конспект урока "Объем прямой призмы"
план-конспект урока по математике (11 класс) по теме

Башурова Инна Николаевна

конспект урока "Объем прямой призмы". Предмет: геометрия 11 класс. Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмы

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного теоретического материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение формулы объема прямой призмы.

развивающие: способствовать развитию умений и навыков решения задач с использованием данной формулы (решения задач ЕГЭ), развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес.

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obem_pryamoy_prizmy.docx48.82 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_obem_prizmy.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Объем прямой призмы»

Учитель: Башурова Инна Николаевна

Предмет: геометрия 11 класс

Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмы

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного теоретического материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение формулы объема прямой призмы.

развивающие: способствовать развитию умений и навыков решения задач с использованием данной формулы (решения задач ЕГЭ), развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес.

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

План урока

  1. Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».
  2. Актуализация опорных знаний учащихся
  3. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока
  4. Изучение нового материала
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений
  7. Контроль знаний
  8. Подведение итогов. Рефлексия
  9. Информация о домашнем задании

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».

Цель: формирование мотива, желания работать.

Приветствие.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне бы хотелось взять высказывание Г. Галилея, но немного переделанное «Геометрия является одним из могущественных средств для воплощения в жизнь многих идей». («Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Г. Галилей»)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: создание ситуации успеха путем проверки владения материала прошлых уроков

В ходе изучения стереометрии мы с вами сталкиваемся с изучением различных геометрических фигур. Какими? (параллелепипед, призма, пирамида, куб, цилиндр, конус, шар).

 Мы научились решать задачи на нахождение площадей пространственных фигур и приступили к нахождению объемов некоторых многогранников. Каких? (объем прямоугольного параллелепипеда, объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник).

Перед учениками на партах лежат карточки, которые необходимо заполнить:

Заполните пропуски в предложениях.

- Равные тела имеют … объёмы.

- Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен … объёмов этих тел.

- Объем прямоугольного параллелепипеда равен … трех его измерений.

 - Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению … на … .

Сформулируйте теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствия из нее. Ответы учеников (теорема: объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений. Следствие 1: объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту. Следствие 2: объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту).

  1. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать

тему и цель урока

Цель: сформулировать тему и цель урока.

-ребята, многое, с чем вы сталкиваетесь на уроках геометрии можно увидеть в жизни, в тех предметах, что нас окружают. Сегодня у нас с вами необычный урок, поэтому надеюсь, что настроение у вас приподнятое.

Вами были получены творческие задания, и сегодня мы посмотрим, обсудим и оценим то, что у вас получилось.

Творческое домашнее задание: ваш класс является неким конструкторским бюро. Ученики класса выступают в роли дизайнеров, которым необходимо создать красочные упаковки для подарков в виде многогранников.

Вопрос: какие многогранники вы выбрали для своих идей и почему?

Предполагаемые ответы учащихся: это разные виды призм; они удобны, устойчивы, для экономии пространства и т. п.

Вопрос учителя: Внимательно посмотрите на свои модели, какие это призмы? (прямые). А какую еще важную характеристику при изготовлении подарочной упаковки мы должны обязательно учитывать? (объем). Мы с вами заговорили о таком многограннике, как призма. Сможем мы найти площадь призмы? (да). А вычислить ее объем? (только для призмы, в основании которой прямоугольный треугольник или если это параллелепипед). Сформулируйте тему урока. Чем будем заниматься на уроке?

Ученики открывают тетради и записывают тему урока «Объем прямой призмы»

  1. Изучение нового материала

Цель: изучить теорему об объеме прямой призмы.

Докажем теорему. Объём прямой призмы равен произведению площади основания на высоту. Сначала докажем теорему для треугольной прямой призмы, а затем – для произвольной.  (Доказательство теоремы ведется с помощью беседы).

БезымянныйДано: прямая призма

                                                                      Доказать:          

                             Доказательство         

  1.   -   прямая призма. Проведем высоту , которая делит  на два треугольника . Плоскость разделяет данную призму на две призмы, основаниями которых являются прямоугольные треугольники . Поэтому объемы этих призм соответственно равны:

По свойству 2 (если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел)

  1. Докажем теорему для произвольной прямой призмы с высотой  и площадью основания S. Такую призму можно разбить на прямые треугольные призмы с высотой . Выразим объем каждой треугольной призмы по формуле и сложим эти объемы. Вынося за скобки общий множитель , получим в скобках сумму площадей оснований треугольных призм, т. е. площадь S основания исходной призмы. Таким образом, объем исходной призмы равен . Теорема доказана.

  1. Физкультминутка

«Колечко» (упражнение для рук)

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному пальцу. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

А теперь закрыли глаза, мысленно нарисовали окружность, в этой окружности изобразили улыбку. Что получилось? И вот с таким настроением продолжаем работать.

  1. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений

Цель: выработать навыки решения задач с использованием формулы объема прямой призмы.

Задача 1. (устно)  Найти объем прямой призмы с высотой 5см, в основании которой  лежит ромб с диагоналями, равными 4 и 6 см.

