Сценарий логической игры по математике для 5-6 классов «Незнайка в Царстве Математики»
план-конспект занятия по математике (5, 6 класс) на тему
Сценарий логической игры по математике для 5-6 классов «Незнайка в Царстве Математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskaya_igra_po_matematike_dlya_5-6_klassov_neznayka_v_tsarstve_matematiki.docx | 78.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Логическая игра по математике для 5-6 классов «Незнайка в Царстве Математики»
Правила игры: участники игры (ученики 5 или 6-го класса) разбиваются на две команды. В игре пять испытаний и финал. В каждом испытании одна логическая задача, за правильное решение которой команда получает 5 фантиков («фантики» - так называются очки в игре), если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков. В финале игры командам необходимо будет решить головоломку, за правильное решение которой команда получает 10 фантиков, за неправильное решение или ее отсутствие команда получает 0 фантиков. После финала учитель подсчитывает набранные командами фантики, команда, которая набрала большее количество фантиков, считается победителем логической игры «Незнайка в Царстве Математики».
Ход игры:
Слайд1 Начало игры: учитель читает «историю игры» о том, как Незнайка попал в Царство Математики.
«Однажды Незнайка решил узнать, что же такое МАТЕМАТИКА. Он долго сидел и изучал различные книги по математики, но так ничего и не понял.
Засидевшись однажды допоздна, он уснул прямо на книгах по математике.
И ему приснился удивительный сон, будто он попал в Царство Математики.
Слайд2 Вокруг цвели сады, пели песни птицы, ярко светило солнышко.
Незнайка шел по зеленной траве и удивлялся, как же здесь было все красиво. Кругом царил строгий порядок.
Его встретила сама Царица Математика. Незнайке было стыдно, что он ничего не знает. Тогда Царица Математика сказала:
- Я помогу тебе, не печалься. Мои верные помощники: Число, Дробь, Уравнение и Задача всему тебя научат.
И действительно очень скоро Незнайка научился складывать, вычитать, умножать и делить, решать задачи и уравнения. Оказалось, что не все так сложно, как выглядело на первый взгляд.
Однажды прогуливаясь по саду, Незнайка вновь встретил Царицу Математику, и та сказала ему:
Слайд3- Теперь ты знаешь достаточно, чтобы отправиться домой. Вот эта дорожка из желтого кирпича приведет тебя домой. Но будь осторожен, на твоем пути могут встретиться испытания: простые и сложные. Но помни: «Не все так сложно, как кажется на первый взгляд!»
Незнайка поблагодарил Царицу Математику и вприпрыжку поскакал по дорожке из желтого кирпича…
Помогите Незнайке вернуться домой…»
I испытание: «Задача старика Хоттабыча»
Учитель:
Слайд4 Шел-шел Незнайка как вдруг дорожка закончилась и перед ним оказался огромный овраг, который никак не обойти и не перепрыгнуть. Огляделся Незнайка по сторонам и увидел неподалеку яблоню, в тени которой сидел старик Хоттабыч и жевал сочные красные яблоки.
- Здравствуйте, - сказал Незнайка.
- Здравствуй, - ответил старик Хоттабыч.
- Вы не подскажите, как мне перебраться на другую сторону оврага? – Спросил Незнайка.
- Я помогу тебе, но для начала реши следующую задачу:
Слайд5 После соревнований бегунов на табло появилась надпись:
• Рустам не был вторым.
• Эдуард отстал от Рустама на два места.
• Яков не был первым.
• Галина не была не первой ни последней.
• Карина финишировала сразу за Яковом.
Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?
Решение задачи (ответ):
Учитель:
Слайд6- Молодец. – Отщипнул старик Хоттабыч от свой бороды волос, что-то пробормотал себе под нос, и появился широкий мост через овраг.
Засмеялся Незнайка и побежал скорее к мосту.
II испытание: «Задача Золотой Рыбки»
Учитель:
Слайд7 Идет Незнайка дальше и вот опять дорожка закончилась и перед ним речка полноводная и другого берега не видно. Смотрит Незнайка, как вдруг из воды вынырнула Золотая Рыбка и к нему плывет:
- Здравствуйте, - сказал Незнайка.
- Здравствуй, - ответила Золотая Рыбка.
- Не подскажите, как перебраться через реку? – Спросил Незнайка.
- Я помогу тебе, но для начала реши следующую задачу:
«Три лягушки.
Слайд8 Три лягушки находятся на дне колодца глубиной 60 м. За день они поднимаются на 18 м. каждая, а потом спускаются первая на 12 м, вторая на 16 м, третья на 17 м. и остаются на своих местах до следующего дня. На следующий день каждая лягушка проделывает снова такой же маршрут и т.д.
Через сколько дней лягушки выйдут из колодца?»
За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.
Решение задачи (ответ):
Каждая лягушка в последний день поднимается на 18 м и выходит из колодца. А в предшествующие дни первая лягушка поднималась ежедневно на 18 – 12 = 6 (м) ((60 - 18)/6 = 7 (дней)), вторая – на 18 – 16 = 2 (м) ((60 - 18)/2 = 21 (день)), а третья – на 18 – 17 = 1 (м) ((60-18)/1 = 42 (дня)). Учитывая еще последний день, получаем, что первая лягушка выйдет из колодца через 8 дней, вторая – через 22 дня, а третья – через 43 дня.
Учитель:
Слайд9 - Молодец. – Хлопнула Золотая Рыбка хвостом по воде и появилась лодка.
Залез Незнайка в лодку и поплыл через речку на другой берег.
III испытание: «Задача Серого Волка»
Учитель:
Слайд10 Вышел Незнайка на берег и побежал по дорожке из желтого кирпича дальше. А дорожка эта свернула в густой лес. Бежал-бежал Незнайка по лесу, как вдруг из-за кустов выпрыгнул Серый Волк.
