Множества и отношения
методическая разработка по математике на тему
Раздел: Теория множеств. Бинарные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1245_dlya_stud_broshyura.docx | 72.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Множества и отношения.
Урок 1. Множества. Операции над множествами и их свойства. Мощность множеств.
Теория множеств – это один из разделов дискретной математики, являющийся фундаментом построения логических схем узлов и устройств вычислительной системы.
Опр1. Под множеством будем понимать совокупность (систему) каких-либо объектов произвольной природы, обладающих некоторым общим признаком.
Множества обозначают заглавными буквами латинского, реже русского, алфавита.
Пример1:_________________________________________________
Множество задано (определено), если о всяком объекте можно сказать, принадлежит он к данному множеству или нет.
Опр2. Объекты, образующие множество, будем называть элементами множества и обозначать ______________________
Пример2: множество людей, множество целых чисел, множество столиц государств.________________________________________
Опр3:Отношение принадлежности элемента множеству: если элемент п принадлежит множеству N, это обозначается так:______________________________________________________
Пример3:
Некоторые множества имеют общепринятые обозначения:
N={1,2,3…} — множество __________________________ чисел,
Z={…,-2,-1,0,1,2,…} -- множество ___________________ чисел,
Q – множество ____________________________ чисел (дробей)
R — множество ___________________________________ чисел.
С- множество _____________________________________ чисел
В={0,1}______________________________________________
Множества, в зависимости от числа входящих в них элементов, делятся на конечные, бесконечные и пустые.
Опр 4: Количество элементов конечного множества А называют мощностью множества и часто обозначают |А|.
Пример 4_________________________________________________
Опр 5: Пустым множеством называется множество, не содержащее ни одного элемента, т.е. ______________________________________________________
Опр 6: Универсальным называется множество U всех элементов, т.е._______________________________________________________
Опр 7: Множество А включается во множество В (АВ, если каждый элемент множества А является элементом множества В (говорят также, что А является подмножеством множества В). _______________________________________________________
Опр8: Подмножество называется собственным подмножеством множества В (- строгое включение), если _________________________________________________________
Пример 5:________________________________________________-
Опр.9 Множество всех подмножеств А наз-ся _________________________________множества А: В(А) или Р(А)
Если |A|=n, то |В(А)|=2n
Опр 10: Два множества называются равными, если они состоят из одних и тех же элементов: т.е.
_______________________________________________________
Или другое опр-ние:
Опр 11: А=В тогда и только тогда, каждый элемент множества В является элементом множеством А и наоборот, т.е.. когда одновременно выполняется два включения
__________________________________________________________________________________________________________________
Способы задания множеств. Множества можно задать следующим образом:
- При помощи словесного описания
Пример 6:________________________________________________
_________________________________________________________
- Перечислением (списком) всех входящих в него объектов, (элементов множества):
Пример 7:________________________________________________
_________________________________________________________
- Описанием (указанием) характеристических свойств, которыми должны обладать элементы множества его характеристического свойства).
Пример 8:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Основные соотношения между множествами:
Опр 12: Включение (А В). Множество А входит (включено) в множество В, или А является подмножеством В. Если всякий объект, обладающий свойством α, обладает также и свойством β, то говорят, что свойство α включает свойство β (α β). __________________________________________________________________________________________________________________
Опр13: Объединение (сумма). Объединением множеств А и В называется множество ____________, состоящее из тех и только тех элементов, которые принадлежат _________________________
_________________________________________________________
Опр 14: Пересечение (произведение). Пересечением множеств А и В называется множество ________, состоящее из тех и только тех элементов, которые принадлежат ____________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опр 15:Вычитание (А\В). Разностью множеств А и В называется множество __________________ состоящее из элементов, ________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опр 16:Симметрической разностью множеств А и В наз-ся множество ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Опр 17:Дополнением множества А до универсального U называется множество ___________________(). Множество U должно быть либо задано, либо очевидно из контекста.________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Вывод: Для конечных множеств часто возникает необходимость подсчитывать число элементов объединения ряда множеств. Тогда: _________________________________________________
Т.е. число элементов объединения двух множеств равно сумме количеств их элементов за вычетом числа общих их элементов.
