Умножение десятичных дробей 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Дыхалкина Людмила Васильевна

Разработка данного урока соответствует требованиям ФГОС ООО, содержит:  технологическую карту урока, разработку самостоятельной работы к уроку, а также вспомагательный материал по диетическому питанию младших подростков, который актуализируется на уроке при решении задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Муниципальная бюджетная средняя общеобразовательная школа №30 г. Орла

План – конспект урока математики на тему:

 
                                                                                 «Умножение десятичных дробей»

    Выполнила:  учитель  математики Дыхалкина Л.В

2016 год

г. Орел

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5

Базовый учебник математика 5 класс, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, 2013 год.

Тема урока: «Умножение  десятичных дробей».

Цели урока:

образовательные : обеспечить осознанное усвоение алгоритма умножения  десятичных дробей;
развивающие: развитие творческой речевой, мыслительной активности;

          воспитательные: воспитание  ответственности, самостоятельности,  формирование навыка здорового питания .

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Планируемые результаты:

1) Предметные: в результате урока
          -  учащиеся повторят умножение и деление десятичной дроби на натуральное число;

 -  паучатся  умножать   десятичную дробь на десятичную дробь.

 2) Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

- использовать смысловое чтение при работе с информацией;

- находить эффективные пути и средства достижения поставленных целей, контролировать и осуществлять свою деятельность, вносить коррективы;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

3) Личностные:  

- формирование интереса к математическим знаниям, здоровому питанию.

Этапы урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения, постановка целей и задач урока.
    .         4.       Построение проекта выхода из затруднения.

               5.        Реализация построенного проекта. Физкультминутка

                    6.        Самостоятельная работа. Самопроверка.

                    7.        Включение знаний  в систему  и повторение. Домашнее задание

                    8.        Итог. Рефлексия.

Ресурсы урока: учебник, таблицы на каждый стол для заполнения в парах, раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, листы с рекомендациями по здоровому питанию,  плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались)

I. Мотивация к учебной деятельности.
2минуты

- настроить учащихся на активную работу на уроке;

- включить учащихся в учебную деятельность;

- создать положительный эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. На уроке вы должны быть внимательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво и удобно.  

Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю.  Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым в трудные моменты твоей жизни».

 

- В чем смысл этой притчи? Какое

 отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

Все желающие ученики встают.

Учащиеся обмениваются мнениями,

отвечают на вопросы.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Ценностно- смысловая;

Личностная.

II. Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.
5 минут

-  На столах у каждого из вас таблица.

- Угадайте секрет составления таблицы.

- Заполните таблицу. Если при ее заполнении возникнут затруднения, то оставьте клетку пустой или поставьте знак вопроса.

Учитель задает вопросы :
1) Как называются компоненты при умножении?

2)Каким числом представлен первый множитель? второй множитель?

3) Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

4) А в чем возникли сомнения?

Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

1,2

2,3

0,8

1,25

4,5

5

2

3

1,4

2

2,8

7,2

3

2,4

6,9

9,9

 

Первая строчка – I множитель, вторая строчка – II множитель, третья строчка – произведение.

Учащиеся приступают к заполнению таблицы.

После заполнения всеми учащимися своих таблиц на доске вписываются цветным мелом ответы в заготовленную аналогичную таблицу.

Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. Формулируют правила.

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:1) умножить ее на натуральное число не обращая внимание на запятую
2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби .

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

1)разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2) поставить в частном запятую, когда закончится деление целой части.

Осознание потребности к построению нового способа действий.

Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

III. Выявление места и причины затруднения, постановка целей и задач урока.
2минуты

организация коммуникации, в ходе которой  

- фиксируется затруднение;

-  согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

- Значит, возникло затруднение?

- В чем причина затруднения?

-Итак кто может сформулировать цель нашего урока?

- Чтобы достичь этой цели какую задачу поставим перед собой?

Умножить десятичные дроби.

Нет.

Да.

Нет алгоритма умножения десятичных дробей.

