Разработка урока математики в 5классе
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Данная разработка урока по теме "Деление с остатком"составлена для проведения урока математики в 5классе по учебнику математики Виленкина Н,Я. .Урок сответствует требованиям ФГОС нового поколения,сопровождается презентацией по соответствующей теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок математики в 5классе на тему" Деление с остатком" | 34.74 КБ |
urok_matematiki_v_5b_klasse._na_17.11.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5б классе- 17.11.2016г
Учитель математики МБОУ «СОШ№5» Нуранеева Г.К
Тема: Деление с остатком.
Цель:
Образовательные.Добиться понимания учащихся ,что деление натурального числа на другое нацело не всегда возможно. Научить учащихся выполнять деление с остатком; определить возможный остаток, правильно употреблять в речи термины «делимое», «делитель», «неполное частное», «остаток», формулировать правило нахождения делимого по известным делителем неполное частным и остатком; усвоить буквенную запись деления с остатком, находить и исправлять ошибки в действии деления с остатком. Развивающие. Показать практическое применение изучаемой темы через решение задач.
Развитие навыков вычисления:деления натуральных чисел,определения числа знаков в частном.
Воспитательные. 1) Уважение к личности и ее достоинству,
2) доброжелательное отношение к окружающим
3) устойчивый познавательный интерес
Регулятивные УУД:
1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;
2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также:
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД:
1) находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
2). давать определение понятиям;
3). формировать навыки деления с остатком
Коммуникативные УУД:
1) использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
2). формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
3)вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия
Личностные УУД:
способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- самостоятельная работа;
- работа в парах;
Необходимое оборудование:
Проектор и экран.
Презентация “Деление с остатком”, карточки с заданиями , транспаранты с компонентами «Листы самооценки» , Виленкин Н .Я, и др. «Математика» - учебник для учащихся 5класса, М.: Просвещение, 2013
1.Мотивация. Здравствуйте, ребята!
Каково ваше настроение? -! (показывают большой палец вверх)
- Все такого мнения?- Да!
-Отлично! А теперь, поприветствуйте друг друга, пожелайте друг другу удачи.
Наш сегодняшний урок я хочу начать со слов российского математика, автора нашего учебника математики Виленкина Н .Я
Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости (слайд1)
Вначале урока мы проведем небольшую разминку
Актуализация 5-7мин.(слайд 2)
Как называются компоненты при делении?
Как найти неизвестное делимое?
Как найти неизвестный делитель?
- определите сколько цифр в частном: 16632:54;11988:37
- выполните деление: 55:5; 636:6; 927:3,
- сравните числа получившиеся после деления 28 и 7; 63 и 9.
- Найдите закономерность, и допишите пропущенные числа
81 27 56 8 ? 18 3 ? 8
66 ?
6
Вызов:
1.На доске:
30:5 34:5 47:6 42:6
103:10 60:7 131:11
- Прочитайте выражения!
-Вычислите!
-Возникли ли у вас затруднения при вычислении?
-Данные числовые выражения сгруппируйте по каким либо признакам .
А сейчас вы сможете мне сказать, чем мы сегодня будем заниматься? Какова тема нашего урока (слайд)
Формирование новых знаний (10мин)
Сформулируйте цель урока, помогут вам в этом слова – «целевые опоры» (слайд - 3), выберите необходимые и предложите свою цель (работа в парах маркерами на листах А-4): (слайд)
Узнать ……..
Освоить ……..
Закрепить ……..
Проверить ………
Оценить ……….
После обсуждения на доске вывешиваются таблички с «лучшими» целями урока.
- Запишите в тетрадь число и тему урока.
- Что вы предлагаете сделать для достижения цели урока?
- Мы должны вспомнить правило деления с остатком и записать его в буквенном виде, повторить компоненты деления с остатком и тренироваться выполнять данное математическое действие
- Рассмотрим задачу(слайд) . Шоколадка стоит 35 рублей. Сколько шоколадок может купить Алена на 200 рублей ? Сколько рублей сдачи она получит?
