«Задачи на части»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Маркова Валентина Викторовна

Цели урока   

 Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «часть», «части»  

                                                                            умение решать основные типы задач «на  части» , грамотно оформлять решение задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zadachi_na_chasti.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Задачи на части»

Класс: 5

Автор УМК: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В.Дорофеев,  Е.А.Бунимович,  С.Б.Суворова и др., «Просвещение» 2013 г.

Цели урока    

 Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «часть», «части»   

                                                                            умение решать основные типы задач «на  части» , грамотно оформлять решение задачи

                                                 

Регулятивные

  • самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном. планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

Познавательные

формируют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач « на части»; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме: «Задачи «на  части»

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе       

Личностные : формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе..

                                                                               

Тип урока                                                      Урок изучения нового материала.

  1. Планируемые результаты для ученика    Учащийся научится решать задачи на части

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I. Организационный момент.

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса            к уроку

Добрый день, дорогие друзья, мне приятно видеть вас и я очень хочу начать наш урок.  Желаю вам позитивных эмоций на уроке, радости общения, интересной и плодотворной работы. К нам сегодня на урок пришли гости посмотреть, как хорошо и активно мы умеем работать.

Хочется узнать: с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Поднимите, пожалуйста, смайлики соответствующего цвета.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу

Личностные : самоопределение; регулятивные : Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

умение выделять нравственный аспект поведения

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Самостоятельная работа  (с самопроверкой).

III.Этап подготовки учащихся кактивномуи сознательному усвоению нового материала.Подготовка к восприятию нового материала.

IV. Изучение нового материала

IV. Постановка цели и задач урока..

V. Введение нового материала.

V. Этап усвоения новых знаний. Работа по закреплению изученного материала

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

  1. Индивидуальное задание для учащихся (1 учащихся на доске)

Вычислите , выбирая удобный порядок действий:

  1. 42+ 61+ 28+ 39 + 30=
  2. 4*9*5*2*25 =
  1. Сначала поработаем устно (задания для устной работы показываются на проекционном экране).

1.Найдите значение выражения, вынося за скобки общий множитель:

Самостоятельная работа  (с самопроверкой).

(Проверить у учащихся умения видеть свои ошибки, оценивать свою работу, делать выводы)

  1. 3*52 = 75
  2. (76-66) *18 = 180
  3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4см и 9 см.
  4. Выразите приближенно  16 381 г в килограммах

5) Выразите приближенно 5 743 м в километрах

Критерии оценок: (оценку ставим по количеству правильных ответов)

 0 -  ошибок-«5», 1 - ошибка-«4», 2 -  ошибки-«3»  

  1. Работа в группах(2 группы по 5 человек).Постановка проблемы.

С помощью создания проблемной ситуации подвести учащихся к новому виду задачи.Работа с текстом(каждой группе выдан текст)

  1. Прочитайте задачу:
  2. Ответьте устно на вопросы:а) Возможно в задачнике опечатка и Витя верно решил задачу?б) Предложите свой вариант решения.

  1. После обсуждения в группах, по 1 ученику из каждой группы на доскезаписывают своё решение.
  2. После чего рассматриваются все варианты решения, обсуждаются  (принимаются/нет).

  1. Затем смотрим слайд, на котором показана краткая запись задачи в виде схемы и сравним с вашими решениями.

---------------------------------------------------------------------------------------

"Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и сколько у девочки?"

(Оказывается, Витя смог решить задачу лишь тогда, когда нарисовал девочку в переднике с одним карманом, а мальчика в курточке с двумя карманами.   «Все 120 орехов теперь лежали у них в трех карманах: в двух карманах у мальчика и в одном кармане у девочки, а всего, значит, в трех.

И вдруг у меня в голове, будто молния, блеснула мысль: «Все 120 орехов надо делить на три части!»

1) Этот рисунок соответствует условию задачи?

2) Что мы видим по рисунку? На что, на какие элементы можно разделить условно все орехи? (все орехи можно условно разделить на  равные части).

