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число; навыками деления с остатком, применения основного свойства дроби. | ||||
48 | Деление с остатком | Понятие неполного частного, остатка, деления с остатком и нацело | ||
49 | Деление с остатком. Четные и нечетные числа | |||
50 | Деление с остатком. Решение заданий | |||
51 | Обыкновенные дроби. Дробь как результат деления натуральных чисел | Понятие обыкновенной дроби, числителя, знаменателя, части | ||
52 | Обыкновенные дроби. Дробь как одна или несколько равных долей | |||
53 | Отыскание части от целого и целого по его части | Нахождение части от целого и целого по его части | ||
54 | Решение заданий по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» | |||
55 | Решение заданий по теме «Отыскание части от целого и целого по его части» | |||
56 | Основное свойство дроби. Сокращение дроби | Основное свойство дроби, сокращение дроби, приведение дробей к общему знаменателю | ||
57 | Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю | |||
58 | Решение заданий по теме «Основное свойство дроби» | |||
59 | Решение заданий по теме «Основное свойство дроби» | |||
60 | Правильные и неправильные дроби. | Понятие правильной и неправильной дроби, смешанного числа, выделение целой части | ||
61 | Смешанные числа | |||
62 | Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа | |||
63 | Окружность и круг | Понятие окружности, круга, радиуса, диаметра | ||
64 | Окружность и круг Решение заданий | |||
65 | Подготовка к контрольной работе | |||
66 | Контрольная работа №4 по теме «Деление и дроби» | |||
67 | Анализ контрольной работы | |||
68 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями | Сложение и вычитание обыкновенных дробей, приведение к общему знаменателю, дополнительный множитель | ||
69 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями. Дополнительный множитель | |||
70 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | |||
71 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | |||
72 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | |||
73 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел | ||
74 | Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
75 | Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
76 | Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
77 | Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
78 | Умножение обыкновенной дроби на натуральное число | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число | ||
79 | Деление обыкновенной дроби на натуральное число | |||
80 | Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Подготовка к контрольной работе | |||
81 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметические действия с обыкновенными дробями» | |||
82 | Анализ контрольной работы | |||
Геометрические фигуры (23 ч) Предметные результаты: формирование представлений о развернутом угле, биссектрисе угла, геометрической фигуре – треугольнике, расстоянии между двумя точками и расстоянии от точки до прямой; формирование умений найти расстояние между двумя точками, применяя масштаб; построить серединный перпендикуляр к отрезку; решить геометрические задачи на свойство биссектрисы угла; овладение умением сравнения и измерения углов, построения биссектрисы угла и различных видов треугольников; овладение навыками нахождения площади треугольника по формуле. | ||||
83 | Определение угла. Развернутый угол | Понятие дополнительного и противоположного луча, угла, развернутого угла | ||
84 | Определение угла. Развернутый угол. Решение заданий | |||
85 | Сравнение углов наложением | Сравнение углов наложением | ||
86 | Измерение углов. Градус, градусная мера угла | Транспортир, градусная мера угла | ||
87 | Измерение углов | |||
88 | Биссектриса угла | Понятие биссектрисы угла | ||
89 | Треугольник. Угольники | Виды треугольников, правило треугольника | ||
90 | Треугольник. Виды треугольников | |||
91 | Треугольник. Решение заданий | |||
92 | Площадь треугольника. Высота треугольника | Формула площади треугольника, равнобедренный треугольник, высота треугольника | ||
93 | Площадь треугольника. Равнобедренный треугольник | |||
94 | Свойство углов треугольника | Свойство углов треугольника | ||
95 | Свойство углов треугольника. Решение заданий | |||
96 | Расстояние между двумя точками. Масштаб | Расстояние между двумя точками, длина пути, масштаб, кратчайшее расстояние | ||
97 | Расстояние между двумя точками. Масштаб. Решение заданий | |||
98 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | Расстояние от точки до прямой, перпендикулярные прямые, взаимно перпендикулярные прямые | ||
99 | Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые | |||
100 | Серединный перпендикуляр | Понятие серединного перпендикуляра, свойство точек серединного перпендикуляра | ||
101 | Серединный перпендикуляр. Свойство точек серединного перпендикуляра | |||
102 | Свойство биссектрисы угла | Понятие биссектрисы угла, свойства биссектрисы угла | ||
103 | Свойство биссектрисы угла. Подготовка к контрольной работе | |||
104 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрические фигуры» | |||
105 | Анализ контрольной работы | |||
Десятичные дроби (37 ч) Предметные результаты: формирование представлений о десятичной дроби, степени числа, проценте; формирование умений чтения и записи десятичных дробей, перевода величин в другие единицы измерения, пользования микрокалькулятором; овладение умением нахождения среднего арифметического чисел, сравнения десятичных дробей; овладение навыками умножения, деления, сложения и вычитания десятичных дробей, навыками решения примеров на все арифметические действия, решения задач на проценты. | ||||