-Какое действие мы выполним?
-Делится ли 200 на 35 нацело?
-Значит ,мы выполним действие деление с остатком .
Как можно записать результат? (слайд)
200:35=5(ост25).
Давайте, мы попробуем записать его в буквенном виде
a : b = с(d)
А как будут называться компоненты при делении с остатком? Для реализации нашего плана я предлагаю следующую работу. Обратите внимание на доску. Что вы видите?
На доске расположены карточки с названиями компонентов действий. Вы должны из предложенный выбрать те, которые относятся к данной буквенной записи, и прикрепить их под соответствующей буквой.
Карточки: (слайд – 3, сначала на слайде все, затем остается только правильный выбор )
Уменьшаемое Неполное частное Множитель Делимое | Слагаемое Делитель Произведение Вычитаемое | Остаток Разность Частное |
- Молодцы!
- Умеете ли находить неполное частное и остаток?
- Да.
-Тогда выполните такую исследовательскую работу. По рядам. (слайд)
Формирование умений и навыков(10мин)
Исследовательская работа по группам
1.Найдите остатки, которые могут получиться при делении на 5.
2. Найдите остатки, которые могут получиться при делении на 8
3.Найдите остатки, которые могут получиться при делении на 15
Делаем выводы .Ответы учащихся-Я разделил число .. на… и получил остаток…(урок ведут 3 ученика -1 из каждого ряда и делают вывод)
-Остаток не может быть больше делителя(слайд)
- Обратите внимание на ваше учебное место? На каждой парте находятся карточки, на которых написаны 3 примера на деление с остатком. Примеры имеют полное решение. Что вы предлагаете сделать с этими примерами с точки зрения математики? (проверить правильность выполненного решения)
216 : 10 = 2 (ост.16)
517 : 13 = 39 (ост.10)
615 : 14 = 14 (ост. 23) (слайд - 4)
- Молодцы. Другими словами, я хочу, что бы вы мне ответили на вопрос: какие из этих примеров выполнил Знайка , а какие Незнайка? (слайд)
Учащиеся работают в парах. При поиске ошибки проговаривают друг другу правила, которые используют при решении. После чего проводится проверка. (Знайка выполнил пример 2, а Незнайка выполнил примеры 1 и 3)
- Какие ошибки допустил Незнайка? Что всегда нужно помнить, выполняя деление с остатком?
А как найти делимое ,если известны неполное частное, делитель ,остаток?
Учащиеся сформулируют правил нахождения неизвестного делимого при делении с остатком.
-Как это записать буквами?
- а=в.n+r(слайд)
-Запишите эту формулу в тетрадь
Для этого мы напишем математический диктант и выполним взаимопроверку.
Математический диктант (5мин)
Найти делимое, если
а) частное 7, остаток 3, а делитель 6;
б) частное 11, остаток 1, делитель 9;
в) частное 20, остаток 13, делитель 17;
г) делитель 5, остаток 2, частное 2;
д) остаток 1, частное 6, делитель 7;
Меняемся ответами со своим соседом по парте и выполняем взаимопроверку, при этом необходимо проговаривать соответствующее правило нахождения неизвестного делимого.
Выполняют взаимопроверку. (слайд – 4: правильные ответы)
- Устали?! Давайте проведем физ.минутку! (слайд)
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
- Давайте с вами подумаем где еще может применяться деление с остатком? (слайд)
- А знали ли вы что также деление с остатком применяется в программировании и телекоммуникационном оборудовании.. (слайд)
Ребята ,очень много задач на деление с остатком встречается на экзаменах в 9 и 11 классах. Предлагаю вам несколько задач из ЕГЭ. Решим их самостоятельно по вариантам.1 и 2 варианты.(слайд)
- Закончили? Молодцы! Ответы проверяются (слайд).-взаимопроверка- результаты проверки показываются смайликами.