3) Сколько частей приходится на 120 орехов? (три части)

4) Что мы можем узнать из этого? (Сколько орехов приходится на одну часть, то есть у девочки, а значит и количество орехов у мальчика).

5) Какое действие будет следующим? (Узнаем, сколько орехов у девочки).

6) Ответив на все поставленные вопросы, смогли мы решить задачу? (Да).

В чем сходство  решений?  (Схематический рисунок, деление на части, нахождение количества объекта, приходящегося на одну часть).

В таком случае, можно сделать вывод, что вы самостоятельно смогли правильно придумать способ решения задач на части.

Итак, ребята, смогли мы с вами решить задачу, с решением которой возникли вначале затруднения? (Да)

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить упражнения для снятия утомляемости.

Физкультминутка

Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока

Что нового встретилось вам при решении задач? (Понятие части, распределение всех объектов на части).

Как же мы можем сформулировать тему урока?

Запишите тему урока:«Задачи на части».

Какие цели и задачи мы с вами поставим к уроку?

Для чего мы рассматриваем новый тип задач? (Чтобы научиться их решать)

Итак, наша цель:-научиться решать задачи на части!

В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с "рецептами" приготовления (или изготовления чего-либо), в составе которых указаны части.

Многие средства бытовой химии, используемые в домашних условиях, продают в концентрированном виде, чтобы их использовать, их надо развести (обычно водой).Например  

Рецепт приготовления состава для полировки:

Нашатырный спирт - 5 частей,

Мел - 2 части,

Вода - 10 частей.

Рецепт приготовления настойки для полоскания рта:

Ромашка - 3 части,

Календула - 2 части,

Шалфей - 4 части.

1столовую ложку смеси залить 1 стаканом воды, настоять, полоскать рот

 При приготовлении пищи мы берём продукты в частях, например, при варке варенья необходимо на 1 кг красной смородины взять 2 кг сахарного песка. Т.е. другими словами: на 1 часть ягод берём 2 части песка.

- А что ещё, кроме кг можно взять за часть?

1). Поработаем с частями:

(слайд)

= Масса трех частей ягод 15 кг . Как узнать какова масса  одной части?

     = Масса одной  части ягод 12 кг . Какова  масса  трех частей?

Задача 1

Для варенья из вишни на 2 части ягод берут 3 части сахара. Сколько сахара требуется на 4 кг ягод?

Предлагает составить план решения задачи:

  1. Узнаем, сколько кг ягод приходится на 1 часть.
  2. Узнаем, сколько кг сахара приходится на 3 части.

Предлагает записать решение с вопросами в тетрадь.

Решение:

1. Сколько кг ягод приходится на 1  часть? 4:2=2(кг).

2. Сколько кг сахара приходится на 3 части? 2*3=6(кг).

Ответ: 6 кг.

            - Одну из задач на части мы с вами решили. Что помогло нам в решении задачи?? (схема – краткое условие)

- Как вы думаете, поможет нам рисунок (кр.усл.) при решении других задач такого вида? (Да)

Задача: Добиться умения определять вид задачи, отработать навыки их решения.

Закрепить у учащихся знания и умения, которые они получили на уроке для выполнения письменной работы. Стимулировать учащихся к самоанализу, самоконтролю.

- Вы любите праздники?

-  Вы участвуете  в приготовлении к празднику. Не сомневаюсь, что если нужна помощь, то не отказываетесь. Например, в приготовлении САЛАТОВ.

 Следующая часть нашего урока: Приготовление салатов.

(запись в тетрадях):«Вкусные салаты».

САЛАТЫ:

  1. Нужно приготовить  салат «Венеция»,

 который состоит из: 5 частей

колбасы 5 частей огурцов, 5 частей сыра, 3 частей моркови и 10 частей кукурузы.

Сколько грамм каждого ингредиента нужно взять, если колбасы взяли 100 г?

К - 5ч   100 г

О-5 ч   - ?

С – 5 ч  - ?

М – 3 ч  - ?

Кук – 10 ч    - ?

Предлагает:

Ответить на вопросы.

  1. Сколько частей колбасы  надо взять для приготовления салата?

2. Сколько частей огурцов надо взять для приготовления салата?

