Технологии проведения элективных курсов
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (10, 11 класс) по теме
Материал выступления на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективные курсы для подготовки к ЕГЭ | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии проведения элективных курсов
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В первую очередь они поддерживают профиль в условиях перехода на ЕГЭ и способны обеспечить оптимальное качество подготовки, кроме того они удовлетворяют индивидуальным образовательным интересам, потребностям и склонностям каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, и “компенсируют” возможности базовых и профильных программ по предмету.
Слайд 1
Элективные курсы выполняют три основные функции
По содержанию можно выделить несколько групп элективных курсов.
Конечно, этот список нельзя считать окончательным, поскольку в ходе работы появляются и другие, новые группы элективных курсов.
Остановимся более подробно на выборе и организации элективных курсов в нашей школе.
Естественно одним из направлений выбора элективных курсов в старших классах послужило введение ЕГЭ. Поэтому мы предлагаем учащимся углубленные элективные курсы математики, что позволяет, не выходя за рамки учебной нагрузки, развивать содержание базового курса, получать дополнительную подготовку к ЕГЭ, готовить учащегося к осознанному выбору будущей профессии.
В настоящее время в старшей школе изучаются следующие элективные курсы :
Слайд 2
- «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения»
Автор –составитель данного курса Черная Марина Михайловна.
Курс рассчитан на 17 учебных часов и имеет следующее содержание:
Тема | Количество часов | |
1. | Разложение на множители | 1 |
2. | Уравнения | 1 |
2.1 | Алгебраические уравнения | 2 |
2.2 | Иррациональные уравнения | 2 |
2.3 | Уравнения, содержащие модуль | 2 |
3. | Неравенства | 1 |
3.1 | Алгебраические неравенства | 2 |
3.2 | Иррациональные неравенства | 2 |
3.3 | Неравенства, содержащие модуль | 2 |
4. | Зачетный урок | 2 |
всего | 17 |
В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.
Слайд 3
При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельности в работе.
Рассматриваемый курс рассчитан на то, чтобы параллельно с изучением общеобразовательного курса алгебры и начал анализа учащиеся повторили, систематизировали, углубили и расширили свои знания , умения и навыки при решении уравнений и неравенств.
На экране представлен фрагмент занятия этого курса по теме «Неравенства, содержащие модуль» .
- Курс «Задачи с параметрами», авторская разработка учителя нашей школы Семеновой О.В.
Слайд 4
Элективный курс рассчитан на 20 ч и имеет следующее содержание:
Тема | Количество часов | |
1 | Решение линейных уравнений и неравенств, содержащих параметр | 2 |
2 | Аналитические приемы решения задач с параметрами | 3 |
3 | Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена | 2 |
4 | Графо-аналитический способ | 4 |
5 | Использование симметрии аналитических выражений | 3 |
6 | Решение показательных, логарифмических, иррациональных уравнений и неравенств, содержащих параметр | 5 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
итого | 20 |
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на задачи, содержащие параметр. В обязательном минимуме этот материал представлен, но в школьном курсе алгебры такие задачи рассматриваются пока крайне редко, бессистемно, поэтому вызывают трудности у школьников. На экзаменах прошлых лет в общеобразовательных классах, как правило, задачи с параметрами не решались, а если решались сильными учащимися, то только частично. Дело в том, что методы решения уравнений и неравенств с параметрами учащимся неизвестны. Поэтому учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач, и делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно. В курсе представлены различные типы задач с параметрами Примеры
Слайд 5
Тип 1. Уравнения, неравенства и их системы , которые необходимо решить для любого значения параметра.
Пример: Для всех действительных значений параметра a решите уравнение x3–(2–a)x2–ax–a(a–2)=0.
Тип 2. Уравнения, неравенства и их системы , для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра .
Пример: Для всех действительных значений параметра a найдите число различных корней уравнения (a–x2)(a+x–2)=0.
Тип 3. Уравнения, неравенства и их системы , для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы имеют заданное число решений .
Пример: При каких значениях параметра a уравнение |x+2|=ax не имеет решений?
Тип 4. Уравнения, неравенства и их системы , для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям.
Пример: Найдите все значения параметра a, при каждом из которых множество решений неравенства (a–x2)(a+x–2)<0 не содержит ни одного решения неравенства x2≤1.
Технологии проведения элективных курсов
Один из проблемных вопросов – методическая система обучения элективным курсам, организация такого обучения.
