Полезные подсказки по математике
учебно-методическое пособие по математике (5, 6 класс) на тему
Краткое изложение основного материала по математике для 5 и 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_podskazki_po_matematike.docx | 107.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛЕЗНЫЕ ПОДСКАЗКИ |
Просто о главном. Пособие для учащихся. |
ПРИЗНАКИ ДЕЛИМОСТИ
Признак делимости на | Число делится «на», если | Делятся | Не делятся |
2 | оно оканчивается чётной цифрой (0,2,4,6,8) | 148; 10006; 74; 270 | 43; 1225; 1007 |
10 | оно оканчивается нулём | 20; 69800; 430 | 255; 6631; 14; 87 |
5 | оно оканчивается 0 или 5 | 2205; 980; 70; 9875 | 2201; 987; 74; 552 |
3 | сумма цифр числа делится на 3 | 411(4+1+1=6); 1002; 81; 111000 | 751; 33800; 80821 |
9 | сумма цифр числа делится на 9 | 1260; 6039; 70704 | 111115; 120; 30305 |
РАЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОСТЫЕ МНОЖИТЕЛИ
Разложить число на простые множители – значит представить его в виде произведения простых чисел.
75 = 5∙5∙3
- 28 = 2∙2∙7; 2) 363 = 3∙11∙11; 3) 264 = 2∙2∙2∙3∙11
Ход работы в примере 3): 264 2
264 : 2 = 132 132 2
13 2 : 2 = 66 66 2
66 : 2 = 33 33 3
33 : 3 = 11 11 11
11 : 1 1= 1 делители – только простые числа
НОК и НОД (наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель)
НОД (63и98) = 7 НОД(120и45) = 5∙3=15
63 3 98 2 120 5 45 5
21 3 49 7 24 2 9 3
7 7 7 7 12 2 3 3
63=3∙3∙7 98=2∙7∙7 6 2 120=5∙2∙2∙2∙3; 45= 5∙3∙3
3 3
НОК(15и20) = (5∙3)∙2∙2=60 НОК(12и40) = (2∙3∙2)∙5∙2=120
15 5 20 2 нет в разложе- 12 2 40 2 нет в раз-
3 3 10 2 нии 15 6 2 - 5 ложении 12
5 5 3 3 4 2
2 2
СОКРАЩЕНИЕ ДРОБЕЙ
Чтобы сократить дробь, нужно и числитель и знаменатель разделить на одно и то же число.
(сократили на 5)
= (сократили на 2)
= (сокр. на 10) = (сокр. на 2)
, , ─ несократимые дроби
ПРИВЕДЕНИЕ ДРОБЕЙ К ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ
Любые две дроби можно привести к общему (одинаковому) знаменателю. Обычно дроби приводят к наименьшему общему знаменателю (НОЗ). НОЗ = НОК знаменателей
Привести к общему знаменателю дроби:
- и ; а) НОК(9и 6)=18; б) 18:9=2, 18:6=3 ( 2 и 3 – дополнительные мно –
жители)
в) умножаем на дополнительные множители и числители и
знаменатели данных дробей.
Ответ: и → и
- и ; а) НОК(12 и 15)=60; б)60:12=5, 60:15=4 (5 и 4 – дополн. множ.)
в) см.пример 1.
Ответ: и → и
СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
Чтобы сравнить, сложить или вычесть обыкновенные дроби, надо:
- привести дроби к общему знаменателю;
- сравнить, сложить или вычесть числители новых дробей, оставляя их знаменатели без изменения.
- Сравнить: и ; а) НОЗ (9и7)=63; б) = ; = ; в) › → ›
- Вычислить: + ( НОЗ(10и15) = 30 ← в уме ) = + =
Вычислить: – ( НОЗ (12и8) = 24 ← в уме ) = – =
ЗАПИСЬ: + = = =
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ
Для сложения и вычитания смешанных чисел нужно отдельно сложить целые и дробные части компонентов.
