Факультатив "История родного города"
элективный курс по математике (5 класс) на тему
Факультативный курс "История родного города" по предмету "Математика" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 47.5 КБ |
Презентация к уроку №1 | 2.55 МБ |
Тематическое планирование курса | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
«ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА»
Факультативный курс «История родного края» проводился в 2009-10 учебном году на базе Гимназии №1 города Благовещенск.
Факультативный курс «История родного края» разработан в качестве дополнения к курсу математики 5-го класса. Курс основан на знаниях и умениях учащихся, а также на исторических событиях связанных с историей города Благовещенска и Амурской области. Факультативный курс ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к математике и истории своего края. Некоторым детям математика неинтересна – им ближе литература, история и т.д. – там все понятно: все цифры связаны с конкретными фактами. Но если объединить математические задачи с содержанием каких-нибудь исторических событий, то математика становится, на наш взгляд, гораздо интереснее. Тем более что на уроках истории не всегда хватает времени на родной город, а учебников истории, посвященных отдельному городу пока очень мало. Отсюда вытекают основные задачи факультативного курса:
- познакомить учащихся 5 классов с некоторыми интересными историческими фактами из истории родного края;
- заинтересовать учеников;
- закрепить пройденный на уроках математики материал по решению текстовых задач;
- дать возможность для творческого, самостоятельного составления задач на основе исторических событий области, города, или своей семьи.
При изучении математики и истории родного края ученики рассматривают один и тот же материал с разных позиций, что способствует развитию интереса к математике, а так же содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению родного края.
Формы работы: лекции, беседы, экскурсии, написание рефератов, игры.
ПЕРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1
Первые сведения о земле Амурской
Цели занятия:
Образовательная: Закрепление навыков сложение и вычитания натуральных чисел;
Развивающая: Показать учащимся возможности применения математики к решению «исторических» задач.
Учитель:
Каждому человеку нужно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить жителям нашей малой Родины на протяжении прошедших веков. Это лишь отдельные эпизоды из истории Приамурья. Но и они приоткроют бездонный колодец времени, поведают о том наследии, которое оставили нам наши предки. Всё это помогает нам воссоздать нравы, обычаи, традиции, привычный для былых времен уклад вещей. Все это – дошедшее до наших дней – наша материализованная история, память о пути, пройденном амурскими переселенцами. Без этой памяти мы бы потерялись в просторах времени, утратили свои корни, позабыли историю родного края.
Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут и задачи. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и мастерам, казакам-первопроходцам, ремесленникам. Так же, как и им, когда–то, нужно будет проявить смекалку и находчивость, воображение, сообразительность и точный расчет.
Учитель: Земли будущей Амурской области вошли в состав России лишь в 40-х годах XVII века. С тем чтобы утвердить права России на левобережное Приамурье, было намечено по левому берегу Амура основать несколько казачьих постов, о чем Н.Н. Муравьев писал графу Путятину: «С открытием навигации 1856 года расставлены были казачьи посты наши по всему левому берегу Амура, начиная от Усть-Стрелочного караула. А главнейший из сих постов находится на Усть-Зее, близ самого города Сахалян-Ула».
21 мая 1856 года вблизи устья Зеи на левом берегу Амура был размещен военный отряд численностью около 500 человек. Солдаты начали расчистку территории, готовили место для приема и размещения переселенцев, разрабатывали посевную площадь, занимались заготовкой строевой древесины. С этого момента началась история города Благовещенска. В конце лета через Усть-Зейский пост с низовьев Амура прошли более двух тысяч солдат, пешим порядком переправлявшихся с низовьев Амура в Забайкалье. Здесь солдаты запасались продовольствием и следовали дальше вверх по Амуру.
Учитель: (на экране слайд с текстом задачи и тематической иллюстрацией)
- В 1856 году на левом берегу Амура были созданы 5 казачьих военных постов, а через год началась плановое заселение Приамурья. Сколько лет прошло с момента начала планового заселения Приамурья до 2009 года?
Ученик решает задачу у доски.
Учитель:
Что нового из истории родного края вы узнали из этой задачи? В каком году началась плановая колонизация Приамурья?
- Длина реки Зея 1242 км. Известно, что р.Зея на 619 км. длиннее, чем р.Бурея. Какова длина реки Бурея? Насколько надо удлинить Бурею, что бы её длина стала 1000 км?
Учитель: Что еще вам известно о реках Зея и Бурея?
В 1857 году летом к устью Зеи по Амуру прибывает сотня забайкальских казаков с семьями для обоснования на постоянное поселение. С казаками-переселенцами были сплавлены солдаты двух линейных батальонов и артиллерийская батарея. Силами переселенцев-казаков и солдат началось обустройство Усть-Зейской казачьей станицы.
5 мая 1858 года в Усть-Зейскую станицу прибыл генерал-губернатор Н.Н. Муравьев со своей свитой. Его сопровождал Владыка Иннокентий Вениаминов – архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, а также чиновники внешнеполитического ведомства для участия в переговорах с представителями Цинской империи. 9 мая 1858 года в Усть-Зейской станице по инициативе Иннокентия был заложен храм Благовещения, а станица была переименована в Благовещенскую.
Учитель:
- 17 июля 1858 года царским указом станица Благовещенская возведена в ранг города с названием Благовещенск, а с 20 декабря того же года была учреждена Амурская область. На сколько город Благовещенск, старше Амурской области?
Учитель: Кто был первыми русскими поселенцами на берегах амура? Какие названия носил наш город до того, как стал называться Благовещенском?
