Рабочая программа внеурочной деятельности по математике в 5 классе
рабочая программа по математике (5 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности для 5-6 классах по математике «Логикус» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyat_5_kl_.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чаранская средняя общеобразовательная школа имени В.Н. Мигалкина»
Рассмотрено: Председатель ШМО ____________ ___________/ Крылова Т.А./ от «___»______________ 20___г. | Согласовано: Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ЧСОШ» ___________________ / Соркомова ВА/ от «___»_________ _____20___г. | Утверждаю: Директор МБОУ «ЧСОШ» __________________________ / Сивцев И.Г./ от «___»_________ ______ 20___г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по математике в 5-6 классе.
«Логикус»
Составлена учителем математики
Мигалкиной Л.В.
2016-2017 уч. г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 5-6 классах по математике «Логикус» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно – образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления. Развитию пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания.
Программа «Логикус» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
- формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
- обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
- формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
- обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
- создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- формирование у детей навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
- расширение представления детей о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов
Общая характеристика учебного предмета, курса.
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана в каждом классе - 34 часа.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация образа Я (Я - концепции), включая самоотношение и самооценку;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
Регулятивные:
- определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
- рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
- выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
- оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;
- формирование умения коллективного взаимодействия.
Познавательные:
- умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
- умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
- умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
- умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Логикус» в 5 классе.
№ п/п | Темы | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
| 9 ч. | |||
1 | Задания на восстановление чисел и цифр | 2 | ||
2 | Головоломки с числами | 1 | ||
3 | Математическая теория построения магических квадратов | 2 | ||
4 | Использование метода исключения при решении логических задач | 2 | ||
5 | Числовые ребусы | 2 | ||
| 7 ч. | |||
6 | Задачи на движение | 1 | ||
7 | Задача на части | 1 | ||
8 | Задача на проценты | 1 | ||
9 | Составления задачи в стихах | 1 | ||
10 | Подсчет среднего арифметического | 1 | ||
11 | Задачи на раскраску | 1 | ||
12 | Задачи - шутки | 1 | ||
| 10 ч. | |||
13 | Математическая задания со спичками | 1 | ||
14 | Задачи на переливания | 2 | ||
14 | Взвешивания монет и предметов | 2 | ||
16 | Круги Эйлера | 2 | ||
17 | Принцип Дирихле | 2 | ||
18 | Математические задания с использованием циферблата часов | 1 | ||
| 8 ч. | |||
19 | Геометрические задачи на разрезание | 1 | ||
20 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги | 1 | ||
21 | Геометрия в пространстве | 1 | ||
22 | Различные способы складывания бумаги | 1 | ||
23 | Игры с пентамино | 1 | ||
24 | Лабиринты | 1 | ||
25 | Рисунок в координатных плоскостях | 1 | ||
26 | Топологические опыты | 1 | ||
Всего | 34 |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Логикус» в 6 классе.
№ п/п | Темы | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
| ||||
1 | Составление выражений. | 2 | ||
2 | Головоломки | 2 | ||
3 | Числовые ребусы | 2 | ||
| ||||
4 | Логические задачи на движение | 2 | ||
5 | Задача на части | 1 | ||
6 | Задача на проценты | 2 | ||
7 | Делимость чисел. Алгоритм Евклида. | 2 | ||
8 | Система счисления. | 2 | ||
9 | Признаки делимости на некоторые числа | 2 | ||
10 | Формулы включения и исключения. Теория множеств. | 2 | ||
11 | Элементы комбинаторики | 2 | ||
12 | Принцип Дирихле. | 2 | ||
13 | Логические задачи Круги Эйлера | 2 | ||
14 | Логические задачи на переливания | 2 | ||
| ||||
14 | Координаты и ориентация. | 1 | ||
15 | Замечательные отрезки в треугольнике. | 1 | ||
16 | Треугольники. | 1 | ||
17 | Четырехугольники | 1 | ||
18 | Окружность | 1 | ||
19 | Задачи на построение | 1 | ||
20 | Фигуры в пространстве | 1 | ||
Всего | 34 | |||
Перечень учебно-методической литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.
2. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
3.Математика Задачи на смекалку, И.Ф.Шарыгин, А.В Шевкин. Учебное пособие для 5-6 классов общеобраз учреждений 6-е изд , - М.: Просвещение, 2001
4. Соколова И.В. Математический кружок в 5-6 классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005. 152 с.
5. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
6. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)
7. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127 с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
8.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. (Академический школьный учебник) (Сферы)
10. Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.
А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. Занимательные математические задачи. Дополнительные занятия для учащихся 6 классов: Учеб. пособие / Сост.:А. М. Быковских, Г. Я. Куклина. 2-е изд., испр. Новосиб. гос. ун-т.Новосибирск, 2010.- 88 с.
Спивак А.В. Математический кружок/ Спивак А.В.-М.: Посев, 2003.- 128
Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.
Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для обучающихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.
Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.
Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс,с. 2008. -144 с.
Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.
18. Комплект демонстрационных стереометрических тел
19. Электронные учебники 5-6 классы
20. Компьютер
21. Экран навесной
22. Мультимедиа проектор
23. Таблицы по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 5 класса «Математика вокруг нас»
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Рабочая программа ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» 6 класс
Программа этого курса разработана авторами Жигулевым Л.А., заслуженным учителем РФ,доцентом кафедры физико-математического образования СПБ АППО и Лукичевой Е.Ю., к.п.н., доцентом заведующей кафедрой ф...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике.8 класс
Данная программа предназначена для классов с углубленным изучением математики (алгебры), может быть использована как программа для допзаняий , кружковой работы....
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас" 8 класс...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» (6 класс)
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математика на компьютерах» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 9 класс
Внеурочная деятельность. Программа для обучающихся 9 класса ГБОУ ЦО № 162...