- + = = = ← в ответе дробь должна быть правильной
- –1 = = 4 = 4 ← в ответе дробь должна быть несокра-
тимой
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ
- 3 – = ← ? (9 11) : занимаем у 2 целых 1 и дробим её на , которые добавляем к дробной части, имеем: = =
1 = = = …… = = …… = = …… = = ….
УМНОЖЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
- Для умножения обыкновенных дробей нужно перемножить их числители и их знаменатели.
- Если возможно сокращение – его надо выполнить, это облегчит вычисления.
- При умножении смешанных и целых чисел их заменяют неправильными дробями.
- ∙ = =
- 2 ∙ = = = = 1
- 7 ∙ = ∙ = = 4
ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
Деление обыкновенных дробей можно заменить умножением на «перевёрнутую» дробь.
Шаги деления обыкновенных дробей:
- преобразовать пример: : (все компоненты – дроби)
- заменить: : = ∙
- выполнить умножение
- : = ∙ = = = 1 ;
- : 6 = : = ∙ = =
НАХОЖДЕНИЕ ДРОБИ ОТ ЧИСЛА
Задача. В книге 140 страниц. Андрей прочитал 0,3 этой книги. Сколько страниц прочитал Андрей?
Решение
0,3 от 140 стр. ; 140 ∙ 0,3 = 42 (стр.)
Ответ: Андрей прочитал 42 страницы.
НАХОЖДЕНИЕ ЧИСЛА ПО ЕГО ДРОБИ
Задача. Девочка прошла на лыжах 300 метров, что составляет дистанции. Какова длина дистанции?
Решение
300 м сост. дистанции; 300 : = ∙ = = 800 (м)
Ответ: длина дистанции 800 метров.
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ
- 2 : 48; 36 : 1,8; х : 15 - отношения.
- Пропорция – равенство двух отношений.
- 12 : 6 = 100 : 50 12 и 50 – крайние члены
6 и 100 – средние члены
=
- Основное свойство пропорции: если пропорция верна, то произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции: 12 : 6 = 100 : 50; → 12 ∙ 50 = 6 ∙ 100 = 600;
- Решение уравнений
= 10 : Х = 2,5 : 5
0,4 ∙х = 2∙ 5 2,5Х = 10 ∙ 5
0,4х = 10; х = 10 : 0,4 = 100:4=25 ; Х = 25 2,5Х = 50; Х = 50 : 2,5 = 500 : 25; Х = 20
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ. ПЛОЩАДЬ КРУГА.
C – длина окружности; S – площадь круга;
∏(пи) ≈ 3,1415926536… (3,14); R(r)-радиус;
C = 2∏R S = ∏
Задача Найти длину окружности и площадь круга с радиусом 5 см.
Решение
- r = 2 ∙ 3,14 ∙5 = 6,28 ∙ 5 = 31,4(см)
- = 3,14 ∙ = 3,14 ∙ 25 = 78,5()
Окружность – линия, Круг – часть плоскости
КООРДИНАТЫ НА ПРЯМОЙ. ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЧИСЛА. МОДУЛЬ ЧИСЛА.
1.
В(-5); А(2); С(3,4) – координаты точек
2. противоположные числа: 2 и-2; 5 и-5; -135 и 135; -2,3 и 2,3
3. а - модуль числа а
│а│ = а, если а ≥ 0 → │9│ = 9; │138│ = 138; │0│ = 0
│а│ = -а, если а ≤ 0 → │-5│ = 5; │-18│ = 18
Модуль числа не может быть отрицательным!
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
- Из двух чисел всегда больше то, которое расположено на числовой прямой правее:
21 › -40; 18 › 11; -2 › -2339.