А сейчас , подведем итог урока(слайд) (5-7мин)
- Может ли остаток быть больше делителя? (нет)
- Если остаток равен нулю? (то делимое делится на делитель без остатка)
т.е нацело.
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестное делимое при делении с остатком?
- Как найти частное, используя делимое, делитель и остаток?
- Как найти делитель, используя делимое и частное?
- Вспомните тему урока, какие цели ставили на уроке? (слайд - 3)
- Вы достигли цели?
- Сформулируйте правило нахождения неизвестного делимого, делителя.
- Что нужно помнить, выполняя деление с остатком?
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. На своих рабочих местах вы видите «Лист самооценки» Заполните их. (слайд - 5)
«Лист самооценки» передайте по рядам
- Давайте немного порешаем! На стр.82 №533-Чему равна масса одной болванки?
- Сколько таких болванок?
- Можно ли узнать общую массу чугуна?
Сколько чугуна идет на одну деталь?
-Как узнать, сколько получится деталей?
-Приступайте к решению задачи.
Закончили? Молодцы! Давайте проверим правильно ли вы решили. (слайд 18)
Рефлексия (2-3мин)
- молодцы! А теперь проведем рефлексию. Вы оставите свое мнение об уроке, ваше впечатление и настроение.. (Слайд 19)
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
мне захотелось
- хорошо.
Запишите теперь домашнее задание на следующий урок (слайд 20)
Творческое домашнее задание.
Найти применение темы «Деление с остатком» в художественной литературе (сказки, истории, стихи и т.д.), в музыкальных (песнях), в мультфильмах.П13.№550,552
- Вы все сегодня хорошо потрудились, молодцы! Скажем друг другу спасибо. (слайд)
- Спасибо за урок! Все свободны
|
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5б классе- 17.11.2016г
Учитель математики МБОУ «СОШ№5» Нуранеева Г.К
Тема: Деление с остатком.
Цель:
Образовательные.Добиться понимания учащихся ,что деление натурального числа на другое нацело не всегда возможно. Научить учащихся выполнять деление с остатком; определить возможный остаток, правильно употреблять в речи термины «делимое», «делитель», «неполное частное», «остаток», формулировать правило нахождения делимого по известным делителем неполное частным и остатком; усвоить буквенную запись деления с остатком, находить и исправлять ошибки в действии деления с остатком. Развивающие. Показать практическое применение изучаемой темы через решение задач.
Развитие навыков вычисления:деления натуральных чисел,определения числа знаков в частном.
Воспитательные. 1) Уважение к личности и ее достоинству,
2) доброжелательное отношение к окружающим
3) устойчивый познавательный интерес
Регулятивные УУД:
1). Ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную;
2). Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; а также:
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные УУД:
1) находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;
2). давать определение понятиям;
3). формировать навыки деления с остатком
Коммуникативные УУД:
1) использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
2). формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;
3)вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия
Личностные УУД:
способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- самостоятельная работа;
- работа в парах;
Необходимое оборудование:
Проектор и экран.
Презентация “Деление с остатком”, карточки с заданиями , транспаранты с компонентами «Листы самооценки» , Виленкин Н .Я, и др. «Математика» - учебник для учащихся 5класса, М.: Просвещение, 2013
1.Мотивация. Здравствуйте, ребята!
Каково ваше настроение? -! (показывают большой палец вверх)
- Все такого мнения?- Да!
-Отлично! А теперь, поприветствуйте друг друга, пожелайте друг другу удачи.
Наш сегодняшний урок я хочу начать со слов российского математика, автора нашего учебника математики Виленкина Н .Я
Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости (слайд1)
Вначале урока мы проведем небольшую разминку
Актуализация 5-7мин.(слайд 2)
Как называются компоненты при делении?
Как найти неизвестное делимое?
Как найти неизвестный делитель?
- определите сколько цифр в частном: 16632:54;11988:37
- выполните деление: 55:5; 636:6; 927:3,
- сравните числа получившиеся после деления 28 и 7; 63 и 9.