Научиться  умножать десятичные дроби.

Вывести удобный алгоритм умножения десятичных дробей.

Принятие цели и задачи урока.

Ценностно-смысловая;

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
5минут

- найти алгоритм выхода из затруднения.

 - Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации:

Средняя потребность в белках в сутки для подростка составляет 0,002 к г на 1 кг веса. Рассчитайте количество белка необходимое в сутки ученику 5 класса вес которого составляет 37,7  кг.

Как можно рассчитать массу белка , не прибегая к умножению десятичных дробей?

Кто- нибудь уже догадался, как умножить десятичную  дробь на десятичную дробь.

Ребята предлагают свои способы.

Чтобы найти количество белка необходимое ученику  нужно 0,002 кг умножить  37, 7 кг.

Переведем количество белка в граммы
0,002 кг *1000=2г

Умножим  2 на 37,7 , получим 75,4 , чтобы перевести  количество белка  в килограммы разделим 75,4 на 1000, получим  0, 0754 кг, следовательно,
0,002* 37,7 = 0,0754кг  или приблизительно 75 г.

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная  (создание алгоритма действия)

V. Реализация построенного проекта.
8минут

- найти алгоритм умножения десятичных дробей.

 

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей.

- Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Запишите в тетрадь выполненное действие в столбик.

 

- Каков наш следующий шаг?

Формулируют алгоритм.

Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

Вывести алгоритм умножения десятичных дробей.

Да.

Учащиеся пишут в тетради.

Научиться применять данный алгоритм.

Восприятие алгоритма умножения десятичных дробей.

Коммуникативная

- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

 

- Выполните действия:  а) 1,24  .  3, 6;

б)  7,5  . 0,48;  в)  4, 037 . 83, 15.
(
физкультминутка)

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Усвоение алгоритма умножения десятичных дробей;

Коммуникативная;

 учебно – познавательная.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
10минут

- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.

- Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились умножать десятичные дроби?

- Приступаем к выполнению самостоятельной работы.  Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которую ученики меняются карточками.

 Самостоятельная работа

I вариант.
Средняя потребность в белках в сутки для подростка составляет 0,018 к г на 1 кг веса. Рассчитайте количество белка необходимое в сутки ученику 5 класса вес которого составляет 34,6  кг.
Выполните действия:

 а) 7,25 . 3,8;  

 б) 5,96 . 12,84.

II вариант.

Средняя потребность в воде в сутки для подростка составляет 0,05 л на 1 кг веса. Рассчитайте количество жидкости  необходимое в сутки ученику 5 класса вес которого составляет 30,9  кг.
Выполните действия :
а) 9,6
. 4,12;
в) 41,57
. 6,32.

Предлагается обучающимся  сверить свои ответы с ответами самостоятельной работы выполненной на запасных досках.

- Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу.

На запасных досках два ученика выполняют самостоятельная работа.

Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.

Учебно – познавательная ;

математическая (анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.

VII. Включение в систему знаний и повторение.
10минут

- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Выполните № 1403 из учебника по вариантам :  I вариант  а); в);  II вариант б) ; г).

- Каким способом вы решали?

- Какие законы математики для этого применяли?

- Решить № 1400.

- Записываем домашнее задание: п.36, № 1432(а – з).
Каждый ученик получил лист,  в котором записаны рекомендации по правильному питанию.
Дома каждый  должен составить   для себя  набор продуктов  на день, чтобы количество белков, жиров и углеводов было оптимальным.

Учащиеся выполняют задание.

- Удобным.

- Сочетательный и переместительный.

Учащиеся выполняют задание.

Учебно – познавательная ;

математическая (анализ и преобразование);

исследовательская;

Регулятивная;

Личностная;

Коммуникативная

 VII1.

Рефлексия учебной деятельности.
3минуты

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

- Выполнили ли вы сегодня условия учебной деятельности?

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

- Смогли ли её достичь?

- Что более всего понравилось на

уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.

