Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе
рабочая программа по математике (5 класс) по теме

Программа внеурочной деятельности для 5-6 классах по математике «Логикус» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyat_5_kl_.docx37.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Чаранская средняя общеобразовательная школа имени В.Н. Мигалкина»

 

Рассмотрено:

Председатель ШМО

  ____________ ___________/ Крылова Т.А./                                     

  от «___»______________    20___г.      

Согласовано:

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ЧСОШ»

  ___________________ /  Соркомова ВА/                              

  от «___»_________   _____20___г.      

Утверждаю:

Директор МБОУ «ЧСОШ»

  __________________________ /  Сивцев И.Г./

от «___»_________  ______  20___г.      

Рабочая программа по внеурочной деятельности

по математике в 5-6 классе.

«Логикус»

Составлена учителем математики

Мигалкиной Л.В.

                                                                                                             

2016-2017 уч. г.

Пояснительная записка

              Программа внеурочной деятельности для 5-6 классах по математике «Логикус» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

               В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно – образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления. Развитию пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания.

          Программа «Логикус» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

          Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

         Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цель курса:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • формирование у детей навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
  • расширение представления детей о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов

Общая характеристика учебного предмета, курса.

         В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Место курса в учебном плане

          Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана в каждом классе - 34 часа.

         Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
  • реализация образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку;
  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

           Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

2) в метапредметном направлении:

  • умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
  • извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль.

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Логикус» в 5 классе.

№ п/п

Темы

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

  1. Арифметические и логические головоломки.

9 ч.

1

Задания на восстановление чисел и цифр

2

2

Головоломки с числами

1

3

Математическая теория построения магических квадратов

2

4

Использование метода исключения при решении логических задач

2

5

Числовые ребусы

2

  1. Методы решения задач.

7 ч.

6

Задачи на движение

1

7

Задача на части

1

8

Задача на проценты

1

9

Составления задачи в стихах

1

10

Подсчет среднего арифметического

1

11

Задачи на раскраску

1

12

Задачи - шутки

1

  1. Математика на материалах народного творчества

10 ч.

13

Математическая задания со спичками

1

14

Задачи на переливания

2

14

Взвешивания монет и предметов

2

16

Круги Эйлера

2

17

Принцип Дирихле

2

18

Математические задания с использованием циферблата часов

1

  1. Геометрическая смесь.

8 ч.

19

Геометрические задачи на разрезание

1

20

Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги

1

21

Геометрия в пространстве

1

22

Различные способы складывания бумаги

1

23

Игры с пентамино

1

24

Лабиринты

1

25

Рисунок в координатных плоскостях

1

26

Топологические опыты

1

Всего

34

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Логикус» в 6 классе.

№ п/п

Темы

Количество

часов

Дата проведения

План

Факт

  1. Головоломки.

1

Составление выражений.

2

2

Головоломки

2

3

Числовые ребусы

2

  1. Методы решения задач.

4

Логические задачи на движение

2

5

Задача на части

1

6

Задача на проценты

2

7

Делимость чисел. Алгоритм Евклида.

2

8

Система счисления.

2

9

Признаки делимости на некоторые числа

2

10

Формулы включения и исключения. Теория множеств.

2

11

Элементы комбинаторики

2

12

Принцип Дирихле.

2

13

Логические задачи Круги Эйлера

2

14

Логические задачи  на переливания

2

  1. Геометрия

14

Координаты и ориентация. 

1

15

Замечательные отрезки в треугольнике.

1

16

 Треугольники.

1

17

Четырехугольники

1

18

Окружность

1

19

Задачи на построение

1

20

Фигуры в пространстве

1

Всего

34

Перечень учебно-методической литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.

2.  Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.

3.Математика Задачи на смекалку, И.Ф.Шарыгин, А.В Шевкин. Учебное пособие для 5-6 классов общеобраз учреждений 6-е изд ,  - М.: Просвещение, 2001

4. Соколова И.В. Математический кружок в 5-6 классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005. 152 с.

5. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:

6. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)

7. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)

8.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)

10. Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.

А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 6 классов: Учеб. пособие / Сост.:А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т.Новосибирск, 2010.- 88 с.

Спивак А.В. Математический кружок/ Спивак А.В.-М.: Посев, 2003.- 128

Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.

Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.

Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.

Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс,с. 2008. -144 с.

Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.

18. Комплект демонстрационных стереометрических тел

19. Электронные учебники 5-6 классы

20. Компьютер

21. Экран навесной

22. Мультимедиа проектор

23. Таблицы по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из  инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов  образования школьников. Рабочая программа ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс

Программа этого курса разработана авторами Жигулевым Л.А., заслуженным учителем РФ,доцентом кафедры физико-математического образования СПБ АППО и Лукичевой Е.Ю., к.п.н., доцентом заведующей кафедрой ф...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.8 класс

Данная программа предназначена для классов с углубленным изучением математики (алгебры), может быть использована как программа для допзаняий , кружковой работы....

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 8 класс...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (6 класс)

Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математика на компьютерах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 9 класс

Внеурочная деятельность. Программа для обучающихся 9 класса ГБОУ ЦО № 162...