- Найдите закономерность, и допишите пропущенные числа
81 27 56 8 ? 18 3 ? 8
66 ?
6
Вызов:
1.На доске:
30:5 34:5 47:6 42:6
103:10 60:7 131:11
- Прочитайте выражения!
-Вычислите!
-Возникли ли у вас затруднения при вычислении?
-Данные числовые выражения сгруппируйте по каким либо признакам .
А сейчас вы сможете мне сказать, чем мы сегодня будем заниматься? Какова тема нашего урока (слайд)
Формирование новых знаний (10мин)
Сформулируйте цель урока, помогут вам в этом слова – «целевые опоры» (слайд - 3), выберите необходимые и предложите свою цель (работа в парах маркерами на листах А-4): (слайд)
Узнать ……..
Освоить ……..
Закрепить ……..
Проверить ………
Оценить ……….
После обсуждения на доске вывешиваются таблички с «лучшими» целями урока.
- Запишите в тетрадь число и тему урока.
- Что вы предлагаете сделать для достижения цели урока?
- Мы должны вспомнить правило деления с остатком и записать его в буквенном виде, повторить компоненты деления с остатком и тренироваться выполнять данное математическое действие
- Рассмотрим задачу(слайд) . Шоколадка стоит 35 рублей. Сколько шоколадок может купить Алена на 200 рублей ? Сколько рублей сдачи она получит?
-Какое действие мы выполним?
-Делится ли 200 на 35 нацело?
-Значит ,мы выполним действие деление с остатком .
Как можно записать результат? (слайд)
200:35=5(ост25).
Давайте, мы попробуем записать его в буквенном виде
a : b = с(d)
А как будут называться компоненты при делении с остатком? Для реализации нашего плана я предлагаю следующую работу. Обратите внимание на доску. Что вы видите?
На доске расположены карточки с названиями компонентов действий. Вы должны из предложенный выбрать те, которые относятся к данной буквенной записи, и прикрепить их под соответствующей буквой.
Карточки: (слайд – 3, сначала на слайде все, затем остается только правильный выбор )
Уменьшаемое Неполное частное Множитель Делимое | Слагаемое Делитель Произведение Вычитаемое | Остаток Разность Частное |
- Молодцы!
- Умеете ли находить неполное частное и остаток?
- Да.
-Тогда выполните такую исследовательскую работу. По рядам. (слайд)
Формирование умений и навыков(10мин)
Исследовательская работа по группам
1.Найдите остатки, которые могут получиться при делении на 5.
2. Найдите остатки, которые могут получиться при делении на 8
3.Найдите остатки, которые могут получиться при делении на 15
Делаем выводы .Ответы учащихся-Я разделил число .. на… и получил остаток…(урок ведут 3 ученика -1 из каждого ряда и делают вывод)
-Остаток не может быть больше делителя(слайд)
- Обратите внимание на ваше учебное место? На каждой парте находятся карточки, на которых написаны 3 примера на деление с остатком. Примеры имеют полное решение. Что вы предлагаете сделать с этими примерами с точки зрения математики? (проверить правильность выполненного решения)
216 : 10 = 2 (ост.16)
517 : 13 = 39 (ост.10)
615 : 14 = 14 (ост. 23) (слайд - 4)
- Молодцы. Другими словами, я хочу, что бы вы мне ответили на вопрос: какие из этих примеров выполнил Знайка , а какие Незнайка? (слайд)
Учащиеся работают в парах. При поиске ошибки проговаривают друг другу правила, которые используют при решении. После чего проводится проверка. (Знайка выполнил пример 2, а Незнайка выполнил примеры 1 и 3)
- Какие ошибки допустил Незнайка? Что всегда нужно помнить, выполняя деление с остатком?
А как найти делимое ,если известны неполное частное, делитель ,остаток?
Учащиеся сформулируют правил нахождения неизвестного делимого при делении с остатком.
-Как это записать буквами?
- а=в.n+r(слайд)
-Запишите эту формулу в тетрадь
Для этого мы напишем математический диктант и выполним взаимопроверку.
