Факультатив "История родного города"
элективный курс по математике (5 класс) на тему

Факультативный курс "История родного города" по предмету "Математика" для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

 «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА»

Факультативный курс «История родного края» проводился в 2009-10 учебном году на базе Гимназии №1 города Благовещенск.

Факультативный курс «История родного края» разработан в качестве дополнения к курсу математики 5-го класса. Курс основан на знаниях и умениях  учащихся, а также на исторических событиях связанных с историей города Благовещенска и Амурской области. Факультативный курс ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к математике и истории своего края.   Некоторым детям математика неинтересна – им ближе литература, история и т.д. – там все понятно: все цифры связаны с конкретными фактами. Но если объединить математические задачи с содержанием каких-нибудь исторических событий, то математика становится, на наш взгляд, гораздо интереснее. Тем более что на уроках истории не всегда хватает времени на родной город, а учебников истории, посвященных отдельному городу пока очень мало. Отсюда вытекают основные задачи факультативного курса:

  • познакомить учащихся 5 классов с некоторыми интересными историческими фактами из истории родного края;
  • заинтересовать учеников;
  • закрепить пройденный на уроках математики материал по решению текстовых задач;
  • дать возможность для творческого, самостоятельного составления задач на основе исторических событий области, города, или своей семьи.

 При изучении математики и истории родного края ученики рассматривают один и тот же материал с разных позиций, что способствует развитию интереса к математике, а так же содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного края.

Формы работы: лекции, беседы, экскурсии, написание рефератов, игры.  


ПЕРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1

Первые сведения о земле Амурской

Цели занятия:

Образовательная: Закрепление навыков сложение и вычитания натуральных чисел;

Развивающая: Показать учащимся возможности применения математики к решению «исторических» задач.

Учитель:

Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить жителям нашей малой Родины на протяжении прошедших веков. Это лишь отдельные эпизоды из истории Приамурья. Но и они приоткроют бездонный колодец времени, поведают о том наследии, которое оставили нам наши предки. Всё это помогает нам воссоздать нравы, обычаи, традиции, привычный для былых времен уклад вещей. Все это – дошедшее до наших дней – наша материализованная история, память о пути, пройденном амурскими переселенцами. Без этой памяти мы бы потерялись в просторах времени, утратили свои корни, позабыли историю родного края.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут и задачи. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и мастерам,  казакам-первопроходцам, ремесленникам. Так же, как и им, когда–то, нужно будет проявить смекалку и находчивость, воображение, сообразительность и точный расчет.

Учитель: Земли будущей Амурской области вошли в состав России лишь в 40-х годах XVII века. С тем чтобы утвердить права России на левобережное Приамурье, было намечено по левому берегу Амура основать несколько казачьих постов, о чем Н.Н. Муравьев писал графу Путятину: «С открытием навигации 1856 года расставлены были казачьи посты наши по всему левому берегу Амура, начиная от Усть-Стрелочного караула. А главнейший из сих постов находится на Усть-Зее, близ самого города Сахалян-Ула».

21 мая 1856 года вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещен военный отряд численностью около 500 человек. Солдаты начали расчистку территории, готовили место для приема и размещения переселенцев, разрабатывали посевную площадь, занимались заготовкой строевой древесины. С этого момента началась история города Благовещенска. В конце лета через Усть-Зейский пост с низовьев Амура прошли более двух тысяч солдат, пешим порядком переправлявшихся с низовьев Амура в Забайкалье. Здесь солдаты запасались продовольствием и следовали дальше вверх по Амуру.

Учитель: (на экране слайд с текстом задачи и тематической иллюстрацией)

  1. В 1856 году на левом берегу Амура были созданы 5 казачьих военных постов, а через год началась плановое заселение Приамурья. Сколько лет прошло с момента начала планового заселения Приамурья до 2009 года?

Ученик решает задачу у доски.

Учитель:

Что нового из истории родного края вы узнали из этой задачи? В каком году началась плановая колонизация Приамурья?

  1. Длина реки Зея 1242 км. Известно, что р.Зея на 619 км. длиннее, чем р.Бурея. Какова длина реки Бурея? Насколько надо удлинить Бурею, что бы её длина стала 1000 км?

Учитель:  Что еще вам известно о реках Зея и Бурея?

 В 1857 году летом к устью Зеи по Амуру прибывает сотня забайкальских казаков с семьями для обоснования на постоянное поселение. С казаками-переселенцами были сплавлены солдаты двух линейных батальонов и артиллерийская батарея. Силами переселенцев-казаков и солдат началось обустройство Усть-Зейской казачьей станицы.

5 мая 1858 года в Усть-Зейскую станицу прибыл генерал-губернатор Н.Н. Муравьев со своей свитой. Его сопровождал Владыка Иннокентий Вениаминов – архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, а также чиновники внешнеполитического ведомства для участия в переговорах с представителями Цинской империи. 9 мая 1858 года в Усть-Зейской станице по инициативе Иннокентия был заложен храм Благовещения, а станица была переименована в Благовещенскую.

Учитель:

  1. 17 июля 1858 года царским указом станица Благовещенская возведена в ранг города с названием Благовещенск, а с 20 декабря того же года была учреждена Амурская область. На сколько город Благовещенск, старше Амурской области?

Учитель:  Кто был первыми русскими поселенцами на берегах амура? Какие названия носил наш город до того, как стал называться Благовещенском?

Отвлечемся немного от истории города и поговорим о животных и птицах, которые обитают в нашем крае. Каких зверей и  птиц, живущих в Приамурье, вы знаете?