3. Сколько граммов сыра, моркови, кукурузы?

4.Сколько граммов колбасы приходится на одну часть? Как найти?

5. Сколько граммов О, С, М, К необходимо? Как найти?

Предлагает записать решение задачи с вопросами в тетрадь.

Ответ:100гр-колбасы,огурца,сыра; 200гр-кукурузы;60гр-моркови.

Первичное усвоение новых знаний. (решают в парах с последующей проверкой)

  1. Салат «Креветочный»  

Первичная проверка понимания (решают задачу самостоятельно)с дальнейшей взаимопроверкой

  1. Салат «Прибалтийский»  

По истечении времени предлагается учащимся поменяться работами для проверки работ друг друга, на экране даются ответы самостоятельной работы. На проверку отводится 3 минуты. Учащиеся берут простые карандаши, проверяют письменные работы. Оценивают.

(Проверить у учащихся умения видеть чужие ошибки, оценивать работу, делать выводы)

Научились делать салаты.

С каким типом задач мы познакомились?

Помогает краткое условие при решении задачи?

А сейчас предлагаю выполнить Самостоятельную работу (на 6 минут).

Предлагает записать цифровой диктант

  1. Самая низкая отметка в школе (1).
  2. 3² (9).
  3.    7* 38 – 7* 37= 7
  4. 0 : 153   (0).

1970- год основания нашей школы

  1. 3*52 =
  2. (76-66) *18 =

7. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4см и 9 см.

      8.Выразите приближенно  16 381 г в килограммах

      9. Выразите приближенно 5 743 м в километрах

Задачи: сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению.

Предлагает

ответить на вопрос "Где мы в жизни встречаем задачи на части  и кто умеет их решать?" (область деятельности человека, профессия, "рецепт").

Составить минипроект по теме «Вкусные салаты»:

  1. Составить две задачи
  2. Оформить их решение

Итоги урока. Выставление оценок.

  • Незаконченное предложение…
  • Ребята, давайте вернемся к целям и задачам, которые мы ставили на урок и посмотрим, что мы должны были сделать и что сделали? (что ещё предстоит сделать?

Предлагает дополнить предложения:

  1. Я узнал, что...
  2. Я научился...

Благодарит за урок

 

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Решают шараду

Составляют слово

Пробуют формулировать тему урока

(Понятие части, распределение всех объектов на части).

(возможные ответы детей: стакан, ложка, горсть, …)

Отвечают на вопросы учителя

1 ученик работает у доски,

записывает решение задачи с вопросами.

Решение:

1.Сколько граммов приходится на 1 часть? 100:5 =20(г);

2.Сколько граммов огурцов надо взять? 20* 5 = =100(г);

И тд

Ответ:100гр-огурца,сыра; 200гр-кукурузы;60гр-моркови.

Отвечают на вопросы

Записывают ответы -1970- год основания школы

Развитие у школьников монологической и диалогической речи

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

  1. 3*52 =
  2. (76-66) *18 =
  3. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4см и 9 см.
  4. Выразите приближенно  16 381 г в килограммах
  5. Выразите приближенно 5 743 м в километрах.                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Задачи на части"

Одна из первых моих работ для урока...

Конспект урока по теме "Задачи на части"

Комбинированный урок с презентацией...

презентация по теме "Задачи на части"

Данная презентация поможет детям легче понять материал и разобраться в нем....

Проект урока математики в 5 классе по теме "Задачи на части" (УМК Дорофеева Г.В.)

Предмет: математикаКласс: 5Тема урока: Задачи на части№ урока по теме: урок №1 в теме «Задачи на части» .Дата :15.11Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: учить решать задачи данного в...

Дидактический материал (задачи) 1 часть. Тема «Физика в авиации»

В работе предложен познавательный дидактический материал  к урокам физики в 9 классе по теме "Аэродинамика"....

Дидактический материал (задачи) 2 часть. Тема "Физика и авиация"

В работе предложен познавательный  дидактический материал к урокам физики в 9 классе по теме "Аэродинамика"...

Задачи на части

Презентация  решений задач на части в 5 классе....