Решение: ,    = 12 (),  

Задача 2. Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на треугольную (правильный треугольник) клумбу со стороной 4 м?

Решение: 20 мм = 0,02 м;    

,    

Задача 3. (В16) Найдите объем правильной шестиугольной призмы, стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 
 http://mathb.reshuege.ru/get_file?id=790

Решение: ,    

 

  1. Контроль знаний

Учащиеся проводят необходимые измерения своих моделей призм (подарочной упаковки) для вычисления их объема и данные заносят в таблицу:

Основание призмы (вид многоугольника)

Сторона основания (стороны)

 призмы

 призмы

Оценки выставляются учителем после проверки выполненной работы

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Какие данные необходимо для вычисления объема прямой призмы?

Рефлексия. Светофор: красный цвет – мне было сложно и малопонятно,

                        желтый цвет – у меня не все получилось, но я доволен своей работой,

                    зеленый цвет – у меня все получилось, я доволен своей работой.    

  1. Информация о домашнем задании

П. 76, №663 (в – 1 уровень, г- 2 уровень), №664.

Литература:

  1. Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.
  2. Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2013 г.
  3. ЕГЭ – 2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013 (ЕГЭ 2014, ФИПИ)
  4. ЕГЭ. Математика. Решение задач типа В: универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Ю.А. Глазков, И.К. Варшавский, М.Я Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
  5. Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/627554/

http://prizmas.ucoz.ru/photo/prizma/1-0-6



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

по теме «Объем прямой призмы»

Учитель: Башурова Инна Николаевна

Предмет: геометрия 11 класс

Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмы

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного теоретического материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение формулы объема прямой призмы.

развивающие: способствовать развитию умений и навыков решения задач с использованием данной формулы (решения задач ЕГЭ), развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес.

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

Основные этапы урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Методы

обучения

Прогнозируемый

результат

Учебно-метододич. обеспечение

План.

время

1.Организационный этап

Психолог. подготовка к общению

Обеспечивает

благоприятный

настрой.

Настраиваются на работу,

Словесные

Психологическая готовность

Организация внимания

1 мин

2. Актуализация опорных знаний

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков

Организует работу по актуализации опорных знаний

Заполнение карточек, отвечают на вопросы

Практический, словесный

Быстрая проверка опорных знаний

Запись на карточках и беседа

3 мин

3. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока

Обеспечить деятельность по определению целей урока

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает консультирует.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Словесные

отвечают верно

беседа

5 мин

4.Изучение нового материала

Изучить теорему об объеме прямой призмы

Организует работу учащихся по усвоению формулы объема прямой призмы

Делают соответствующие записи в тетрадях

Словесные

Верное понимание нового материала

Беседа, записи в тетрадях

12 мин

5. Физкультминутка

Создать условия учебной деятельности, способствующих сохранению здоровья учащихся

Предлагает выполнить упражнения

Выполняют упражнения (движения и приемы)

Практические

Снижение утомляемости, повышение работоспособности

-

2 мин

6. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений

выработать навыки решения задач с использованием формулы объема прямой призмы

Предлагает выполнить задания

Выполняют задания

Практические

Выполнят верно

Выполняют

задания на

доске и в тетрадях

13 мин

7. Контроль знаний

Выявить

качество

усвоения

материала

Предлагает практические задания с использованием моделей призм и заполнить карточки

Выполняют измерения и вычисляют объем моделей

контроль

Выполнили верно

Запись данных и вычислений на листах контроля

6 мин

8. Подведение итогов. Рефлексия

Дать оценку

работы

класса

Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок

Оценивают свою работу на уроке

самооценка

Осмысление результатов своей работы

 Цветные карты самооценки

3 мин

9.Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Поясняет домашнее задание

Записывают дом. задание

словесные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока "Объем прямой призмы" 11 класс

Урок изучения нового материала по теме "Объем прямой призмы". Разработка включает план-конпект урока и рабочий лист ученика....

ОБЪЕМ ПРЯМОЙ ПРИЗМЫ

ОБЪЕМ ПРЯМОЙ ПРИЗМЫ. Презентация к уроку геометрии в 11 классе....

Открытый урок по теме "Объём прямой призмы и цилиндра"

Открытый урок был дан в 11 классе, самому уроку предшествует большая работа. Ребята могли применять знания не только по самой теме, но и те, которые получены при самостоятельном изучении последующих т...

Конспект урока по теме: "Объем прямой призмы и цилиндра"

Разработка урока по решению задач с использованием ЭОР обучающей оболочки 1С: Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11.  Данный электронный образовательный ресурс используется на уроке по ре...

Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Объем прямой призмы"

План урока геометрии в 11 классе с презентацией (учебник геометрии Атанасяна Л.С. и др. (М.:Просвещение)), а также может быть использован и при работе по другому учебнику геометрии. ...

Презентация к уроку "Объем прямой призмы"

Презентация к уроку "Объем прямой призмы"...

51. Интерактивный тест по теме: "Объем прямой призмы. Объем цилиндра".

Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях промежуточного, обобщающего или итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установ...