Мастер-класс "Легко ли быть учеником?"
занимательные факты по математике на тему
Это мероприятие проводится в рамках конкурса "Учитель-года 2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мастер-класса
1 слайд Брусова О.В.учитель математики.
Здравствуйте, сегодня я предлагаю вам на мгновенье вернуться в детство.
Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
2 слайд
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?
Щелчок
Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.
3 слайд
Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Такие задачи называются практико-ориентированными, я предлагаю вам метод формирования читальской компетенции на уроках математики.Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.
Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.
Итак, задача:
4 слайд
Легко ли быть учеником?
Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).
5 слайд
Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:
Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)
Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок
Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)
Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.
Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)
Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.
6 слайд
Итак, рассмотрим структуру решения задачи.
Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили
Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.
Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок схемы я использую при решении задач на части,таблицу для задач на движение и работу,кластеры. например, с помощью геметрических фигур.
Щелчок III этап – поиск способа решения задачи
В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд
- Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)
Ученье свет, а не учение тьма
С книгой поведёшься — ума наберёшься
Нелегко в ученье, легко в бою.
Не красна книга письмом, красна умом.
Глядит в книгу , а видит фигу
На уроке собираем правила, математические высказывания, формулы.а если ученикам приходится трудно,то в этом мне помогают тьюторы,мои помощники,они помогают правильно сформулировать математическую речь и дать хорошее пояснение.
8 слайд
А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.
Ш – шпаргалка, шестидневка
К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные
О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады
Л – лень, любовь
А – атмосфера благоприятная или нет
Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.
Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку
- Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
- Творческий
- Агрессивный
- Ответственный
- Невнимательный
- Целеустремлённый
- Мало читает
- Коммуникабельный
10 слайд
Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.
Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?
- Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:
- Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями
- Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
- Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)
11 слайд
IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)
Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:
- Нагружать всё больше нас стали почему-то
- Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
- Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
- Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса
Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.
12 слайд
Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)
13 слайд
YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!
Щелчок
YII этап – исследование задачи:
- Итак, задача имеет одно решение.
- А способов решений сколько? несколько, много
- Все ли данные в задаче использовали? (да)
- Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
- Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?
14 слайд Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,
- Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды» Щелчок
Фильмы:
- Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
- Удивительные приключения Дениса Кораблёва
- Алёша Птицын вырабатывает характер
- Первоклассница
- Большое космическое путешествие
Книги:
- Ирина Полянская «Выбор»
- Владимир Железников «Чучело-2»
- Лия Симонова «Круг»
- Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
- Тендряков «Ночь после выпуска»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу или придумывают свои на разные темы.
А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы)
15 слайд Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.
16 слайд А в заключении я вас попрошу оставить билетик на выход, который я использую на уроке на этапе рефлексии:
В течении жизни мы решаем множество задач. 17 слайд Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."
Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....
Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)
Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...
"Кто виноват?", "Что делать?" и "Быть или не быть?" литературе в школе
Статья-размышление...
Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»
Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».Цель: самоопределение выпускников в выборе жизне...
«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».
Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"
Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....