- Любое положительное число всегда больше
отрицательного: 0,12 › -743; 1 › -5
- Любое положительное число больше нуля, а любое отрицательное меньше нуля: 25 › 0; 0 ‹ 987; 0 › -45; -2,47 ‹ 0
- Из двух отрицательных чисел больше то, у которого модуль меньше:
-287 ‹ -5; -18 › -35; -100 ‹ -1
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
1. Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и в ответе поставить знак «-«:
(-5) + (-11) = -16; -100 + (2,9) = -102,9
2. Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и в ответе поставить знак слагаемого с большим модулем:
25 + (-8) = 17 |25| › |-8| → в ответе знак «+»
-25 + 8 = -17; |-25| › |8| → в ответе знак «-«
3. Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: а) -6 – 10 = -6 + (-10) = -16; б) 2 – (-3) = 2 + 3 = 5; в) -1 – (-5) = -1 + 5 = 4;
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИМОЕ) | МНОЖИТЕЛЬ(ДЕЛИТЕЛЬ) | ПРОИЗВЕДЕНИЕ(ЧАСТНОЕ) |
+ / + | + / + | + / + |
+ / + | - / - | - / - |
- / - | + / + | - / - |
- / - | - / - | + / + |
ПРИВЕДЕНИЕ ПОДОБНЫХ СЛАГАЕМЫХ
Подобные слагаемые – это слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть: 25х и 0,4х; 8 m и 100m; 6 а и 7,11а
Чтобы привести подобные слагаемые, нужно сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть
- 6х – 2х + 4х = 8х
6 – 2 + 4 = 8
- 18а + 10а – а = 27а
18 + 10 – 1 = 27
- 5а – у + 11у – 9а – 2а = -6а + 10у
5 – 9 – 2 = -6; -1 + 11 = 10
РАСКРЫТИЕ СКОБОК
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», нужно убрать скобки, оставив все слагаемые в скобках со своими знаками (если перед первым слагаемым в скобке знака нет, то подразумевается «+»).
- (-21х + 47 – 5х) = -21х + 47 – 5х = -26х + 47;
- 11а + (5у + 5х – 5а) = 11а + 5у + 5х – 5а = 6а + 5х + 5у;
Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», нужно убрать скобки, поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные.
- - (-21х + 47 – 5х) = 21х – 47 + 5х = 26х – 47;
- 11а – (5у + 5х – 5а) = 11а – 5у – 5х + 5а = 16а -5у – 5х.
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ
Уравнения решаются по следующему алгоритму
Дано уравнение | 7х – (12 + 3х) = 4(х – 3) – 2х + 10 |
Раскрыть скобки | 7х – 12 – 3х = 4х – 12 – 2х + 10 |
Перенести в левую часть уравнения неизвестные слагаемые, а в правую – известные (при переносе поменять знак!) | 7х – 3х – 4х + 2х = -12 + 10 + 12 |
Привести подобные слагаемые | 2х = 10 |
Найти корень уравнения | Х = 10 : 2 Х = 5 |
КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Полезные ссылки для математиков
Данный документ содержет полезные ссылки для учителей математики, которые можно использовать для подготовки к ЕГЭ, ГИА и для подготовки к олимпиадам...
Курс "Полезные навыки. Полезные привычки. Полезный выбор" Тема "Отношения с родителями"
Презентация была использована на открытом занятии с 10 классом. Городской семинар для социальных педагогов...
Полезно для урока математики (Прикольные стихи о математике)
Чтобы разнообразить урок или дополнительное занятие использую различные стихи, загадки о математике или высказывания ВЕЛИКИХ людей....
Полезные ресурсы по математике
Ресурсы...
Полезный урок по математике для 5-6 классов "ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИНОПЛАНЕТЯНЕ ПЫТАЛИСЬ ПОХИТИТЬ ЦИФРЫ»
Девиз занятия: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместеВнеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ИНОПЛАНЕТЯНЕ ПЫТАЛИСЬ ПОХИТИТЬ ЦИФРЫ&ra...
Подсказка для родителей Веселые и полезные игры В деревне у бабушки Упражняем дар слова
Речевые игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий....
Схемы-подсказки по математике
Опорные схемы-подсказки к урокам математики для детей с ОВЗ...