Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством использования на уроках математики исследовательского метода»
план-конспект по математике на тему
Цели мастер-класса: Показать методические приемы и элементы технологии исследовательской деятельности учащихся на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Мастер-класс
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством использования на уроках математики исследовательского метода»
Шипулина Елена Петровна,
учитель математики
МКОУ «СОШ №3»
Ставропольский, 2015
Мастер-класс
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством использования на уроках математики исследовательского метода»
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, стакан, цилиндр, нитки, линейка.
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть в хорошем настроении.
Слайд: Тема моего мастер-класса: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством использования на уроках математики исследовательского метода»
Слайд: Цели мастер-класса: Показать методические приемы и элементы технологии исследовательской деятельности учащихся на уроках математики
Слайд: Эпиграфом к нему я взяла слова Питера Клайна
«Дети учатся лучше, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения зародилась в древности. Знаменитое сократовское «Исследуй!» определило его подход к изучению действительности.
Каждому человеку от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, значит, надо так организовать учебную деятельность, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки.
Именно поэтому я считаю необычайно полезным прививать учащимся вкус к исследованию. Математика, как никакой другой предмет не только позволяет, но и заставляет учащихся прибегать к исследованию.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.
Как же создавать проблемные ситуации, которые приводят к исследованию, об этом мы сегодня и поговорим.
Обратите внимание! На доске размещено уравнение:
(Уравнение, красочно оформленное, вывешивается в центре доски, к концу урока будет найдено его решение).
28k + 30n + 31m = 365
Задание: Найти хотя бы одно решение уравнения. (Пауза, все думают)
Вот первая проблемная ситуация на сегодня, к концу урока будет найдено его решение.
Сегодня вам предлагается поучаствовать в обычной для Вас роли ученика в мастер - классе.
Итак, первый прием, который я использую - это деление на группы
На этом этапе я использую игру «Атомы и молекулы», что позволяет формировать коммуникативные УУД. (под легкую музыку происходит деление на группы)
Давайте встанем в круг. Каждый из Вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Сейчас вы объединяетесь в молекулы по два атома. Образовавшиеся молекулы, являются составом рабочей группы.
Важным моментом урока является психологический настрой.
Для этого я использую Прием «Комплимент»
Каждый член группы говорит комплимент своему соседу, касаясь ладонью своей руки ладони соседа. Итак, я начинаю: Я рада сегодняшней встрече с вами и в общении надеюсь на взаимопонимание и поддержку.
Сегодня я хочу показать вам, как можно организовать учебно-исследовательскую деятельность на примере фрагмента урока в 6 классе по теме «Пропорция».
-Вспомним, что такое пропорция?
(Работа в парах.
-Обсудите в парах и предложите варианты ответа
Итак, пропорция – это равенство двух отношений. Например,
слайд
10 : 5 = 6 : 3 или = .
В общем виде можно записать так: a : b=c:d
- Как называются числа, из которых состоит пропорция.
(Числа a, b, c, d называются членами пропорции)
(Раздаются памятки - подсказки).
Красным цветом выделены крайние члены пропорции
Синим цветом средние члены.
-Назовите крайние члены пропорции (a, d)
-Назовите средние члены пропорции (b, c)
Цель нашего урока: изучить новое свойство пропорции. И мы, проведя небольшое исследование, постараемся открыть это свойство сами.
Исследовательская работа.
Каждая пара получает задание.
Задание для I пары.
Заполните таблицу:
Пропорция | 1:4=3:12 | 72 : 9 = 16 : 2 |
Крайние члены | ||
Средние члены | ||
Произведение крайних членов | ||
Произведение средних членов |
Ответ:
Пропорция | 1:4=3:12 | 72 : 9 = 16 : 2 |
Крайние члены | 1; 12 | 72; 2 |
Средние члены | 4; 3 | 9; 16 |
Произведение крайних членов | 12 | 144 |
Произведение средних членов | 12 | 144 |
Задание для II пары.
Пропорция | 3:4=9:12 | 15:5=6:2 |
Крайние члены | ||
Средние члены | ||
Произведение крайних членов | ||
Произведение средних членов |
Ответ:
Пропорция | 3:4=9:12 | 15:5=6:2 |
Крайние члены | 3; 12 | 15;2 |
Средние члены | 4; 9 | 5;6 |
Произведение крайних членов | 36 | 30 |
Произведение средних членов | 36 | 30 |
Задание для III пары.
Пропорция | 8:24 = 2:6. | 1:5=2:10 |
Крайние члены | ||
Средние члены | ||
Произведение крайних членов | ||
Произведение средних членов |
Ответ:
Пропорция | 8:24 = 2:6. | 1:5=2:10 |
Крайние члены | 8; 6 | 1;10 |
Средние члены | 24; 2 | 5;2 |
Произведение крайних членов | 48 | 10 |
Произведение средних членов | 48 | 10 |
Слайд: Выполнение задания проверить с помощью слайда.
Какой вывод можно сделать?