Математический диктант (5мин)
Найти делимое, если
а) частное 7, остаток 3, а делитель 6;
б) частное 11, остаток 1, делитель 9;
в) частное 20, остаток 13, делитель 17;
г) делитель 5, остаток 2, частное 2;
д) остаток 1, частное 6, делитель 7;
Меняемся ответами со своим соседом по парте и выполняем взаимопроверку, при этом необходимо проговаривать соответствующее правило нахождения неизвестного делимого.
Выполняют взаимопроверку. (слайд – 4: правильные ответы)
- Устали?! Давайте проведем физ.минутку! (слайд)
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
- Давайте с вами подумаем где еще может применяться деление с остатком? (слайд)
- А знали ли вы что также деление с остатком применяется в программировании и телекоммуникационном оборудовании.. (слайд)
Ребята ,очень много задач на деление с остатком встречается на экзаменах в 9 и 11 классах. Предлагаю вам несколько задач из ЕГЭ. Решим их самостоятельно по вариантам.1 и 2 варианты.(слайд)
- Закончили? Молодцы! Ответы проверяются (слайд).-взаимопроверка- результаты проверки показываются смайликами.
А сейчас , подведем итог урока(слайд) (5-7мин)
- Может ли остаток быть больше делителя? (нет)
- Если остаток равен нулю? (то делимое делится на делитель без остатка)
т.е нацело.
- Как найти неизвестное делимое?
- Как найти неизвестное делимое при делении с остатком?
- Как найти частное, используя делимое, делитель и остаток?
- Как найти делитель, используя делимое и частное?
- Вспомните тему урока, какие цели ставили на уроке? (слайд - 3)
- Вы достигли цели?
- Сформулируйте правило нахождения неизвестного делимого, делителя.
- Что нужно помнить, выполняя деление с остатком?
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. На своих рабочих местах вы видите «Лист самооценки» Заполните их. (слайд - 5)
«Лист самооценки» передайте по рядам
- Давайте немного порешаем! На стр.82 №533-Чему равна масса одной болванки?
- Сколько таких болванок?
- Можно ли узнать общую массу чугуна?
Сколько чугуна идет на одну деталь?
-Как узнать, сколько получится деталей?
-Приступайте к решению задачи.
Закончили? Молодцы! Давайте проверим правильно ли вы решили. (слайд 18)
Рефлексия (2-3мин)
- молодцы! А теперь проведем рефлексию. Вы оставите свое мнение об уроке, ваше впечатление и настроение.. (Слайд 19)
сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
мне захотелось
- хорошо.
Запишите теперь домашнее задание на следующий урок (слайд 20)
Творческое домашнее задание.
Найти применение темы «Деление с остатком» в художественной литературе (сказки, истории, стихи и т.д.), в музыкальных (песнях), в мультфильмах.П13.№550,552
- Вы все сегодня хорошо потрудились, молодцы! Скажем друг другу спасибо. (слайд)
- Спасибо за урок! Все свободны
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5классе на тему:"Умножение и деление натуральных чисел"
Урок построен в виде сказки. Иванушка - дурачек превращается в Иван - царевича, преодалевая три препятствия.......
Разработка урока по природоведению-5класс
Тема урока:"Как питаются разные животные" по учебнику Суховой Т.С.,Строганова В.И. в виде заочной экскурсии предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся,при которой учебный матер...
урок математики в 5классе по теме степень числа.
Урок составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В плане-конспекте подробно прописаны универсальные учебне действия. которые должны формиро...
Презентация для урока математики в 5классе по теме:"Решение задач"
Аннотация к уроку математики в 5классе учителя Беспаловой В.А. Урок разработан для 5 общеобразовательного класса по теме: «Решение задач натуральных чисел»Учебник для общеобразовател...
Технологическая карта урока математики в 5классе по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства"
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Умножение натуральных чисел и его свойства" с приложениями и презентацией...
Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»
План урока...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...