Мастер-класс "Легко ли быть учеником?"
занимательные факты по математике на тему

Брусова Оксана Владимировна

Это мероприятие проводится в рамках конкурса "Учитель-года 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Ход мастер-класса

1 слайд Брусова О.В.учитель математики.

Здравствуйте, сегодня я предлагаю вам на мгновенье вернуться в детство.

Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)

Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.

2 слайд

Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».  Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?

Щелчок

Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби»  в 5 классе.

3 слайд

Так зачем же в школе учат решать задачи?   (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)

Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Такие задачи называются практико-ориентированными, я предлагаю вам метод формирования читальской  компетенции на уроках математики.Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.

Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.

Итак, задача:

4 слайд

Легко ли быть учеником?

Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег  (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).

5 слайд

Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:

Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)

Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок

Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)

Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.

Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)

Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.

6 слайд

Итак, рассмотрим структуру решения задачи.

Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили

Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не  понимают, что от них требуется.

Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок схемы я использую при решении задач на части,таблицу для задач на движение и работу,кластеры. например, с помощью геметрических фигур.

Щелчок III этап – поиск способа решения задачи

В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд

  • Поговорки и пословицы  про учёбу: (разгадывают)

Ученье свет, а не учение тьма

   С книгой поведёшься — ума наберёшься

   Нелегко в ученье, легко в бою.

Не красна книга письмом, красна умом.

 Глядит в книгу , а видит фигу

На уроке собираем правила, математические высказывания, формулы.а если ученикам приходится трудно,то в этом мне помогают тьюторы,мои помощники,они помогают правильно сформулировать математическую речь и дать хорошее пояснение.

8 слайд

А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.

Ш – шпаргалка, шестидневка

К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные

О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады

Л – лень, любовь

А – атмосфера благоприятная или нет

Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.

Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку

  • Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу -  качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
  • Творческий
  • Агрессивный
  • Ответственный
  • Невнимательный
  • Целеустремлённый
  • Мало читает
  • Коммуникабельный

10 слайд

Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.

Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?

  • Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?

Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:

  • Конфликты в общении  с одноклассниками, учителями, родителями
  • Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
  • Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)

11 слайд

IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)

 Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:

  •  Нагружать всё больше нас стали почему-то  
  • Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
  • Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
  • Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса

Такой приём на нахождение соответствий  я использую на уроках, например,  при проверке формул.

12 слайд

Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)

13 слайд

YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!

Щелчок 

YII этап – исследование задачи:

  • Итак, задача имеет одно решение.
  • А способов решений сколько? несколько, много
  • Все ли данные в задаче использовали? (да)
  • Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
  • Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным? 

14  слайд  Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы  или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,

  • Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды»  Щелчок 

Фильмы:

  • Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
  • Удивительные приключения Дениса Кораблёва
  • Алёша Птицын вырабатывает характер
  • Первоклассница
  • Большое космическое путешествие

              Книги:

  • Ирина Полянская «Выбор»
  • Владимир Железников «Чучело-2»
  • Лия Симонова «Круг»
  • Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
  • Тендряков «Ночь после выпуска»
  • Е. Мурашова «Класс коррекции»

Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу или придумывают свои на разные темы.

А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы) 

15  слайд  Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.

16  слайд  А в заключении я вас попрошу оставить билетик на выход, который я использую на уроке на этапе рефлексии:

В течении жизни мы решаем множество задач. 17  слайд  Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.  

Благодарю за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."

Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».Цель: самоопределение выпускников в выборе жизне...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....