Слайд: Вывод: В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних
Для закрепления основного свойства пропорции целесообразно дать несколько заданий.
Перед вами пять равенств. Все ли они являются пропорциями? (Высвечиваются на слайде, у учащихся на столе)
Подчеркните пропорции.
72 : 9 = 16 : 2; 1:5= 20 : 4; 6:36=7:42; 2:4=8:4; 2:7=4:14
Предлагаю еще один исследовательский метод , который я применяю в 6 классе при изучении темы название которой мы узнаем, как только разгадаем загадки.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность!
Идет она по краю круга
А называется…(окружность)
Итак, какая же тема сегодняшнего урока?
«Длина окружности».
Слайд Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С= π∙d
C-это длина окружности
d-диаметр
Вопрос: а что же это за величина, которая является вторым множителем π?
Сейчас я предлагаю выполнить практическую работу
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.( На столах различные предметы: стакан, цилиндр, круг, линейки, нитки)
1. С помощью нитки измерьте длину окружности стакана, распрямите нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Данные занесите в таблицу.
2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3.Найдите значение π как неизвестного множителя и округлите до сотых, тысячных, десятитысячных.
4.Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу на доске.
Величины | 1 пара | 2 пара | 3 пара |
С | |||
d | |||
Вывод: отношение длины окружности к ее диаметру есть величина постоянная, равная π ≈ 3,1415926…
Историческая справка. (о числе пи)
Число π- бесконечная десятичная дробь. Обозначение числа происходит от первой буквы греческого слова периферия, что означает "окружность".
Точное значение пи неизвестно и сейчас. Нам для вычислений достаточно использовать значение пи, округленного до разряда сотых: пи=3,14.
Примерно такую же точность дает значение пи=22/7. Число 22/7 носит имя великого математика и называется «число Архимеда».
Для закрепления в памяти рационального выражения π – числа Архимеда (π=22/7 ) может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого:
Двадцать две совы скучали
На больших сухих ветвях.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.
Запоминание величины π ≈ 3,1415926…связывают с предложением «Это я знаю и помню прекрасно», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре числа пи
Для закрепления темы предлагается учащимся решить несколько задач с использованием данной формулы.
Исследовательский метод можно применять на уроке в 5-м классе, где изучается тема «Законы арифметических действий».
На этапе «Открытие нового знания» (исследование).
Предлагается работа в парах по карточкам.
Карточка №1
«Исследование»
1). Вычислите.
3 ⚫ 90 + 3 ⚫ 10 3 ⚫ (90 + 10)
7 ⚫ 50 – 7 ⚫ 30 7 ⚫ (50 – 30)
5 ⚫ 13 + 5 ⚫ 77 5 ⚫ (13 + 77)
2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.
Что вы замечаете?
3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?
4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.
5). Запишите эти выражения на карточках. Сколько равенств можно записать?
На слайде: а∙ b+ а∙ c= а∙( b+ c)- распределительный закон
а∙ b- а∙ c= а∙( b- c)
Учащиеся делают вывод. Записывают формулы закона в буквенном виде.
На данном этапе формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД
Сформулируем словесную запись этого закона (на столах разрезанные карточки, учащиеся складывают правило)
Сумму двух или нескольких произведений, |
содержащих одинаковый множитель, |
можно заменить произведением этого множителя |
на сумму остальных множителей. |
Эти приемы заставляют ученика осознанно применять полученные знания на практике
Для закрепления предлагаются карточки с заданиями (раздать как образец)
Исследование - это всегда поиск, приводящий к выявлению зависимостей и отношений, и в этом процессе помогают не только различные приемы и методы, но и интуиция, и догадка. В организации исследовательской деятельности учащихся я следую высказыванию Д.Пойа, «… в решении любой задачи присутствует крупица открытия».
Вернемся к уравнению, о котором шла речь вначале мастер – класса.
-Кто увидел?
-Кто догадался?
-Кто решил?
28k + 30n + 31m = 365
Ответ: 365 – это количество дней в году, 28 – количество дней в феврале, 30 – количество дней имеют 4 месяца в году, 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365.
Так пусть каждый день учебного года приносят вам радость открытий!
А.Сухомлинский писал: «Я, советую всем учителям: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика». Результаты труда маленького ученика управляют его настроением, отношением к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников.
Благодарю Вас за участие в мастер -классе!
Если у вас появились вопросы, я с удовольствием постараюсь на них ответить.
Рефлексия. (раздаются листы)
На листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
• большой - для меня это важно и интересно …
• указательный - я получил конкретные рекомендации, я была удивлена
• средний - мне не понравилось, мне понравилось
• безымянный - моя оценка психологической атмосферы
• мизинец- для меня было недостаточно, у меня возник вопрос
Вывод: (собрать литы и проанализировать ответы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе. Стране крайне необходимы творцы нового...
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....
Описание системы работы по применению творческих игр для развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речевой активности, активизация мыслительной деятельности, творческого воображения...
Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе...
Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способно...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...