Конспект урока 5 класс "Проценты"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Главной целью урока является формирование у обучающихся навыков вычисления, перевода десятичных дробей в проценты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_teme_protsenty.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: математика

Тип урока: объяснение и первичное закрепление учебного материала

Тема: «Проценты»

Продолжительность: 45 минут

Класс:  

Технологии: учебная мультимедийная презентация, тестирование

Аннотация.

Урок «Проценты» изучается после тем: «Умножение десятичных дробей» и «Деление десятичных дробей». В ходе урока использованы следующие методы и приёмы: создание проблемной ситуации, устный счёт, фронтальный опрос, беседа, тестирование, взаимопроверка (работа в парах).

Одной из главных задач урока являлось формирование у учащихся навыков устного вычисления, перевода десятичных дробей в проценты и представление процентов в виде десятичных дробей, а также  обучение решению простейших задач на проценты.

В соответствии с поставленной целью урока по организации деятельности учащихся, по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности, по решению задач на проценты  используется мультимедийная презентация, что обеспечивает наглядное представление теоретических  и практических сведений на каждом этапе урока.

 При проведении устного счёта используется наглядно-иллюстрированное задание в виде шариков с примерами, что сразу же вызывает у учащихся интерес к теме урока.

На момент проведения урока у учащихся сформированы навыки работы с десятичными дробями. Урок построен так, чтобы ребята на основе ранее изученного материала сами приходят к понятию «процента». Для этого рассматриваются различные примеры, связанные с одной сотой частью величин. Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса, решения примеров и задач. При выполнении заданий  учащиеся  получают, кроме математических навыков, экономическое воспитание, что очень актуально в современных условиях формирования рыночных отношений.

На этапе рефлексии учащиеся решают тест, который высвечивается на экране в двух вариантах. Задания в тесте подобраны разноуровневые, что предполагает качественное закрепление  учебного материала. Проверка правильного решения теста проводится путём взаимопроверки в парах.

Урок математики в 5 классе

«Проценты»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и          

первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.

Задачи урока

  • обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;
  • развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;
  • воспитывающие: экономическое воспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.

Оборудование: экран, мультимедийный  проектор.

Технология: мультимедийная  презентация, тестирование.

Продолжительность урока: 45 минут

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации

На экране высвечиваются круги с буквами и примеры.

Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего урока.

1,5

3,5

0,8

0,36

1,6

0,25

0,1

13,6

               

Учащиеся дают ответы, на экране буквы встают  на место чисел в клеточки. Появляется тема урока.

Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты». Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная  в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.

– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты? Примерные ответы учащихся:

– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.

Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно  должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким  процентным ставкам.

А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.

  1. Повторение.

Вопросы:

1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?

2)  Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?

3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?

Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи.

  1 ц=100 кг;          

 1 м=100 см;           

 1 га = 100 а;           

Записывают в тетради.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной  сотой частью.

Сотая часть любой величины принято называть процентом.

Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения  в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%».

Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:  

Выводы: 1 кг – 1% центнера;

                 1 см – 1 % метра;

                 1 а – 1 % га;

               0,05 – 1 % от 5.        

 

  1. Примеры. На экране числа появляются после ответа учащихся на наводящие вопросы учителя.

Записать в тетради:                          

             

Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или  проценты представить в виде десятичной дроби?

Выводы: (отвечают ученики)

1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Находят эти правила в учебнике.

  1. Решение примеров и задач.

Учитель: теперь, ребята, вспомним

  • правило умножения десятичной дроби на 100;
  • правило деления десятичной дроби на 100;

Ребята рассказывают правила.

 Решаем  №№ 1532, 1533

Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются на экране,  учащиеся проверяют свои ответы.

Ответы: №1532:      0,01;   0,06;   0,45;   1,23;   0,025;   0,004

                 №1533:     87%;   7%;   145%;   3,5%;   267,2%;   90,7%

Решаем задачи (условия задач на экране)

Задача 1. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?

      Решение:

  1. 90 :100=0,9(т) – 1%
  2. 0,9 * 80= 72(т) – 80%

      Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.

Задача 2. Контрольную работу выполнили 20 учеников.

              Из них на «5» – 4ученика,

                          на  «4» – 8учеников,

                          на « 3» – 6 учеников,

                           на  «2» – 2 ученика.

             Какой процент всех учащихся  получили соответствующие оценки?

Решение:

  1. 4:20*100=0,2*100=20(%) – на «5»
  2. 8:20*100=0,4*100=40(%) – на «4»
  3. 6:20*100=0,3*100=30(%) – на «3»
  4. 2:20*100=0,1*100=10(%) – на «2»

Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.

7. Физкультминутка.          Дети, прямо все вставайте,

                                   Руки вверх все поднимайте.

                                   Их немножко потрясите,

                                   Медленно вниз опустите.                        

Плечи прямо вы держите,

                                   А головку поверните

                                   То налево, то направо…

                                   Ох, как здорово, как браво!

        

8. Закрепление.

Проверочный тест:

I  вариант

5 % – это

1) 0,05

2) 0,5

3) 0,005

0, 134 – это

1) 134%

2) 1,34%

3) 13,4%

25%

класса – это

1) половина класса

2) пятая часть класса

3) четверть класса

5,68 – это

1) 56,8%

2) 568%

3) 5680%

40% от 70 равно

1) 28

2) 30

3) 175

II вариант

7 % – это

1) 0,7

2) 0,07

3) 0,007

0, 976 – это

1) 97,6%

2) 9,76%

3) 976%

50%

класса – это

1)четверть класса

2) половина класса

3) пятая часть класса

13,5 – это

1) 135%

2) 1,35%

3) 1350%

30% от 80 равно

1) 50

2) 110

3) 24

     

      Ответы: (на экране)

                                         I  вариант:  1) – 1;           II вариант: 1) – 2;

                                                             2) – 3;                                       2) – 1;

                                                             3) – 3;                                       3) – 2;

                                                             4) – 2;                                           4) – 3;

                                                             5) – 1.                                       5) – 3.                                        

Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.

  1. Заключение.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента.  Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.

Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты.

10. Итоги урока.

Выставляются оценки за активную работу на уроке,  все получают оценку  за тест.

11. Домашнее задание.                                        

Выучить определение и правила.  Решить  №№1569, 1560, 1583(а).

                                                   

 Литература.

1.   З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные разработки по математике. 5 класс. –           Волгоград: Учитель, 2006

2.   Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса  общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемоз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...