- Ага, - говорит Серый Волк. – Не пущу тебя я. Если решишь мою задачку, то пойдешь своей дорогой, а нет, то я тебя съем.
Слайд11 «Винни-Пух купил себе на день рождение 12 банок варенья и пригласил в гости Пяточка. Известно, что Пяточек ест варенье в 2 раза медленнее, чем Винни-Пух. Через 2 часа все варенье было съедено. Сколько банок варенья съел Пяточек за это время?»
За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.
Решение задачи (ответ):
Пусть х скорость Пяточка, тогда скорость Винни-Пуха - 2х.
Получаем уравнение: 2х + 4х = 12. Отсюда, х = 2 – скорость Пяточка и получается за это время он съел 4 банки варенья.
Учитель:
- Молодец. – Недовольно буркнул Серый Волк и снова скрылся в лесу.
IV испытание: «Задача Бабы-Яги»
Учитель:
Слайд12 Шел-шел Незнайка, и привела его дорожка из желтого кирпича к топкому болоту, на котором стояла избушка Бабы-Яги.
- Здравствуй, добрый молодец. Заходи гостем будешь. – Пригласила Баба-Яга Незнайку к себе в избушку.
- Спасибо, но мне идти надо. Не подскажите дорогу? – Ответил Незнайка.
- Подскажу. – Ехидно улыбнулась Баба-Яга. – Но сначала реши-ка мне задачку, милок.
Слайд13Перед началом Турнира Четырех болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:
А) Волк победит, Лиса – вторая;
В) Лиса – третья, Заяц – первый;
С) Волк – последний, а первый – Дракон.
Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов.
Какое место на турнире заняли Дракон, Заяц, Лиса, Волк?
За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.
Решение задачи (ответ):
Сначала Дракон -3, Заяц -1, Лиса - 2, Волк - 4
Учитель:
Слайд14- Молодец. Вот тебе клубочек, он выведет тебя из болота. – Сказала Баба-Яга и дала Незнайке волшебный клубочек ниток.
V испытание: «Задача Змея Горыныча»
Учитель:
Слайд15Вывел его клубочек из болота и из леса и очутился Незнайка на поле, где ромашек было видимо-невидимо. А лежал на этом поле, вдыхая аромат цветов, Змей Горыныч.
Посмотрел Незнайка, а дорожка из желтого кирпича закончилась. Подошел он к Змею Горынычу и спросил:
- Здравствуйте, вы не знаете, как мне домой попасть? Куда дорожка из зеленого кирпича подевалась?
- Здесь проходит граница Царства Математики, и ее охраняю я. – Ответил Змей Горыныч. – Если решишь мою задачку, то расскажу тебе, как попасть домой.
Слайд16 «В моей пещере четыре сундука – деревянный, кожаный, стеклянный и кованый – и четыре шкатулки – красная, синяя, зеленая и желтая. В зеленой шкатулке лежит 4 изумруда, в красной – 3 рубина, в синей – 2 сапфира, а в желтой – только один бриллиант. В деревянном сундуке столько же драгоценных камней, сколько и в красной шкатулке, в кожаном сундуке столько же драгоценных камней, сколько в синей и зеленой шкатулке вместе. Стеклянный сундук пуст. А в кованом сундуке драгоценных камней в два раза больше, чем в желтой и красной шкатулке вместе. Сколько всего драгоценных камней у меня в пещере?»
За правильное решение задачи команда получает 5 фантиков, если задача решена на половину, то команда получает 2 фантика, если задача не решена, то команда получает 0 фантиков.
Решение задачи (ответ):
3+2+4+1+3+6+0+8=27 драгоценных камней.
Учитель:
Слайд17 - Молодец. – Змей Горыныч щелкнул пальцами, и появились Золотые ворота Царства Математики. – Если ты выйдешь через эти ворота, то окажешься дома.
Финал: «Золотые ворота Царства Математики»
Учитель:
Незнайка подошел к воротам, на которых висел огромный замок. Чтобы его открыть Незнайке необходимо решить следующую головоломку:
Слайд18 «Цифры от 1 до 9 разместите в кольце так, чтобы одна цифра была в центре кольца, прочие – у концов каждого диаметра и чтобы сумма трех чисел каждого ряда составляла 15.»
Рисунок головоломки:
Слайд19Решение головоломки (ответ):
За правильное решение головоломки команда получает 10 фантиков, за неправильное решение или ее отсутствие команда получает 0 фантиков.
Подсчет фантиков (очков).
Слайд20 Учитель подсчитывает набранные командами фантики, команда, которая набрала большее количество фантиков, считается победителем логической игры «Незнайка в Царстве Математики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс по математике для 5-6 классов "Ох уж эта математика"
Цели данного конкурса:формирование интереса у учащихся к изучению предмета математики;создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;расширение гран...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»
Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...
Методическая разработка. Технология обучения математике учащихся 5-6 классов в рамках УМК "Математика. Сферы"
В данной методической разработке рассматривается технология использования всех средств УМК "Математика. Сферы". Особое внимание уделяется конструированию урока и контрольно-оценочной системе. Данная р...
Презентация к игре по математике в 5-6 классе "Незнайка в царстве математики"
Логическая игра по математике для 5-6 классов...
Внеклассное мероприятие по математике для учеников 5 класса "Суд в стране Математики"
https://youtu.be/Lon3ls2waE4...
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Ох уж эта математика"
Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов "Ох уж эта математика"...
Программа элективного курса по математике для учащихся 11 класс « За страницами учебника математики »
Данная программа поможет учителям математики при проведении элективного курса...