Практическое задание:
№1. Даны множества А={x | x , x }, B={x | x mod 3 =2}, U={1,2,3,4,5,6,7,8,9}. Найти их объединение, пересечение, разность, дополнение.
№2. Даны множества А={2,4,8,9}, B={1,2,3,4},C={2,5,9}, U={0,1,2,3,4,5,6,7,8,9}. Найти:
a) b) c) d)
e) f) g)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 2. Тема: Алгебра множеств. Диаграммы Эйлера-Венна.
Законы алгебры множеств
Так же, как операции обычной алгебры, операции над множествами выполняются по законам (табл. 1), которые доказываются на основе введенных выше определений. Особенностью алгебры множеств является закон рефлексивности (№7) (сохранения степени), благодаря которому в алгебре множеств нет числовых коэффициентов и степеней. Рассмотрим свойства операций над множествами (булевы операции):
Законы алгебры множеств. (табл.1)
Пример 9: Задано универсальное множество: U={1,2,3,4,5,6,7} и множества Х={2,4,7}, Y={1,3,5} Z={2,3,5,6}. Перечислить элементы множества W=(Z /Y)X и .
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диаграммы Эйлера-Венна.
Множества часто задают графически с помощью диаграмм Эйлера-Венна, где всякий рассматриваемый контур соответствует одному из рассматриваемых множеств и ограничивает (символически) его элементы, а рамка, ограничивающая все элементы пространства, в верхнем правом углу имеет обозначение U.
Универсальное множество U изображается в виде прямоугольника, а произвольные множества - подмножества универсального - в виде кругов.
При этом возможны следующие случаи взаимного расположения двух множеств А и В:
- Одно из множеств строго включается в другое __________________
- Множества равны:_________________
- Множества не имеют общих элементов________________________
- Множества находятся в общем положении ____________________
Рис.1 рис.2 рис.3 рис.4.
Диаграммы Эйлера-Венна применяются для наглядного изображения множеств и их взаимного расположения.
____________ _____________ ____________ _______
Задача. Решить задачу, пользуясь диаграммой Эйлера-Венна.
Группа туристов из 100 человек пробыла в городе N три дня. За это время драматический театр посетили 28 туристов, оперный - 42, кукольный - 30. И в драматическом, и в оперном побывало 10 человек; в драматическом и кукольном - 8; в оперном и кукольном - 5. Вес три театра посетили три человека. Сколько туристов не были ни в одном театре?
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Уроки 4,5. Кортежи и декартово произведение множеств. Бинарные отношения и их свойства. Отношения эквивалентности и порядка.
Декартовым произведением Х ×Y двух множеств Х и Y называется множество всех упорядоченных пар (х;у) таких, что .
(х;у)(y;x)
Пример1. X={1,2,4} Y={3,5,9} ?? Х ×Y Y × Х
Х ×Y =____________________________________________________
Y × Х =___________________________________________________
Бинарным отношением (б/о) R называется множество упорядоченных пар вида (а;b) таких, что _______________________
Т.е. задано подмножество декартова произведения Х ×X
(т.е. )
Пример 2: Х={1,2,3,4}. Зададим на Х следующие отношения:
1. отношение равенства _____________________________________
2. отношение предшествования _______________________________
3. отношение делимости_____________________________________
4. R={(x;y)| |y=x2},__________________________________________
5. T={(1;2),(1;3),(1;4);(2;3);(2;4);(3;4)} _________________________
6. S={(1;1);(2;4);(3;9);(4;16);(5;25)}на M={1,2,3,4,5,…25}
ОДЗ – областью допустимых значений б/о R называется множество всех первых элементов пар из R: _____________________________
Областью значений б/о R называется множество всех вторых элементов пар из R: ________________________________________
Пример 3: ; X={1;2;3;4;5;6;7;8;9} R={(1;3);(3;2);(2;5);(1;1);(3;5)} Dom(R)=? Im(R)=?