Хотелось бы чтобы формы организации элективных курсов отличались от урочных, поэтому в своей работе используем следующие методы:
Слайд 6
• метод обучения в сотрудничестве;
Класс разбивается на разноуровневые (по уровню обученности) группы . Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала. Главным результатом является то, что с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой– формирование в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо.
Применение данного метода можно рассмотреть на примере занятия по теме:
Гиперссылка на слайд
Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений и неравенств с параметром.
- Информационный ввод.
-- Учитель сообщает тему занятия, цель.
- Актуализация ЗУН.
- повторение необходимых сведений о квадратичной функции
.
3.Исследовательская работа в группах:
Каждая из трех групп получает задание на решение проблемы о взаимном расположении точки, лежащей на оси ОХ, нулей функции и коэффициентов квадратного трёхчлена.
Задание 1 группы | Задание 2 группы | Задание 3 группы |
Выяснить при каких условиях оба различных корня квадратного уравнения больше заданного числа М | Выяснить при каких условиях оба различных корня квадратного уравнения меньше заданного числа М | Выяснить при каких условиях заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения |
В помощь учащимся предлагается компьютерная презентация(гиперссылка)
Исследование и анализ рисунков данной презентации должен помочь учащимся сделать правильный вывод.
Представители каждой группы выходят к доске, демонстрируют графическую иллюстрацию своей проблемы, записывают свою систему неравенств и формулируют вывод, объясняя, как они пришли к такому решению.
После проверки и возможной корректировки решения учителем все учащиеся записывают результат в тетрадь.
Слайд
Примерно так выглядит чертеж для ответа 1 группы
Вывод: Оба корня квадратного уравнения больше заданного числа М тогда и только тогда, когда имеет место система | Вывод: Оба корня квадратного уравнения меньше заданного числа М тогда и только тогда, когда имеет место система | Вывод: Заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения тогда и только тогда, когда имеет место неравенство Af(M)<0 |
4.Закрепление материала
Возврат с гиперссылки
Основные идеи данного метода - индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.
• метод проектов;
Слайд гиперссылки
Метод проектов представляет собою способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию): которая включает в себя следующие этапы:
1. Постановка цели: выявление проблемы.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор способов решения проблемы.
3. Самообразование при помощи учителя.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Анализ успехов и ошибок.
На мой взгляд данный метод может быть реализован при изучении любой рассматриваемой темы.
Возврат с гиперссылки
• разноуровневое обучение;
Слайд гиперссылки
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные способности учащихся.Очевидно, что элективные курсы посещают учащиеся имеющие разный уровень обученности , поэтому разноуровневое обучение дает шанс каждому ученику, построить обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности.
• модульное обучение
Слайд гиперссылки
При применении данного метода изучаемый материал делится на крупные блоки- так называемые модули. В состав модуля включается перечень основных тем и понятий, которые необходимо изучить учащимися при изучении данного модуля.
Преимущества данного метода:
- индивидуальная работа с учащимися, которым нужны советы учителя;
- индивидуальный темп работы каждого в прохождении «модуля»;
- самостоятельность ученика при изучении темы; развитие познавательной деятельности;
- высокий уровень самоорганизации учащихся;
Комплексное применение ИКТ и Интернет-технологий делает возможным усовершенствование предложенных методов.
Так на компакт дисках много озвученного интерактивного видеоматериала с динамическими иллюстрациями, подробный пошаговый разбор решения задач различной степени трудности , а также возможный выбор уровня сложности.
Сайты поддержки:
http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/test/index.htm |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения элективного курса "Удивительные невидимки" в профильном обучении.
Представляю педагогическую концепцию по проведению элективного курса "Удивительные невидимки".Каждая тема - это своеобразный экскурс в прошлое....
Проверка знаний при проведении элективного курса
Выступление на районном конкурсе "Учитель учителю", на котором рассказала о том, как проверяю знания обучающихся при проведении элективного курса....
Практика и методика проведения элективного курса для 9 классов по географии "Мир в тарелке" в предпрофильном обучении в МОУ "СОШ р.п. Духовницкое".
Формирование знаний о том, как сохранить и укрепить своё здоровье....
Методика и практика проведения элективного курса по географии в 9 классах "Мир в тарелке" на базе МОУ "СОШ р.п. Духовницкое"
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов....
Презентация Технологии проведения элективных курсов
Презентация к выступлению...
График проведения элективных курсов, кружков
В графике представлены названия элективных курсов и кружков, учителя, классы и время проведения занятий....
Справка-подтверждение о проведении элективных курсов
Справка-подтверждене о проведении элективных курсов по русскому языку в 9 Б классе в 2019-2020 уч. году...