Деление с остатком.
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Голубева Ольга Алексеевна

Технологическая карта урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx26.33 КБ
Файл презентация к уроку2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. мотивация к учебной деятельности (надо, хочу, могу)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания.  Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, отвечать на вопросы, все ваши правильные ответы должны быть оценены в карточке, кроме того в карточке прописан план нашего урока.

-  Мы с вами прошли «+», «-», «*», «:»     На доске записаны числа 0, 3, 4, 15.

К доске вызываем 4 ученика. Каждый должен записать все примеры какие сможет на одно из действий.

Как вы думаете какие действия выполнимы всегда, а какие нет?

Учащиеся слушают учителя.

Подписывают карточки самооценивания

Около доски 4 учащихся выполняют действия.

+

-

*

:

15+0

15-0

15*0

15/3

15+3

15-3

15*3

0/15

15+4

15-4

15*4

0/3

3+4

4-3

3*4

0/4

3+0

3*0

4+0

4*0

Сложение и умножение выполнимы всегда, а вычитание и деление таким свойством не обладают.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Гром- гремит, земля-трясется. Это МЧС несется. (слайд1).

На каждом уроке по строевой подготовке вас выстраивают в шеренгу по 2. (слайд2). Посчитайте сколько шеренг получится?

Необходимо перестроится в шеренги по 3.

Посчитайте сколько шеренг получится?

Сколько полных шеренг? Сколько учащихся будут стоять в неполной шеренге?

 А у вас есть командир

Он всегда стоит 1

Расчитайте-ка опять

Сколько места вам занять?

26/2=13

26/3=8 ост2

26-1=25  25/2=12 ост1,

                25/3=8 ост1

3. Выявление места затруднения

Ребята, мы каждый раз выполняя построение, получали, что ученики оставались в неполной шеренге. Почему так получается?

26, 25 на 3 не делятся.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

А как вы думаете, как называются такие примеры?

Ребята давайте выполним деление столбиком. Разделим числа 180, 181, 182, 183 на 4

и выполним проверку умножением.

Друзья, а произведение 45*4 равно делимому? А на сколько оно отличается от него.

Скажите, а как мы можем записать равенства.

Как можно записать это правило и как называются компоненты деления.

Учитель корректирует и направляет учащихся.

Найди ошибку:

42:8=45(ост2)

30:7=44(ост22)

49:6=78(ост71)

58:8=67(ост82)

Обобщает ответы и записывает

Остаток всегда меньше делителя.

Деление с остатком. Записывают тему урока в тетради.

180   4                                        180=45*4

16     45

  20

  20

   0

181   4                                  

16     45

  21

  20

    1

182   4                                  

16     45

  21

  20

    2

183   4                                  

16     45

  23

  20

    3

Умножив число 45 на 4 мы не получим делимое. Произведение 45*4 «почти равно» делимому. Оно меньше делимого на соответствующий остаток.

181=45*4+1     182=45*4+2    183=45*4+3

Ребята отвечают на вопросы 

Делимое=неполное частное*делитель+остаток

1,2,3

Ребята отвечают.

Записывают в тетради.

Физпауза

Ребята, а сейчас встаньте и быстро образуйте группы по 3 человека. Поднимите руки у кого в группе не 3 человека?

А теперь образуйте группы в которых 2 девочки и два мальчика. У кого группа получилась хлопните в ладошки. Молодцы! Занимаем свои места.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия.

Реализация построенного проекта.

- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Задачи у вас на карточках. Работу выполняем в паре с соседом по парте.

 №  1.  Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

 № 2. Круизный пароход рассчитан на 500 пассажиров и  15 членов команды.  Каждая спасательная шлюпка может вместить 80 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

 №3.  Люди с теплохода были размещены в 7 шлюпок по 40 человек и в 1 шлюпку по 5 человек. На теплоходе 20 членов экипажа. Сколько пассажиров было на теплоходе?

Проверьте  своё решение, оцените работу и поставьте баллы  в листы  самооценивания.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

№1

План решения:

1.Находим сколько всего человек вмещает теплоход?

2.Находим сколько понадобиться шлюпок вместимостью 70 чел, чтобы разместить всех?

3. Читаем ещё раз вопрос задачи, обдумываем ответ.

Решение:

1. 750+25= 775 (ч) вмещает теплоход.

2.775:70= 11(ш) понадобиться для перевозки 770 чел. и  ещё одна шлюпка для перевозки оставшихся 5 человек.

Ответ:12 шлюпок.

№2  План решения.

1.Находим сколько всего человек вмещает теплоход?

2.Находим сколько понадобиться шлюпок вместимостью 80 чел, чтобы разместить всех?

3. Читаем ещё раз вопрос задачи, обдумываем ответ.

Решение:

1. 500+15= 515 (ч) вмещает теплоход.

2.515:80= 6(ш) понадобиться для перевозки 515 чел. и  ещё одна шлюпка для перевозки оставшихся 35 человек.

Ответ:7 шлюпок.

№ 3

 План решения:

1. Находим сколько человек в 7 шлюпках.

2. Находим сколько всего человек в 8 шлюпках.

3. Находим сколько пассажиров.

