Доклад на педсовете
методическая разработка по теме
"Деятельностный подход на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на педсовете | 83.45 КБ |
prezentatsiya_k_pedsovetu.pptx | 422.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Доклад
Деятельностный подход на уроках математики.
Учитель: Лапина Анжелика Валерьевна
Смоленск 2016
В основу (ФГОС УО) Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в коррекционном образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте ПрАООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
- Использование активных и интерактивных методик.
- Участие в проектной деятельности.
- Владение приёмами исследовательской деятельности.
- Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
ФГОС ОУ предусматривает разработку программы формирования базовых учебных действий (далее ― программа формирования БУД). Программа реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
V-IX классы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
- испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают умения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
X-XIIклассы
Личностные учебные действия:
К личностным БУД, формируемым на этом третьем этапе школьного обучения, относятся умения:
- осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
- соотнесение собственных поступков и поступков других людей с принятыми и усвоенными этическими нормами;
- определение нравственного аспекта в собственном поведении и поведении других людей;
- ориентировка в социальных ролях;
- осознанное отношение к выбору профессии.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия представлены комплексом следующих умений:
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);
- использовать некоторые доступные информационные средства и способы решения коммуникативных задач;
- выявлять проблемы межличностного взаимодействия и осуществлять поиск возможных и доступных способов разрешения конфликта;
- с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные учебные действия:
К регулятивным БУД, обеспечивающим обучающимся организацию учебной деятельности относятся:
- постановка задач в различных видах доступной деятельности (учебной, трудовой, бытовой);
- определение достаточного круга действий и их последовательности для достижения поставленных задач;
- осознание необходимости внесения дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения полученного результата с эталоном;
- осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;
- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
Познавательные учебные действия:
- Применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- извлекать под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
- использовать усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;
- использовать готовые алгоритмы деятельности;
- устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
В помощь учителю математики массовой школы, педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, научного руководителя Центра системно-деятельностной педагогики профессора Л.Г. Петерсон, разработана и апробирована технология деятельностного метода обучения. Для реализации технологии разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: учебники, рабочие тетради, методические материалы, сценарии уроков и презентации, мониторинг, а так же УМК для надпредметного курса «Мир деятельности». Технология разработана для дошкольников, учащихся начальной школы и средней школы.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного объяснительно-иллюстративного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а ученика.
Основу ее построения составили идеи развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина с позиций единства с традиционной школой.
Методологической основой является азбука теории деятельности, разработанная в отечественной методологической школе Г.П. Щедровицкого, А.А. Дергача, О.С. Анисимова.
Толковый словарь Ожегова.
ТЕХНОЛОГИЯ - совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства .
Педагогический словарь.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, т. е. определенная система действий разработка и процедурное воплощение которых обеспечивающей гарантированный результат.
Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.
В рамках реализации технологии разработана программа по математике для 1-4 классов начальной школы «Учись учиться».
«Курс учись» учиться предлагает новые типы уроков:
Уроки открытия нового знания, где происходит формирование понятий и алгоритмов, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность.
Уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
Уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Структура открытия нового знания выглядит следующим образом:
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Специалистам видно, что некоторые пункты структуры урока требуют от учащихся умственно отсталые школьники, из-за недоразвития мышления, не смогут выполнить даже пол руководством учителя. Это п. 4 – построение проекта выхода из затруднения и п. 5 реализация построенного проекта.
Для учителей начинающих работать по ТДМ предлагается упрощенная форма построения урока (базовый уровень). С моей точки зрения, она вполне может применяться для работы с умственно отсталыми детьми.
Структура урока открытия нового знания (ТДМ – базовый уровень:
- Мотивация к учебной деятельности;
- Актуализация знаний;
- Проблемное объяснение нового знания;
- Первичное закрепление его во внешней речи;
- Самостоятельная работа с самопроверкой;
- Включение нового знания в систему знаний и повторение;
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Мотивация учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
Выделяют две подгруппы:
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; кроссворды, сканворды, ребусы театрализации и драматизации; дискуссии, проблемные ситуации, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении);
- методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения).
Примеры:
- Девиз урока: Думать - коллективно! Решать - оперативно!
“Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.
Актуализация знаний.
Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.
Данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании;
- Повторение изученного (проверка домашнего задания, устный счет, математический диктант, самостоятельная работа).
- Разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи.
- Игровые приемы.
- Создание учебно-проблемной ситуации.
Примеры:
Проверка домашнего задания, сравнение ответов с образцом, обсуждение затруднений.
Устный счет.
Математический диктант с сравнением ответов с образцом.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.
Прием «Корзина идей»
Прием «с затруднением»
Среди примеров на сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой 2, 5 + 3, 34 (разное количество знаков после запятой)
Прием «игровая цепь» команде предлагается выполнить ряд однотипнвых заданий на скорость.
Прием «Закодированное слово»
Учитель загадывает слово (квадрат), ученики с помощью вопросов, на которые учитель отвечает только ДА или НЕТ, пытаются его угадать.
Создание учебно-проблемной ситуации.
Тема «Среднее арифметическое»
Проблемная ситуация ( учитель ставит задачу) . У нас есть весы, набор гирь и несколько горошин. Нужно найти массу одной горошины. Но есть проблема. Самая маленькая гиря 2 мг, но масса горошины меньше 2 мг. Как бы вы поступили в данной ситуации? (учащиеся предлагают выход из данной ситуации) Если есть весы можно провести исследование.
Проблемное объяснение нового знания.
Внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью схем.
Примеры:
Тема «Вычисление площади прямоугольника»
К моменту изучения этой темы ученики получили конкретные представления о площади фигуры, познакомились с квадратным сантиметром и научились пользоваться этой единицей для измерения площадей фигур, и в частности площади прямоугольника. На данном уроке мы знакомим учеников с правилом вычисления площади прямоугольника. Работу над новым материалом начинаем с выполнения такой практической работы. Ученикам раздаем листы бумаги, на каждом из которых начерчен прямоугольник длиной, например, 7 см и шириной 3 см, разбитый на квадратные сантиметры.
Ученики подсчитывают различными способами число клеток, содержащихся в прямоугольнике.
1 способ. Ученики подсчитывают число клеток в одной полосе и умножают полученное в результате подсчета число на другое число, соответствующее числу полос. Запись: 7х3=21 (кв. см.)
2 способ. Ученики подсчитывают число клеток в одном столбце и число столбцов. Поученные в результате подсчета числа умножают. Запись: 3х7=21 (кв. см.).
Демонстрируем прямоугольник, разделенный на квадратные сантиметры, который заранее начерчен на доске и скрыт, часть прямоугольника закрыта листом бумаги, так что можно посчитать количество клеток только в одном горизонтальном и одном вертикальном ряду.
Прямой подсчет клеток становится невозможным. Как же в этом случае вычислить площадь прямоугольника?
Какое затруднение возникло?
Ученики догадываются, что для этого надо число квадратов, находящихся в одном ряду (вертикальном или горизонтальном), умножить на число рядов. Запись: 6х4=24 (кв.см.) или 4х6=24 (кв.см.).
Ставится проблемный вопрос, нужно ли каждый раз, находя площадь прямоугольника, разбивать его на полосы и квадраты или не делая этого, можно сразу найти площадь прямоугольника? Как это можно сделать?
Ответив правильно на этот вопрос, ученики сами откроют новый способ вычисления площади прямоугольника.
Первичное закрепление знания во внешней речи.
Изученное содержание закрепляется и проводится через внешнюю речь.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Примеры:
Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Примеры:
Задание.
Подчеркните только те числовые выражения, сумма которых больше 10.
6+8 4+6 7+7 5+5 9+4
2+8 7+2 8+4 7+5 9+2
Образец для самопроверки (эталон)
6+8 4+6 7+7 5+5 9+4
2+8 7+2 8+4 7+5 9+2
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках.
- Выполнение заданий в которых новое знание используется вместе с изученным ранее (задания из учебника).
- Решение и составление арифметических задач, с использованием нового знания.
- Решение геометрических задач.
- Решение задач практического содержания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.
- Какие затруднения возникали по ходу урока?
- Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Лист самооценки. Ф.И._____________________________ | ||||||
Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Задание № 6 | Итого. |
«+» - выполнил задание правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности. Твоя оценка: _____ Оценка учителя: _____ |
Если коротко сказать, то суть метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных, обижаться, огорчаться - все это не поможет в достижении цели.
