Проверка домашнего задания по математике
опыты и эксперименты по математике на тему
Некоторые способы и формы проверки домашнего задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверка домашнего задания на уроках математики.
Одним из этапов урока является проверка домашнего задания. Дидактическая задача этого этапа – установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Для решения этой задачи необходимо оптимально сочетать контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.
Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Иногда вместо проверки домашнего задания даю учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делаю вывод о качестве домашней работы. В начале своей работы я часто использовала прием, который называют уплотнённым опросом. Суть его заключалась в том, что к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек. Им предлагается доказать теорему или решить задачу. Для подготовки к ответу им даётся время. Класс в это время выполняет другую работу. Затем вызванные учащиеся поочередно отвечают, остальные слушают.
Однако уплотненный опрос имеет ряд недостатков, которые необходимо учитывать и по возможности нейтрализовать.
1.Вызванным учащимся выделяется время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы. Следовательно, им остается только одно – пассивно слушать ответы вызванных учащихся.
2. Если вызванные учащиеся отвечают уверенно, то опрос внешне проходит хорошо. Внешне, поскольку остальные учащиеся вопросы заранее не продумывают и в лучшем случае пассивно слушают ответы.
3. Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается нередко на 15-20 мину и даже более. Учитель не всегда имеет возможность по ходу опроса вызвать других учащихся, так как они не готовились к ответу, и им приходится выделять дополнительное время на подготовку к ответу. В таких случаях и выявляются недостатки уплотненного опороса.
От указанных недостатков при проверке домашних заданий легко избавиться, если использовать прием «разбиения» задачи на отдельные задания. Применяя этот прием, учитель при решении задач и изучение теорем формирует и постоянно проверяет каждый раз умение выполнять чертёж. Умение выделять условие и заключение теоремы. Это задание учащиеся тем более могут выполнить при объяснении задачи или теоремы, заданных на дом. Отпадает, следовательно, необходимость проверять эти умения. Все это и позволяет упростить проверку домашнего задания.
К началу урока выполняют на доске чертежи ко всем теоремам и задачам, заданным на дом, Форма, расположение и буквенные обозначения чертежей иные, чем например в учебнике.
Учащимся предлагается задание доказать теорему или изложить решение задачи. Ответ одного из учащихся слушают гораздо внимательней, чем, например , при уплотненном опросе, так каа к ответу готовился весь класс. Поэтому каждый учащийся легче и быстрее улавливает неточности и готов высказать необходимые дополнения, замечания.
Если ученик отвечает плохо, учитель может вызвать любого другого, поскольку время на подготовку к ответу давалось всему классу.
Важно, чтобы, излагая теорему, учащийся придерживался определённой схемы, при которой ответ становился более четким , ясным и понятным всему классу: формулируется теорема, указывается, что дано и что требуется доказать , а затем излагается доказательство. Затем таким же образом проверяются следующие теоремы, задачи. Такой опрос проходит обычно более четко. Чем уплотненный опрос при большей активности учащихся и с меньшей затратой учебного времени.
Этот же прием целесообразно использовать и на уроках алгебры. На доске заранее записывается вывод формулы, решения уравнений, неравенств. В некоторых решения преднамеренно допущены ошибки. Предлагается сверить свою работу с записями на доске и подготовиться к аргументированным объяснениям решенных задач. Вызванный ученик
объясняет решение , затем отвечает следующий и т.д. Каждый ученик в такой обстановке имеет возможность и участвовать в обсуждении решений и исправить в своей тетради ошибки.
Характерная особенность описанного приема в том, что при его использовании учащиеся начинают отчетливо понимать, что записывание и запоминание преобразований при выполнении домашних заданий – это не главное. Все это записано заранее на доске. Главным является умение прокомментировать , аргументировано объяснить домашнее задание.
Однако простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием. Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки.
В своей работе я использую такие способы проверки домашнего задания как:
- Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся.
- Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
- Найди ошибку
На доске заранее записывается решение упражнения с ошибками. Учащимся предлагается найти ошибку и объяснить правильное решение.
- Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
- Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
- Помоги товарищу
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается.
- Взаимный опрос
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
- Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Роль домашнего задания в процессе школьного обучения трудно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно выполнять его, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель.
Поэтому необходимо использовать в гармоничном сочетании традиционные и необычные, оригинальные, интересные формы и методы проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. И при этом не стоит забывать о том, что главная задача проверки - поддержать ученика, оказать помощь, научить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверка домашнего задания на уроках математики.
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома,...
Карточки для проверки домашнего задания в 6 классе по истории средних веков
Данные задания используются для проверки домашнего задания по теме "Образование централизованных государств в Западной Европе", "Усилинение власти князей в Гкрмании и Италии"....
Тест для проверки домашнего задания по теме «Природные условия Южной Америки».
Тест для проверки домашнего задания по теме«Природные условия Южной Америки» 1. Какие горы есть в Южной Америке? А) Кавказские Б) Анды...
Презентация на тему" Проверка домашнего задания"
в данной презентации представлены различные формы проверки домашнего задания на уроках математики. Среди них такие как, идеальный и щадящий опрос, блиц- опрос, игра 2Верю- не верю", пресс- конференция...
Формы и методы организации всесторонней проверки домашнего задания
В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним...
Проверка домашнего задания учащихся по математике
1)Виды домашних заданий, их структура и достаточность.2)Работа над домашним заданием – неотъемлемая часть работы ученика над изучаемым материалом....
АМО ДОМАШНИЙ ДОЖДЬ (проверка домашнего задания)
Активный метод позволит быстро проверить и оценить домашнюю работу...