(«5» - все плюсы; «4»  – минус встречается  не больше двух  раз ; «3» - минус встречается 3-4 раза).

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью аплодисментов.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

Ученики отвечают фронтально.

Научиться умножать десятичные дроби.

Да.

Ответы учащихся.

Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

Учащиеся аплодируют.

Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.

Приложение 1. Раздаточный материал « Таблица для заполнения обучающимися  на этапе актуализации  знаний.

1,2

2,3

0,8

1,25

4,5

5

2

3

1,4

2

2,8

7,2

3

2,4

6,9

9,9

1,2

2,3

0,8

1,25

4,5

5

2

3

1,4

2

2,8

7,2

3

2,4

6,9

9,9

1,2

2,3

0,8

1,25

4,5

5

2

3

1,4

2

2,8

7,2

3

2,4

6,9

9,9

Приложение 2.

Самостоятельная работа

Iвариант.
Средняя потребность в белках в сутки для подростка составляет 0,018 кг на 1 кг веса. Рассчитайте количество белка необходимое в сутки ученику 5 класса, вес которого составляет 34,6  кг.
Выполните действия:

 а) 7,25 . 3,8;  

 б) 5,96 . 12,84.

II вариант.

Средняя потребность в воде в сутки для подростка составляет 0,05 л на 1 кг веса. Рассчитайте количество жидкости  необходимое в сутки ученику 5 класса, вес которого составляет 30,9  кг.
Выполните действия :
а) 9,6
. 4,12;
в) 41,57
. 6,32.

Самостоятельная работа

Iвариант.
Средняя потребность в белках в сутки для подростка составляет 0,018 кг на 1 кг веса. Рассчитайте количество белка необходимое в сутки ученику 5 класса, вес которого составляет 34,6  кг.
Выполните действия:

 а) 7,25 . 3,8;  

 б) 5,96 . 12,84.

II вариант.

Средняя потребность в воде в сутки для подростка составляет 0,05 л на 1 кг веса. Рассчитайте количество жидкости  необходимое в сутки ученику 5 класса, вес которого составляет 30,9  кг.
Выполните действия :
а) 9,6
. 4,12;
в) 41,57
. 6,32.

Приложение 3

Рекомендации по правильному питанию.

Белки. Средняя потребность в белках на 1 кг веса в сутки составляет 0,002 кг, притом на 50 % это должен быть белок животного происхождения (мясо говядины и птицы, рыба, молочные продукты).Белок  имеет первостепенную роль, т. к. является структурным материалом для роста и иммунной системы, необходим для силы мышц. При нехватке белка в организме страдает головной мозг, снижается память и умственные способности, ребенок быстрее устает, иммунитет не справляется с инфекциями. Молочные продукты помимо высокого уровня белка богаты кальцием, а мясо является основным источником железа, рыба же богата фосфором и минералами.

Жиры. Суточная потребность в жирах составляет около 100 г.

Для подростка роль жиров состоит в синтезе половых и других стероидных гормонов. Более полезными являются растительные масла, сливочное масло и сметана. Растительные жиры полезны за счет содержания полиненасыщенных жирных кислот, а животные – благодаря жирорастворимым витаминам, таким как А и D. 70 % поступающих жиров должны быть растительного и лишь 30 % – животного происхождения.

Углеводы.Суточная потребность в углеводах составляет 0,015 кг на 1 кг массы тела (в зависимости от физической активности, температуры внешней среды и т. д.). Основная функция углеводов – обеспечение энергетических потребностей организма.
Источниками полезных углеводов для ребенка являются крупы, овощи, хлеб, бобовые, зелень, фрукты, ягоды, менее полезных - булочки, пирожные и конфеты. Овощи к тому же являются основным источником витаминов и минералов, а содержащиеся в них пищевые волокна нормализуют перистальтику кишечника.