Отвлечемся немного от истории города и поговорим о животных и птицах, которые обитают в нашем крае. Каких зверей и птиц, живущих в Приамурье, вы знаете?
Ученики перечисляют названия птиц и зверей.
- В Амурской области обитает большой черный дятел – птица средних размеров, массой около 100 г. На сколько грамм масса домового воробья меньше, чем масса черного дятла, если она равна 35 г?
- На территории Амурской области обитают 64 вида млекопитающих. Птиц в области на 256 видов больше, чем млекопитающих. Пресмыкающихся на 3 вида больше, чем земноводных. А земноводных на 314 видов меньше, чем птиц. Найдите количество видов рыб, если их столько же, сколько млекопитающих и земноводных вместе. Что еще вы узнали в ходе решения этой задачи?
Учитель:
Вернемся к городам нашей области.
Белогорск – третий по величине город амурской области. Расположен в 109 км к северо-востоку от Благовещенска, в долине реки Томь, на левом ее берегу, примерно в 50 км от устья. Противоположный берег – высокий, с белыми песчаными обнажениями кварцевого песка. Они-то и дали имя городу.
- Первое поселение на месте города Белогорска – село Александровское основано в 1860 году переселенцами из Пермской губерни. Свое современное название Белогорск получил в 1957 году (сначала он назывался Александровск, затем Краснопартизанск, затем Куйбышевка-Восточная). Сколько лет прошло с момента основания села Александровское, до того как город получил свое современное название?
Учитель: В 1858-1918 годах Амурское казачье войско было военно-хозяйственной организацией населения Амурской области для охраны русско-китайской границы. Создавалось оно из казаков Забайкальского казачьего войска, переселяемых на Амур и Уссури. Казак с 19-ти летнего возраста в течение 30 лет состоял на военной службе, содержал в исправном состоянии оружие, обмундирование, лошадь, являлся на учения и воинские сборы, выполнял обязанности гарнизонной службы, охранял границу, конвоировал арестованных. На казаков возлагалась заготовка дров для пароходов, поддержание в проезжем состоянии дорог, охрана почты. В годы русско-японской войны конный полк Амурского казачьего войска сражался в Маньчжурии.
Учитель:
- К 1867 году в составе Амурского казачьего войска было 20 тыс. человек, а к 1917 году уже 50 тыс. человек. За сколько лет и насколько увеличилось казачье войско?
Подведем итоги нашего занятия.
1. Кто был первыми русскими поселенцами на левобережье Амура?
2. В каком веке наш родной край вошел в состав России?
3. Кто был первым генерал-губернатором Приамурья?
4. Кому Благовещенск обязан своим современным названием?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ урока | Тема урока | Обучающая цель урока | Развивающая цель урока | ТСО и наглядные пособия | Кол-во часов | |
математика | история | |||||
1 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Первые сведения о земле Амурской | Закрепление навыков сложение и вычитания натуральных чисел | Показать учащимся возможности применения математики к решению «исторических» задач | Мультимедиа | 0,5 часа |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Города Амурской области | Закрепление навыков сложение и вычитания натуральных чисел «столбиком» | Формирование интереса к истории родного края и математике | Мультимедиа | 0,5 часа |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Грандиозные стройки | Закрепления полученных навыков по решению текстовых задач | Формирование интереса к истории родного края и математике | Мультимедиа | 0,5 часа |
4; 5 | Умножение и деление натуральных чисел | Флора и фауна родного края | Закрепление полученных навыков умножения и деления натуральных чисел | Формирование интереса к природным богатствам родного края и математике | Мультимедиа | 1 час |
6 | Действия с натуральными числами | История Амурской области | Закрепление ЗУН действий с натуральными числами | Развитие творческих навыков и познавательного интереса | Плаката, рисунки | 2 часа |
7 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Современный Благовещенск | Закрепление навыков сложение и вычитания десятичных дробей | Формирование интереса к истории родного города и математике | Мультимедиа | 0,5 часа |
8 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Из истории г. Благовещенска | Закрепление навыков сложение и вычитания десятичных дробей «столбиком» | Формирование интереса к истории родного города и математике | Мультимедиа | 0,5 часа |
9 | Умножение и деление десятичных дробей | «Старые» и «новые» улицы г. Благовещенска | Закрепление навыков умножения и деления десятичных дробей | Развитие интереса к истории родного города и математике | Мультимедиа | 0,5 часа |
10 | Умножение и деление десятичных дробей | Села Амурской области | Закрепление навыков умножения и деления десятичных дробей «столбиком» | Развитие интереса к истории родного края и математике | Мультимедиа | 0,5 часа |
11 | Действия с десятичными дробями | История родного города | Закрепление ЗУН действий с десятичными дробями | Развитие творческих навыков и познавательного интереса к истории города и математике | Плакаты, рисунки | 2 часа |
В ходе проведения факультативного курса могут быть запланированы экскурсии по городским достопримечательностям, в музей и на выставки, в ходе которых можно обратить внимание детей на факты упомянутые в задачах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)
В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...
Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города
Презентация - Викторина «Мой родной город Салават», посвященная 65-летию города....
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
Методическая разработка Мой родной город. Города, которые мы знаем
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100801 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ)» НА ТЕМУ: «МОЙ...
Фотовыставка детей к 75-летнему юбилею города Химки под названием "История родного города".
Ребята участвуют в создании музейной экспозиции "История родного города". В этой фотовыставке приняли участие родители и педагоги....
Презентация "80 лет родному городу. Мосты города Воскресенска"
Креведческий марафон, посвященный празднованию 80-летия города Воскресенска. Презентация и текст выступления учащихся. Участие в конкурсе презентаций....