Женщины-математики
презентация к уроку по математике (7 класс) на тему

Приходько Светлана Анатольевна

Может ли быть успешной женщина, которая занимается самой нужной и важной наукой- математикой? Этот вопрос волнует человечество. Да! Огромный вклад в развитие математики как науки от Гипатии Александрийской до наших дней вложено женщинами-математиками.

Цель: познакомить с жизнью женщин-математиков, об их вкладе в науку, рассказать об их разных судьбах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhenshchiny_-matematiki.ppt280.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Женщины- математики

Слайд 2

Задачи Подобрать материалы о женщинах-математиках. Дать представление о них в презентации. Цель: Выяснить, может ли быть успешной женщина в математике.

Слайд 3

Проблемный вопрос Математика – это серьезная наука только для мужчин?

Слайд 4

Мы вам расскажем про женщин – математиков, которые своими трудами обогатили математическую науку.

Слайд 5

Наша Родина всегда была богата матема-тическими талантами, в том числе и женскими. Но в условиях царской России они не находили государственной поддержки и, как правило, гибли без поры и времени. Жизнь женщин – математиков сложилась трудно. Нелегко было пробивать дорогу к науке женщинам, преодолевая и сложные условия того времени и свои тяжелые настроения, которые их порой охватывали под влиянием житейских неудач, борьбы между личным и общественным, между чувством и долгом.

Слайд 6

Среди женщин-математиков наиболее известны 1. Гипатия Александрийская , 2. Софья Васильевна Ковалевская , 3. Нина Карловна Бари , 4. Софья Александровна Яновская . Описанию жизни и деятельности этих ученых и посвящена данная работа. Великие женщины-математики

Слайд 7

Гипатия Александрийская Гипатия Александрийская – видная представительница древнегреческой философии и математики. Гипатия, по описанию историков, была женщиной необыкновенной красоты и большого ума. Отец Гипатии – Теон Алек-сандрийский, крупный уче-ный-математик, написавший толкования к астрономи-ческому сочинению Птолемея и на знаменитые геометри-ческие “Начала” Евклида.

Слайд 8

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, помимо математики, занималась также философией и астрономией. Ее сочинения до нас не дошли. Но хорошо известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрий-ского. Кроме того, ею составлен ряд работ по философии и астрономии. Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра – прибора для определения плотности жидкости, астролябии – прибора для определения широт и долгот в астрономии – и планисферы – изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.

Слайд 9

Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр школы. Лекции она читала при большом стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. На поклон к женщине – философу и математику со всех концов Римской империи стекались ученые, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума.

Слайд 10

Эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась архиепископу Кириллу, и он решил уничтожить ее. Кирилл натравил на Гипатию монахов и те, подкораулив ее у дома, набросились на Гипатию и поволокли ее в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду , несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре.

Слайд 11

Софья Васильевна Ковалевская Софья Васильевна Ковалевская ( 1850 – 1891 гг.) –выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук.

Слайд 12

Отец Софьи Ковалевской – Василий Васильевич Корвин – Круковский был генерал-лейтенантом артиллерии; мать – Елизовета Федоровна – внучка известного астронома академика Ф.Ф.Шуберта. Детство свое Софья Ковалевская провела в селе Палибино, Витебской губернии, в имении своего отца. Первым ее учителем по высшей математике была самая обыкновенная стена детской комнаты, оклеенная пожелтевшими листами литографированного курса высшей математики М.В.Остроградского, по которому когда-то учился сам отец. Софья подолгу стояла у этой загадочной стены, стараясь разобрать символы высшей математики, неведомый ей язык дифференциального и интегрального исчисления. Она по-своему раскрывала их содержание и запоминала на долгие годы. Для понимания некоторых формул понадобилась тригонометрия, которую она постигла самостоятельно по учебнику физики Н.П.Тыртова, подаренному отцу самим автором. Отец заметил тягу дочери к математики и вскоре Софья стала брать уроки у известного педагога А.Н. Страннолюбского.

Слайд 13

Женщине было тяжело в дореволюционной России. В сущности она была бесправным существом. Ее интересы обычно замыкались семейным очагом. Доступ женщинам в высшие учебные заведения был запрещен. Так Софья Ковалевская не могла в условиях царской России поступить в университет и вынуждена была уехать за границу. Женщин в университеты и там не принимали. Годы упорного труда закончились для Ковалевской тремя самостоятельными научными исследованиями. За эти работы в 1874 году Ковалевской была присуждена степень доктора философии “с наивысшей похвалой”. Ценой большого упорства и настойчивости, преодолев трудности, Софья Ковалевская получила высшее образование и даже ученую степень доктора. За границей она прославила себя рядом выдающихся открытий и в области математики стала знаменитостью.

Слайд 14

В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”. Эта работа явилась подлинным научным триумфом Ковалевской. Она решила проблему, над которой ученые бились безуспешно в течении многих лет. В 1889 году Ковалевской была присуждена еще одна премия, на этот раз Шведской академией наук, за вторую работу о вращении твердого тела. П.Л.Чебышев в 1889 году совместно с академиками В.Г.Имшенецким и В.Я.Буняковским добился избрания Ковалевской членом-корреспондентом Российской академии наук. 10 февраля 1891 года на 42-м году жизни в расцвете своих творческих сил Софья Ковалевская скончалась от воспаления легких. Мир потерял крупнейшего математика, литератора, борца за раскрепощение женщин. Работы Ковалевской внесли огромный вклад в теорию дифференциальных уравнений, теорию алгебраических функций, теоретическую и небесную механику.

