Комбинаторные задачи
статья по математике (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Молотова Анастасия Валентиновна

Многие  жизненные проблемы требуют для своего решения комбинаторного подхода, умения просчитать все возможные варианты и с учетом дополнительных условий выбрать наилучший. Поэтому весьма актуальным является формирование и развитие таких качеств мышления учащихся, как системность, гибкость, многовариантность, избирательность. Все эти качества характеризуют комбинаторный стиль мышления.

Комбинаторные задачи – это задачи, требующие осуществления перебора всех возможных вариантов или подсчета их числа.

Имея огромное развивающее значение, комбинаторика является базой для изучения теории вероятностей и основ математической статистики, постепенно занимающих прочные позиции в школьном образовании.

В рамках традиционного подхода к преподаванию математики и информатики введение элементов теории вероятностей предполагает предварительное знакомство с комбинаторикой. Этот раздел математики очень важен в обучении школьников, т.к. он в большей степени, чем другие разделы способствует развитию мышления учащихся. Благодаря решению комбинаторных задач, развитие мышления школьников (переход от практического вида к теоретическому) становится более осуществимым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Комбинаторные задачи15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Комбинаторные задачи

1. Катя, Маша и Ира играют с мячом. Каждая из них должна по одному разу бросить мяч в сторону каждой подруги. Сколько раз каждая из девочек должна бросать мяч? Сколько всего раз будет подбрасываться мяч?  Определите, сколько раз будет подбрасываться мяч, если в игре примут участие: четверо детей; пятеро детей.

2. Даны три фасада и две крыши, имеющие одинаковую форму, но раскрашенные в различные цвета:  фасады — в желтый, синий и красный цвета, а крыши — в синий и красный цвета. Какие домики можно  построить? Сколько всего комбинаций?

3. Даны три одинаковых по форме фасада домика: синий, желтый и красный — и три крыши: синяя, желтая и красная. Какие домики можно построить? Сколько всего комбинаций?

4. Рисунки на флажках могут иметь вид круга, квадрата, треугольника или звезды, причем их можно  раскрасить в зеленый или красный цвет. Сколько всего  может быть разных флажков?

5. В школьной столовой на обед приготовили в качестве вторых блюд мясо, котлеты и рыбу. На сладкое —  мороженое, фрукты и пирог. Можно выбрать одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Сколько существует  различных вариантов обеда?

6. В школьной столовой на обед приготовили в качестве первых блюд суп с мясом и вегетарианский суп, на  второе — мясо, котлеты и рыбу, на сладкое — мороженое, фрукты и пирог. Сколько существует различных  вариантов обеда из трех блюд?

7. Сколькими способами можно рассадить в ряд на стулья трех учеников? Выписать все возможные случаи.

8. Сколькими способами могут четыре (пять) человек стать в ряд?

9. С разных сторон на холм поднимаются три тропинки и сходятся на вершине. Составьте множество  маршрутов, по которым можно подняться на холм и  спуститься с него. Решите ту же задачу, если вверх и вниз надо идти по разным тропинкам.

10. Из Акулово в Рыбницу ведут три дороги, а из  Рыбницы в Китово — четыре дороги. Сколькими способами можно проехать из Акулово в Китово через Рыбницу?

11. Слог называется открытым, если он начинается с  согласной буквы, а заканчивается гласной. Сколько открытых двухбуквенных слогов можно написать,  используя буквы «а», «б», «в», «г», «е», «и», «о»?  Выпишите эти слоги.

12. Сколько различных вариантов костюмов из блузки и  юбки можно составить, если имеется 4 блузки и 4 юбки?

13. Когда Петя идет в школу, он иногда встречает одного или нескольких своих приятелей: Васю, Леню, Толю. Перечислить все возможные случаи, которые при этом могут быть.

14. Записать все возможные двузначные числа, используя цифры 7 и 4.

15. Миша запланировал купить: карандаш, линейку,  блокнот и тетрадь. Сегодня он купил только два разных предмета. Что мог купить Миша, если считать, что в  магазине были все нужные ему учебные принадлежности?

16. Четыре человека обменялись рукопожатиями.  Сколько было всего рукопожатий?

17. Сколько существует двузначных чисел, в записи  которых отсутствует цифра 0?

18. Записать все возможные трехзначные числа, которые можно составить из цифр 1 и 2.

19. Выписать все возможные четные трехзначные числа, составленные из цифр 1 и 2.

20. Записать все возможные двузначные числа, при  записи которых используются   цифры 2, 8 и 5.

