Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmelyov_kak_ya_stal_masersk.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва
«Как я стал писателем» (8 класс)
Цели:
обучающие: обучать работе с текстом художественного произведения, формировать умение извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач;
развивающие: закреплять навыки сравнительного анализа эпизодов, свободного владения монологической и диалогической речью, письменного высказывания; развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, аргументированно высказывать своё мнение, определять авторскую позицию;
воспитывающие: воспитывать уважение к русской классической литературе, к художественному слову; прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач;
Оборудование: текст произведения И.Шмелёва, мультимедийная презентация.
Методические приемы: исследовательский, проблемный, работа с текстом, информационный.
Форма работы: групповая.
Ход урока.
Обязательное условие мастерской – делать записи!
- Ответьте письменно (в объёме 1-2 предложений) на вопрос: «Можно ли произведение И.Шмелёва назвать автобиографическим? Почему?»
- Работа в группах:
Задание группе № 1: 1) Прочитайте фрагмент рассказа от его начала до слов «Это был, так сказать…» (стр. 105). Ответьте на вопросы и выполните задания: Почему рассказчику казалось, что он всегда был писателем? Какими в детстве виделись ему окружающие предметы? Почему? Выпишите слова и словосочетания, которые помогут ответить на эти вопросы. 2) Что привлекает вас в характере Ивана Шмелёва в детские годы? Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: балаболка, иконостас, гонорар, деворадуйся, на шесть часов на воскресенье.
Задание всем учащимся. Допишите предложение:
В характере Шмелёва меня привлекают такие черты характера: …
Задание группе № 2: 1) Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Это был, так сказать…» (стр.105) до слов «Но всё это было к лучшему» (стр.107). Ответьте на вопросы и выполните задания: Чем характеризуется письменный этап истории писательства? Выпишите слова и словосочетания, которые помогут ответить на этот вопрос. 2) Как относились педагоги гимназии к писательскому дару, к писательскому призванию Шмелёва? 3) Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: лирическое отступление, под кафедру, испортил мне пересадку, ретиво.
Задание всем учащимся. Допишите предложение:
На мой взгляд, призвание – это …
Задание группе № 3: 1) Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Я попал к другому словеснику…» (стр.107) до слов «Пойти? Опять…» (стр.110). Ответьте на вопросы и выполните задания: Чем интересен был новый словесник Фёдор Владимирович Цветаев? Как появился рассказ «У мельницы»? Выпишите слова и словосочетания, которые помогут ответить на эти вопросы. 2) Как описывает Шмелёв своё состояние вдохновения, которое «не приходило», а потом опять «явилось»? 3) Докажите, что автор умел в самом обычном увидеть необычное. 4) Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: подлещик, приват-доцент, Тверская.
Задание всем учащимся. Допишите предложения:
Фёдор Владимирович Цветаев был дорог рассказчику, так как …
Вдохновение – это …
Учащиеся представляют классу свои ответы
Задание группе № 4: 1) Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Уже в новом марте…» (стр.110) до конца рассказа. Ответьте на вопросы и выполните задания: Какие чувства испытывает герой, когда его рассказ был напечатан? Выпишите слова и словосочетания, которые помогут ответить на этот вопрос. 2) Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: полуцерковный шрифт, благоговение, Александровский сад, Каменный мост, «И Бог бе слово», тужурка.
Рефлексия: Напишите ответ в объёме 3 – 5 предложений на вопрос:
Почему герой почувствовал себя другим?
Учащиеся представляют классу свои ответы.
Подведение итогов работы, выставление оценок. Благодарим друг друга за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...
Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.
Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...
Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....
Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.
Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...
Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма
Технология педагогических мастерских. Понятие педагогической мастерской. Типология педагогических мастерских. Законы мастерской. Педагогическая мастерская и современная словесность. Алгоритм построени...
Заимствованные слова-фамилии. Педагогическая мастерская построения знаний и творческого письма по теме «Лексика»
Мастерская – это как раз та педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях и использует те средства обучения, которые являются стратегией модер...
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения знаний и творческого письма по драме А.Н.Островского «Гроза».
Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены вопросы об особенностях конфликта, смысле названия. Участн...