Слайд 15

Нина Карловна Бари Нина Карловна Бари ( 1901 – 1961 гг.) – советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ.

Слайд 16

Нина Карловна была одной из первых женщин, поступивших учиться на физико-математический факультет Московского университета. Это был первый прием в университет после Октябрьской революции. Она получила возможность общаться с крупнейшими учеными нашей страны – Д.Ф.Егоровым, Н.Е.Жуковским, Н.Н.Лузиным, С.А.Чаплыгиным. Математический талант Бари заметил профессор Лузин. Нина Бари становится одной из его видных учениц и активной участницей семинара, проводимого ученым. В 1925 году Н.К.Бари блестяще окончила аспирантуру Московского университета, а в январе следующего года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “О единственности тригонометрических разложений”.

Слайд 17

Первые результаты по теории множеств Нина Карловна получила еще в студенческие годы, когда училась на третьем курсе университета. О результатах своих исследований она доложила на заседании математического общества. Ее слуша-ли прославленные ученые нашей страны. Степень доктора физико-математических наук ей прису-дили в 1935 году, когда она была уже известным ученым, имевшим большие заслуги в изучении тригонометрических рядов и теории множеств. Педагогическую деятельность Н.К.Бари начала в двадцать лет. Студенты Московского университета, в котором работала с 1926 года, любили Нину Карловну за глубокий ум, вдохновенные лекции, за неустанное стремление увлечь и направить своих слушателей по нехоженным тропам науки.

Слайд 18

Н.К.Бари – ученый с мировым именем. С 1927 года она – член Французского и Польского математических обществ. Бывала несколько раз за границей. В 1927 году в Париже активно участвовала в семинаре академика Адамара. Через год, снова в Париже, ведет большую научно-исследовательскую работу. Нина Карловна представляла советскую математическую школу на международных математических конгрессах в Болонье (1928) и в Эдинбурге (1958). Она выступала с обзорными докладами и на различных математических конференциях и съездах у нас в стране. 15 июля 1961 года Н.К.Бари погибла, попав под поезд.

Слайд 19

Софья Александровна Яновская Софья Яновская родилась в местечке Пружаны бывшей Гродненской губернии. Детство ее прошло в Одессе, куда переехали родители. Там окончила 2-ю городскую женскую гимназию, где преподавателем был известный историк математик И.Ю.Тимченко, пробудивший любовь девушки к этой науке. Дальнейшее образование она продолжала на Высших женских курсах, сначала на естественном отделении, а потом, и С.О.Шатуновского, на математическом отделении. Шатуновский привил Яновской вкус к философии математики и математической логике.

Слайд 20

С.А.Яновская имеет свыше 40 печатных научных работ. Она – участник многих математических съездов и конференций, с трибуны которых выступает с критикой идеализма в современной философии математики, а также по вопросам истории математики и математической логики. С.А.Яновская провела большую работу по повышению математической культуры в нашей стране, в особенности по вопросам методологии математики и логике. Так, с ее предисловиями и комментариями вышли “Основы теоретической логики” Д.Гильберта и В.Аккермана, “Введение в логику ” А.Тарского. За совокупность научных работ в 1931 году С.Яновской присуждено звание профессора, а в 1935 году, без защиты диссертации, - ученая степень доктора физико-математических наук.

Слайд 21

Женщины-математики и женщины-физики нашего района

Слайд 22

По данным, найденными нами, в интернете на сайтах школ мы получили следующее: В Панинском районе учителей математики и физики Всего Женщины Мужчины Математики 34 32 2 Физики 16 13 3

Слайд 23

Выводы: На этом этапе становления математики как науки женщины внесли весомый вклад в его развитие. 2. В наши дни очень много женщин заняты в преподаванием науки математики и они добиваются высоких результатов в своей профессии. 3. В современной науке заняты большей частью мужчины, а в практической преподавательской деятельности больше женщин.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие женщины-математики

В материале представлены краткие исторические сведения о жизни и деятельногсти женщин-математиков. Материал можно использовать во внеклассной работе и на уроках....

Женщины - математики

Работа содержит фото и краткую биография женщин - математиков: Гипатия, М.Г. Аньези, С. Жермен, А.А. Лавлейс и т.д....

Игра: Поле математических чудес « О женщинах – математиках» для учащихся 8 класса

Вступительное слово учителя: Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предме...

Внеклассное мероприятие по математике. Поле-чудес "Женщины-математики"

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по математике и информатике. Мероприятие проводится в виде одноименной игры поле-чудес. Ресурс содержит конспект урока и презентацию....

Устный журнал "Женщины математики"

Знакомит учащихся с историческим и библиографическим материалом по теме, показывает восприятие выдающихся математиков современниками....

Интерактивная презентация "Женщины- математики"

В данной интерактивной презентации использованы биографические сведения о женщинах- математиках....

Познавательная игра "поле чудес" по теме: женщины-математики

Цели и задачи :Игра расширяет  кругозор и  познавательные интересы , развивает  мышление и  быстроту  реакции , активирует память , способствует приобретению опыта думать ,вос...