21. Сколько существует различных двузначных чисел, все цифры которых нечетные?

22. Какие трехзначные числа можно записать с помощью цифр 3, 7 и 1 при условии, что в записи числа не должно быть одинаковых цифр? Сколько таких чисел?

23. Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 4, 6, если никакую цифру не использовать более одного раза? Сколько среди этих чисел будет четных? Сколько нечетных?

24. В автомашине пять мест. Сколькими способами пять человек могут усесться в эту машину, если занять  место водителя могут только двое из них?

25. В классе 5 одноместных парт. Сколькими способами можно рассадить на них двух (трех) вновь прибывших школьников?

26. Вспомните басню И. Крылова «Квартет»:

Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». Сколькими различными способами могут попытаться сесть эти музыканты? Может ли это улучшить  качество их игры?

27. Мальчиков и девочек рассаживают в ряд на подряд расположенные места, причем мальчики садятся на нечетные места, а девочки — на четные. Сколькими способами можно это сделать, если:

а) на 6 мест рассаживают 3 мальчиков и 3 девочек;

б) на 10 мест рассаживают 5 мальчиков и 5 девочек?

28. На пустую шашечную доску надо поместить две  шашки — черную и белую. Сколько различных положений могут они занимать на доске?

29. Пусть номер автомобиля составляется из двух букв, за которыми следуют две цифры, например АВ-53.  Сколько разных номеров можно составить, если  использовать 5 букв и 6 цифр?

30. Номер автомобиля состоит из трех букв и четырех цифр. Сколько существует различных  автомобильных номеров (три буквы берутся из 29 букв русского алфавита)?

31. Пусть вам нужно было сходить в библиотеку,  сберегательный банк, на почту и отдать в ремонт ботинки. Для того чтобы выбрать кратчайший маршрут,  необходимо рассмотреть все возможные варианты. Сколько существует вариантов пути, если библиотека,  сберегательная касса, почта и сапожная мастерская  расположены далеко друг от друга?

32. Пусть вам нужно было сходить в библиотеку,  сберегательный банк, на почту и отдать в ремонт ботинки. Для того чтобы выбрать кратчайший маршрут,  необходимо рассмотреть все возможные варианты. Сколько существует разумных вариантов пути, если  библиотека и почта находятся рядом, но значительно удалены от сберегательной кассы и сапожной мастерской,  расположенных далеко друг от друга?

33. Среди пассажиров, едущих в вагоне, шло оживленное обсуждение четырех журналов. Оказалось, что  каждый выписывает два журнала, причем каждая из возможных комбинаций двух журналов  выписывается одним человеком. Сколько человек было в этой группе?

34. Имеется пять кубиков, которые отличаются друг от друга только цветом: 2 красных, 1 белый и 2 черных. Есть два ящика А и Б, причем в А помещается 2  кубика, а в Б — 3. Сколькими различными способами  можно разместить эти кубики в ящиках А и Б?

35. Чтобы принести царю-батюшке молодильные яблоки, должен Иван-царевич найти единственный верный путь к волшебному саду. Встретил Иван-царевич на развилке трех дорог старого ворона и вот какие советы от него услышал:

1) иди сейчас по правой тропинке;

2) на следующей развилке не выбирай правую  тропинку;

3) на третьей развилке не ходи по левой тропинке.

Пролетавший мимо голубь шепнул Ивану-царевичу, что только один совет ворона верный и что обязательно надо пройти по тропинкам разных направлений. Наш герой выполнил задание и попал в волшебный сад.  Каким маршрутом он воспользовался?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Комбинаторные задачи", 9 класс

Презентация к заключительному уроку  по теме "Комбинаторные задачи" в 9 классе. Имеется удобная таблица для различия задач на размещения, сочетания и перестановки и интерактивный тест....

Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности

Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...

Комбинаторные задачи

Предмет: алгебра и начала анализаКласс: 11Учебник: Алгебра и начала анализа. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. Учреждений / Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачёва, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. ...

Решение комбинаторных задач

Данная презентация содержит задачи на применение знаний по теории вероятности. Будет полезна для работы с учащимися 9 классов....

Разработка урока по теме: "Правило умножения для комбинаторных задач"

Презентация урока, подготовка к контрольной работе....

Электронный образовательный ресурс по математике "Решение комбинаторных задач с помощью графов"

Электронный образовательный ресурс "Решение комбинаторных задач с помощью графов" предназначен для обучающихся 5 - 6 классов. Он может быть использован как пособие для дистанционного обучения по этой ...