Решение:

1. 740=280 (ч) в 7 шлюпках

2. 280+5=285(ч) всего в шлюпках.

3. 280-20=260 (ч) пассажиров

Ответ: 260 пассажиров.

Самостоятельная работа с самопроверкой

 (по вариантам)

Ответы на доске (слайд)

1 вариант

2 вариант

122:3

162:4

213:4

266:5

217:5

311:3

Ребята решают.

Проверяют. Выставляют балл в лист самооценки

Этап закрепление изученного материала

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

Рефлексия. «Синквейн»

Итак, вы сегодня решали  жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. 

Домашнее задание. Рабочая тетрадь стр 46-47. На «3» нужно решить №1и №2 , на «4»-№1 и №3  на «5»-№2 и №5

1. существительное

2. прилагательное-2

3.глагол-3

4. фраза из 4 слов

5. вывод

 До свидания, всего доброго!

Учащиеся сдают карточки самооценивания и рефлексии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

29.10.15

Слайд 2

0 3 4 15 «+» «-» «∙» «:»

Слайд 3

Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 4. 1. 2. Осталось узнать. Заполним таблицу.

Слайд 4

Знаем Хотим узнать Узнали 1. Сложение 2. Вычитание 3. Умножение 4. Деление 1. Деление с остатком 2. Вычитание из меньшего числа большее Осталось узнать. Заполним таблицу.

Слайд 5

Гром - гремит, земля - трясется, это МЧС несется!

Слайд 6

Сколько учеников в классе по списку? В шеренгу по 2 становись. Шеренг: В шеренгу по 3 становись. Сколько полных шеренг? Сколько учеников в неполной шеренге? 26 13 8 2

Слайд 7

А у вас есть командир Он всегда стоит 1 Расчитайте-ка опять Сколько места вам занять?

Слайд 8

Тема урока: Деление с остатком.

Слайд 9

ВЫПОЛНИМ ДЕЛЕНИЕ СТОЛБИКОМ. ЧИСЛА 180 , 181, 182, 183 ПОДЕЛИМ НА 4.

Слайд 10

ЗАПИШЕМ РАВЕНСТВА 180=45∙4 181=45 ∙ 4+1 182=45 ∙ 4+2 183=45 ∙ 4+3

Слайд 11

ЗАПИШЕМ РАВЕНСТВА 183=45 ∙ 4+3 ДЕЛИМОЕ НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ ДЕЛИТЕЛЬ ОСТАТОК 183 4 16 45 23 20 3 НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ ДЕЛИТЕЛЬ ОСТАТОК ДЕЛИМОЕ

Слайд 12

Найди ошибку. 42:8=4 ОСТАТОК 10 30:7=4 ОСТАТОК 2 49:6= 7 ОСТАТОК 7 58:8= 6 ОСТАТОК 8 2 5 7 1 8 4 2 2

Слайд 13

Вывод. Остаток всегда меньше делителя.

Слайд 14

Группы по 3 человека. Группы – 2 мальчика+2 девочки. Физкультминутка.

Слайд 15

№ 1. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? №2. Круизный пароход рассчитан на 500 пассажиров и 15 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 80 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? №3. Люди с теплохода были размещены в 7 шлюпок по 40 человек и в 1 шлюпке было 5 человек. На теплоходе 20 членов экипажа. Сколько пассажиров было на теплоходе? Решаем задачи.

Слайд 16

Самостоятельная работа. 122:3 162:4 40 (ост. 2) 213:4 266:5 53 (ост. 1) *:40=11(ост15) *:30=15(ост5) 455

Слайд 17

Знаем Хотим узнать Узнали 1. Сложение 2. Вычитание 3. Умножение 4. Деление 1. Деление с остатком 2. Вычитание большего числа из меньшего Осталось узнать. Заполним таблицу.

Слайд 18

Знаем Хотим узнать Узнали 1. Сложение 2. Вычитание 3. Умножение 4. Деление 1. Деление с остатком 2. Вычитание большего числа из меньшего 1. Деление с остатком Осталось узнать. 1. Вычитание большего числа из меньшего Заполним таблицу.

Слайд 19

Домашнее задание Рабочая тетрадь стр. 46-47. На «3» На «4» На «5» № 1, №2 № 1, №3 № 2, №5

Слайд 20

Синквейн . Название (существительное) Описание ( 2 прилагательных) Действие (3 глагола) Чувства ( фраза из 4 слов) Вывод

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"

Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...

Контрольная работа по математике 3 класс « Школа 21 века» По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»

Контрольная работа по математике  3 класс « Школа 21 века»По темам « Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком»...

Задачи на деление с остатком

Это сборник арифметических задач, который поможет учителю в составлении дифференцированных заданий ученикам....

Урок в 5 классе по теме "Деление с остатком"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Деление с остатком", второй в теме....

Деление с остатком

Презентация к уроку в 5 классе...

Контрольная работа "Деление и деление с остатком"

Контрольная работа "Деление и деление с остатком". Учебник: Виленкин Н. Я....

Математика 6 класс. Деление с остатком. Когда может пригодиться деление с остатком.

Математические знания полученные в школе применимы в жизни. Примеры практических задач и их решение. О роли в жизни человека темы "Деление с остатком"Геометрия 8 класс....