Формирование общекультурной компетенции на уроках математики
статья по математике на тему
Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья" Формирование общекультурной компетенции на уроках математики" | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общекультурной компетенции на уроках математики
Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.
На первый взгляд, довольно трудно реализовать общекультурную компетенцию на уроках математики, очевидная причина трудности заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности; абстрактные схемы математики, почти на каждом уроке дополняются и иллюстрируются весьма конкретным различным содержанием.
Формировать общекультурную компетентность обучающихся на уроках математики можно с помощью введения исторических фактов из жизни ученых-математиков, высказываний выдающихся людей: математиков, писателей, философов.
Красота и гармония математических форм полезна и благотворна. Хорошо бы научить детей это видеть.
Например, в курсе геометрии тему «Осевая и центральная симметрии» можно начать не с чертежей и теорем, а с рассмотрения предметов окружающего мира, например, живого листочка дерева и лепестков цветов, содержащих симметрию относительного среднего стебля, рассмотрения узоров на коврах, тканях, рассмотрения фасадов архитектурных зданий.
Например, говоря о числах (это могут быть уроки по темам «Натуральные числа», «Делимость, кратность» и т. д.) можно указать, что некоторые числа имеют и духовный смысл: «Тройка. У многих народов весьма продолжительное время пределом счета было число 3. Его считали символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Еще его магия заключалась в том, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2), символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее».
Ещё один пример: использование задач со скрытой информативной частью.
Например: «Известно, что ученик n–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?». Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
Задачи со скрытой, неявной информативной частью не сложны в работе и данный прием вполне применим в школе. Важно только при подведении итогов урока акцентировать внимание учеников не только на математических составляющих урока, но и на общекультурных.
Ну и, конечно же, в нашей школе мы должны уделять огромное внимание речи, формированию словаря.
В формировании грамотной, логически верной речи хорошо помогает составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Во время устной работы всегда следить за грамотностью речи учеников и просить об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее попросить сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказывать помощь.
Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
«Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время»
Авторы Сливкина О. К. , Козлова Е.В....
Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время
В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...
Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"
В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...
статья на тему "Формирование общекультурных компетенций на уроках физики".
В настоящее время перед школой стоит проблема: как повысить мотивацию учащихся к изучению предметов школьного курса, в том числе одного из наиболее сложных– физики. Одним из важнейших мотивов, п...
Формирование общекультурной компетенции на уроках математики
Методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных школ. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике для фор...
формирование общекультурной компетенции на уроках математики
Методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных школ. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике для фор...