Ученики перечисляют названия птиц  и зверей.

  1. В Амурской области обитает большой черный дятел – птица средних размеров, массой около 100 г. На сколько грамм масса домового воробья меньше, чем масса черного дятла,  если она равна 35 г?
  2. На территории Амурской области обитают 64 вида млекопитающих. Птиц в области на 256 видов больше, чем млекопитающих. Пресмыкающихся на 3 вида больше, чем земноводных. А земноводных на 314 видов меньше, чем птиц. Найдите количество видов рыб, если их столько же, сколько млекопитающих и земноводных вместе. Что еще вы узнали в ходе решения этой задачи?

Учитель:

Вернемся к городам нашей области.

Белогорск – третий по величине город амурской области. Расположен в 109 км к северо-востоку от Благовещенска, в долине реки Томь, на левом ее берегу, примерно в 50 км от устья. Противоположный берег – высокий, с белыми песчаными обнажениями кварцевого песка. Они-то и дали имя городу.

  1. Первое поселение на месте города Белогорска – село Александровское основано в 1860 году переселенцами из Пермской губерни. Свое современное название Белогорск получил в 1957 году (сначала он назывался Александровск, затем Краснопартизанск, затем Куйбышевка-Восточная). Сколько лет прошло с момента основания села Александровское, до того как город  получил свое современное название?

Учитель: В 1858-1918 годах Амурское казачье войско было военно-хозяйственной организацией населения Амурской области для охраны русско-китайской границы. Создавалось оно из казаков Забайкальского казачьего войска, переселяемых на Амур и Уссури. Казак с 19-ти летнего возраста в течение 30 лет состоял на военной службе, содержал в исправном состоянии оружие, обмундирование, лошадь, являлся на учения и воинские сборы, выполнял обязанности гарнизонной службы, охранял границу, конвоировал арестованных. На казаков возлагалась заготовка дров для пароходов, поддержание в проезжем состоянии дорог, охрана почты. В годы русско-японской войны конный полк Амурского казачьего войска сражался в Маньчжурии.

Учитель:        

  1. К 1867 году в составе Амурского казачьего войска было 20 тыс. человек, а к 1917 году уже 50 тыс. человек. За сколько лет и насколько увеличилось казачье войско?

Подведем итоги нашего занятия.

1. Кто был первыми русскими поселенцами на левобережье Амура?

2. В каком веке наш родной край вошел в состав России?

3. Кто был первым генерал-губернатором Приамурья?

4. Кому Благовещенск обязан своим современным названием?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ урока

Тема урока

Обучающая цель урока

Развивающая цель урока

ТСО и наглядные пособия

Кол-во часов

математика

история

1

Сложение и вычитание натуральных чисел

Первые сведения о земле Амурской

Закрепление навыков сложение и вычитания натуральных чисел

Показать учащимся возможности применения математики к решению «исторических» задач

Мультимедиа

0,5 часа

2

Сложение и вычитание натуральных чисел

Города Амурской области

Закрепление навыков сложение и вычитания натуральных чисел «столбиком»

Формирование интереса к истории родного края и математике

Мультимедиа

0,5 часа

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

Грандиозные стройки

Закрепления полученных навыков по решению текстовых задач

Формирование интереса к истории родного края и математике

Мультимедиа

0,5 часа

4; 5

Умножение и деление натуральных чисел

Флора и фауна родного края

Закрепление полученных навыков  умножения и деления натуральных чисел

Формирование интереса к природным богатствам родного края и математике

Мультимедиа

1 час

6

Действия с натуральными числами

История Амурской области

Закрепление ЗУН действий с натуральными числами

Развитие творческих навыков и познавательного интереса

Плаката, рисунки

2 часа

7

Сложение и вычитание десятичных дробей

Современный Благовещенск

Закрепление навыков сложение и вычитания десятичных дробей

Формирование интереса к истории родного города и математике

Мультимедиа

0,5 часа

8

Сложение и вычитание десятичных дробей

Из истории

г. Благовещенска

Закрепление навыков сложение и вычитания десятичных дробей «столбиком»

Формирование интереса к истории родного города и математике

Мультимедиа

0,5 часа

9

Умножение и деление десятичных дробей

«Старые» и «новые» улицы

г. Благовещенска

Закрепление навыков умножения и деления десятичных дробей

Развитие интереса к истории родного города и математике

Мультимедиа

0,5 часа

10

Умножение и деление десятичных дробей

Села Амурской области

Закрепление навыков умножения и деления десятичных дробей «столбиком»

Развитие интереса к истории родного края и математике

Мультимедиа

0,5 часа

11

Действия с десятичными дробями

История родного города

Закрепление ЗУН действий с десятичными дробями

Развитие творческих навыков и познавательного интереса к истории города и математике

Плакаты, рисунки

2 часа

В ходе проведения факультативного курса могут быть запланированы экскурсии по городским достопримечательностям, в музей и на выставки, в ходе которых можно обратить внимание детей на факты упомянутые в задачах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)

В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...

Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города

Презентация  - Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Методическая разработка Мой родной город. Города, которые мы знаем

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)» НА ТЕМУ: «МОЙ...

Фотовыставка детей к 75-летнему юбилею города Химки под названием "История родного города".

Ребята участвуют в создании музейной экспозиции "История родного города". В этой фотовыставке приняли участие родители и педагоги....

Презентация "80 лет родному городу. Мосты города Воскресенска"

Креведческий марафон, посвященный празднованию 80-летия города Воскресенска. Презентация и текст выступления учащихся. Участие в конкурсе презентаций....