106 | Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей | Понятие десятичной дроби, чтение и запись десятичных дробей | ||
107 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. | Правило умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. | ||
108 | Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. | |||
109 | Перевод величин в другие единицы измерения | Перевод величин из одних единиц измерений в другие | ||
110 | Перевод величин в другие единицы измерения | |||
111 | Сравнение десятичных дробей | Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей | ||
112 | Сравнение десятичных дробей. Округление десятичных дробей | |||
113 | Решение заданий по теме «Сравнение десятичных дробей» | |||
114 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Правило сложения и вычитания десятичных дробей. Использование учебного материала, раскрывающего преступную сущность идеологии терроризма | ||
115 | Сложение и вычитание десятичных дробей | |||
116 | Решение заданий по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | |||
117 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Подготовка к контрольной работе | |||
118 | Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» | |||
119 | Анализ контрольной работы | |||
120 | Умножение десятичных дробей | Правило умножения десятичных дробей. Взаимно обратные числа | ||
121 | Умножение десятичных дробей | |||
122 | Умножение десятичных дробей. Взаимно обратные числа | |||
123 | Решение заданий по теме «Умножение десятичных дробей» | |||
124 | Степень числа | Понятие степени числа, основания степени, показателя степени, нахождение степени числа | ||
125 | Степень числа. Решение заданий | |||
126 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | Понятие среднего арифметического, правило деления десятичной дроби на натуральное число | ||
127 | Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число | |||
128 | Решение заданий по теме «Среднее арифметическое» | |||
129 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | Правило деления десятичной дроби на десятичную дробь | ||
130 | Деление десятичной дроби на десятичную дробь | |||
131 | Решение заданий по теме «Деление десятичной дроби на десятичную дробь» | |||
132 | Подготовка к контрольной работе | |||
133 | Контрольная работа №8 по теме «Умножение и деление десятичных дробей» | |||
134 | Анализ контрольной работы | |||
135 | Понятие процента | Понятие процента | ||
136 | Понятие процента | |||
137 | Задачи на проценты | Нахождение процента от числа и числа по его проценту | ||
138 | Задачи на проценты | |||
139 | Решение задач на проценты | |||
140 | Решение задач на проценты | |||
141 | Микрокалькулятор. Назначение основных клавиш | Микрокалькулятор, вычисления с использованием калькулятора | ||
142 | Микрокалькулятор. Вычисления с использованием памяти калькулятора | |||
Геометрические тела (11 ч) Предметные результаты: формирование представлений о прямоугольном параллелепипеде, о площади его поверхности, объеме; овладение умением построения развертки прямоугольного параллелепипеда; овладение навыками нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. | ||||
143 | Понятие многогранника. Грани и ребра многогранника. Задача о пауке и мухе. Прямоугольный параллелепипед | Понятия многогранника, прямоугольного параллелепипеда, измерения прямоугольного параллелепипеда | ||
144 | Развертка прямоугольного параллелепипеда | Развертка прямоугольного параллелепипеда, геодезические линии | ||
145 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. Решение заданий | |||
146 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. Решение заданий | |||
147 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. Решение заданий | |||
148 | Объем прямоугольного параллелепипеда | Формула объема прямоугольного параллелепипеда, нахождение объема прямоугольного параллелепипеда | ||
149 | Объем прямоугольного параллелепипеда | |||
150 | Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда | |||
151 | Подготовка к контрольно работе | |||
152 | Контрольная работа №9 по теме «Геометрические тела» | |||
153 | Анализ контрольной работы | |||
Введение в вероятность (4 ч) Предметные результаты: формирование представлений о достоверных, невозможных, случайных событиях; овладение умением составлять дерево возможных вариантов; овладение навыками решения простейших комбинаторных задач. | ||||
154 | Достоверные, невозможные и случайные события | Понятия достоверных, невозможных и случайных событий | ||
155 | Достоверные, невозможные и случайные события. Решение заданий | |||
156 | Комбинаторные задачи | Понятие комбинаций, комбинаторных задач, дерево возможных вариантов | ||
157 | Комбинаторные задачи. Дерево возможных вариантов | |||
Повторение (13 ч) Предметные результаты: обобщение и систематизация знаний тем курса математики за 5 класс с решением заданий повышенной сложности; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. | ||||
158 | Арифметические действия с натуральными числами | |||
159 | Арифметические действия с натуральными числами | |||
160 | Упрощение выражений | |||
161 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел | |||
162 | Умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число | |||
163 | Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей | |||
164 | Умножение и деление десятичных дробей | |||
165 | Арифметические действия с десятичными дробями | |||
166 | Проценты | |||
167 | Решение задач на проценты | |||
168 | Контрольная работа №10 (итоговая) | |||
169 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | |||
170 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...