__________________________________________________________
Способы задания бинарных отношений:
1.при помощи характеристического свойства
M={1;3;5;7;9}R={(a;b)| aMM
___________________________________________________
2.списком- перечислив все его элементы.
__________________________________________________________
Существуют и более наглядные способы задания бинарного отношения: график отношения, схема отношения, граф отношения и матрица отношения.
3.График отношения изображается в ПДСК; на горизонтальной оси изображается область определения, а на вертикальной – область значений отношения; элементу отношения (x;y) соответствует точка плоскости с этими координатами.
4.Схема отношения изображается с помощью двух вертикальных прямых, левая из которых соответствует области определения отношения, а правая – множеству значений отношения. Если элемент (x;y) принадлежит отношению R, то соответствующие точки из DR и ER соединяют прямой.
5.Граф отношения строится следующим образом: на плоскости в произвольном порядке изображаются точки – элементы множества Х. пара точек х и y соединяются дугой (линией со стрелкой) тогда и только тогда, когда пара (х;у) принадлежит отношению R. На рисунке ниже построен граф отношения Q.
6.Матрица отношения - это квадратная таблица, каждая строка и столбец которой соответствует некоторому элементу множества Х. на пересечении столбца и строки ставится 1, если пара (х;у) все остальные элементы заполняются нулями.
Бинарные отношения делятся на типы в зависимости от свойств, которыми они обладают.
Свойства б /о:
Пусть R – б/о на множестве Х:
- Б/о R называется рефлексивным если: __________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
________________________________________________________
- Б/о R называется антирефлексивным если: _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Б/о R называется симметричным если:__________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Б/о R называется антисимметричным если:_____________
___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Б/о R называется транзитивным если:________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Б/о R называется связным если:________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример 4:
На множестве Х={1,2,3,4,5} заданы б/о R,T,M,P,Q.
R={(1;2);(1;1);(2;2);(3;3);(4;4);(5;5);(3;5)}
T={(1;4);(1;2);(4;5);(3;3)}
M={(1;3);(5;5);(3;1)}
P={(2;2);(2;3);(4;1);(1;2)}
Q={(2;3);(3;5);(2;5);(3;4);(1;1);(2;4)}
A=________________________________________________________B=________________________________________________________C=________________________________________________________
Определить свойства отношений.
Свойства рассмотрены в таблице:
б/о | Рефл. | Антирефл. | Симметр. | Антисимметр. | Транз. | Связно |
R | ||||||
T | ||||||
M | ||||||
P | ||||||
Q |
Б/о R называется отношением эквивалентности, если оно обладает свойствами:
1_________________________________
2_________________________________
3__________________________________
Б/о R называется отношением порядка, если оно обладает свойствами:
1 ____________________________
2_____________________________
Виды порядка:
Строгий________________________________________
Нестрогий______________________________________
Линейный______________________________________
Частичный_______________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"
Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"...
Множества. Отношения между множествами.
На данном уроке учащиеся повторяют и закрепляют не только теоретические знания по теме «Множество», но закрепляют умения навыков работы на компьютере. На уроке активно используются интеракт...
Работы учащихся по теме "Множества. Отношения между множествами"
Творческие работы учащихся 3-4 классов по теме "Множества. Отношения между множествамии"...
Урок информатики в 6 классе по теме "Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами"
Технологическая карта урока информатики в 6 классе...
Презентация "Отношения между множествами"
Презентация к уроку...
Конспект урока по информатике "Разнообразие отношений объектов и их множеств" (6 класс, ФГОС)
Класс: 6Тема урока: Разнообразие отношений объектов и их множеств.Тип урока: изучение нового материала.Оборудование: класс, основанный на базе ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.Формы раб...
Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»
Урок 3.Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических о...