Жидкость.Потребность организма детей и подростков в воде выше, чем у взрослых, и составляет на 1 кг массы тела 0,05 л. Полезно пить минеральную воду, чаи, отвары из трав и сухофруктов, овощные и фруктовые соки. Газированные напитки не способны утолить жажду, они раздражают слизистую желудка, способствуют вымыванию кальция из костей и зубов, могут вызывать аллергические реакцию.

Содержание белков , жиров и углеводов в часто используемых в пищу продуктах представлено в таблице

Продукт

Белки
гр.

Жиры
гр.

Углеводы
гр.

Ккал

Апельсин

0.9

0.0

8.4

37

Бананы

1.5

0.0

22.0

94

Баранина

16.3

15.3

0.0

202

Баранки

10.0

2.0

69.0

334

Вафли с жиросодержащими начинками

3.0

30.0

64.0

538

Ветчина

22.6

20.9

0.0

278

Виноград

1.0

1.0

18.0

85

Вишня

0.8

0.0

11.3

48

Геркулес

13.1

6.2

65.7

371

Говядина тушеная

16.8

18.3

0.0

231

Горбуша

21.0

7.0

0.0

147

Грецкий орех

13.8

61.3

10.2

647

Груша

0.4

0.0

10.7

44

Изюм

2.3

0.0

71.2

294

Йогурт натуральный 1.5% жирности

5.0

1.5

3.5

47

Кабачки

0.6

0.3

5.7

27

Капуста белокочанная

1.8

0.0

5.4

28

Картофель

2.0

0.1

19.7

87

Кефир нежирный

3.0

0.1

3.8

28

Колбаса вареная Докторская

13.7

22.8

0.0

260

Конфеты шоколадные

3.0

20.0

67.0

460

Крупа гречневая

12.6

2.6

68.0

345

Майонез

3.1

67.0

2.6

625

Макаронные изделия

11.0

0.9

74.2

348

Масло растительное

0.0

99.9

0.0

899

Масло сливочное

0.6

82.5

0.9

748

Мед

0.8

0.0

80.3

324

Молоко

2.8

3.2

4.7

58

Огурцы

0.8

0.0

3.0

15

Печень говяжья

17.4

3.1

0.0

97

Пирожное бисквитное

5.0

10.0

60.0

350

Помидоры (томаты)

1.0

0.2

3.7

20

Свинина тушеная

15.0

32.0

0.0

348

Сельдь

17.7

19.5

0.0

246

Семя подсолнечника

20.7

52.9

5.0

578

Сметана 20% жирности

2.8

20.0

3.2

204

Сосиски Молочные

12.3

25.3

0.0

276

Сыр российский

23.0

45.0

0.0

497

Творог жирный

14.0

18.0

1.3

223

Яблоки

3.2

0.0

68.0

284

Яйцо куриное

12.7

11.5

0.7

157

Приложение 4. Карточки рефлексии

Карточка рефлексии на уроке математики  «открытия новых знаний» по теме:
«Умножение десятичных дробей»

№ п/п

Название этапа урока

Учет индивидуальных достижений обучающегося
( + или - )

1

Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.

2

Выявление места и причины затруднения, постановка целей и задач урока.

3

Построение проекта выхода из затруднения.

4

Реализация построенного проекта. Физкультминутка

5

Самостоятельная работа. Самопроверка.

1.
2.
3.

6.

Включение знаний  в систему и повторение.

1.
2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь

"История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество" - говорил Н.М.Карамзин. Изучать математику также интересно, если в этом помогает наша история....

"Десятичные дроби.Умножение десятичных дробей"

Урок математики в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей",урок открытия новых знаний,соответствует требованиям ФГОС....

Предметный кроссворд "Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Бурачкова Ирина СергеевнаОбразовательное учреждение: МБОУ «Клюквинская СОШИ» Верхнекетского районаНазвание кроссворда: Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей на натуральное числ...

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация по ФГОС

Умножение десятичной дроби на десятичную дробь презентация  урок открытия новых знаний...

Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Презентация на тему Умножение десятичных дробей. Деление десятичной дроби на натуральное число. Задания для закрепления материала (5 класс)...