Структура учебной деятельности выглядит так:
Самоопределение
Пробное действие
Рефлексия
Затруднение
Самоконтроль
Самооценка
Источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Примерная адаптированная основная образовательная программа образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- «Школа 2000 …» – официальный сайт.
- Шилова З. В. Стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 16. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64213.htm.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В основу Федерального государственного образовательного стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( ФГОС ОУ) положены деятельностный и дифференцированный подходы. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте Примерной адаптированной основной образовательной программы ( ПрАООП ) образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
На основе деятельностного подхода к обучению ФГОС ОУ предусматривает разработку Программы формирования базовых учебных действий (Программа формирования БУД). Программа реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности; овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. V - IX классы Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные учебные действия включают умения: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Технология деятельностного метода обучения разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон . Основу ее построения составили идеи развивающего обучения Л.В.Занкова , Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина с позиций единства с традиционной школой. Методологической основой является азбука теории деятельности, разработанная в отечественной методологической школе Г.П. Щедровицкого, А.А. Дергача, О.С. Анисимова. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного объяснительно-иллюстративного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а ученика.
Технология Толковый словарь Ожегова. ТЕХНОЛОГИЯ - с овокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства . Педагогический словарь. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, т. е. определенная система действий разработка и процедурное воплощение которых обеспечивающей гарантированный результат.
Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом. В рамках реализации технологии разработана программа по математике для 1-4 классов начальной школы «Учись учиться».
Типы уроков курса «Учись учиться» Уроки открытия нового знания , где происходит формирование понятий и алгоритмов, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Уроки рефлексии , где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность. Уроки обучающего контроля , на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. Уроки систематизации знаний , предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности. Структура урока открытия нового знания (ТДМ )
мотивация к учебной деятельности; актуализация знаний; проблемное объяснение нового знания; первичное закрепление его во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой; включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия учебной деятельности на уроке. Структура урока открытия нового знвния ( ТДМ – базовый уровень)
Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Выделяют две подгруппы: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры ; кроссворды, сканворды , ребусы театрализации и драматизации; дискуссии , проблемные ситуации, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения)
Актуализация знаний Значение самого слова “актуализация” говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. Д анный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Актуализация знаний Повторение изученного (проверка домашнего задания, устный счет, математический диктант, самостоятельная работа). Разгадывание кроссворда , решение нестандартной задачи. Игровые приемы. Создание учебно-проблемной ситуации.
П роблемное объяснение нового знания Внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью схем .
Первичное закрепление его (знания) во внешней речи. Изученное содержание закрепляется и проводится через внешнюю речь . На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном . С амостоятельная работа с самопроверкой
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках . Выполнение заданий в которых новое знание используется вместе с изученным ранее (задания из учебника). Решение и составление арифметических задач, с использованием нового знания. Решение геометрических задач. Решение задач практического содержания.
Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли цели? Докажите. Расскажите алгоритм решения примеров нового типа. Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Рефлексия учебной деятельности на уроке. . Лист самооценки. Ф.И._____________________________ Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 Задание № 6 Итого. «+» - выполнил задание правильно; «?» - при выполнении задания возникли трудности. Твоя оценка: _____ Оценка учителя : _____
Если коротко сказать, то суть метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных, обижаться, огорчаться - все это не поможет в достижении цели . Структура учебной деятельности выглядит так: Самоопре-деление Пробное действие Затруд-нение Само-контроль Само-оценка Рефлексия
Источники Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Примерная адаптированная основная образовательная программа образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Школа 2000 …» – официальный сайт. Шилова З. В. Стимулирование и мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 16. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/64213.htm. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе", 2010
Доклад на педсовете "Личность педагога в современной школе" - О профессионализме учителя + презентация....
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Доклад на педсовете "Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика", 2010
Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика ...
Доклад на педсовете "Типология современного урока", 2011
Типология современного урока...
Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...
доклады к педсовету
ПедсоветТема «Компетентный учитель – компетентный ученик»Цель: актуализация развития профессиональной компетентности учителя.Задачи:Познакомиться с понятием «профессиональная компетентность», ви...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...