План-конспект урока математики в 5 классе по теме: "Окружность"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Ермакова Оксана Леонидовна

План-конспект урока математики в 5 классе по теме: "Окружность" по ФГОС ООО с универсальными учебными действиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_uud_po_teme_okruzhnost_5_kl.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  математики

Ермакова О. Л.,  

учитель математики

МБОУ СОШ № 65

Дата: 09.09.14

Тема урока: Окружность. 

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Класс: 5

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

   - обучающие: продолжить знакомство с геометрической фигурой окружность,  научить проводить окружность с помощью циркуля, познакомить с терминологией, связанной с окружностью

   - развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму.

  - воспитательные: воспитывать познавательный интерес и прививать навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.

Задачи:

Познакомить учащихся с прибором для построения окружности – циркулем;

Научить пользоваться им и строить окружность;

Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

Развивать внимание, воображение учащихся.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Презентация Power Point к уроку по заданной теме (показ слайдов идет по щелчку).

Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 – (Академический школьный учебник «Сферы»),

Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2010,

Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011,

Видеоролик с физкультминуткой. Дмитрий Тарасов http://videouroki.net

 Компьютер, проекционное оборудование, рабочие тетради учащихся, чертёжные инструменты (треугольники, линейки, циркули);

  • Конверты с раздаточным материалом.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД  

Организационный момент

Определить цель занятия

(слайд № 1)

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: «В геометрии у каждой фигуры есть своя красота. Мы начали изучать геометрическую фигуру – окружность. Окружность всегда привлекала к себе внимание художников и архитекторов. У многих народов круг – символ солнца».

Включаются в деловой ритм урока

Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Развитие эрудиции, знакомство с профессией архитектора, дизайнера, строителя.

Развитие внимания, эстетического вкуса.

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

 

(слайд № 2)

 1) Встречали ли вы окружность в быту?

2) В окружающем нас мире: на улицах города?

3) Есть ли окружности в природе?

4) Отвечая, вы использовали два слова: окружность и круг. А есть ли между ними разница?

Учитель помогает детям сформули-ровать определения окружности и круга

 Мотивация (постановка проблемного вопроса)        

Окружность удивительно гармо-ничная фигура, древние греки считали ее самой совершенной.

Как вы думаете, почему?

        

Дети отвечают на вопросы.

Дети предлагают свои версии.

Развитие эрудиции, воображения, опора на жизненный опыт

Развитие самостоятельности, самоконтроля,  стрессоустойчивости.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы,

оформлять свои мысли в устной форме.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Цель урока

Сегодня мы узнаем свойства окружности, какой инструмент используют для ее построения. Научимся пользоваться этим инструментом.

Запись темы урока в тетрадь

Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

(слайд № 3)

(слайд № 4)

(слайд № 5)

ЭП «Как построить окружность»

Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от одной точки – ее центра. Это свойство объясняет тот факт, что колеса делают круглыми.

Учитель дает определение радиуса и диаметра окружности.

Прочтите «математический блокнот» о происхождении слов «радиус» и «диаметр» на стр. 21 учебника

Отметим на окружности две точки: А и В. Они разделили окружность на две части, которые имеют свое название – дуги.

Слушают объяснение

Работа с учебником

Смотрят демонстрацию

Дети пробуют построить окружность в тетради.

Познавательные: работа с определением и понятиями

Развитие эрудиции, познавательного интереса.

 

Понимание информации, представленной в виде текста.

Формирование метапредметных связей, опора на жизненный опыт учащихся

Анализ речевых конструкций

Работа с алгоритмом

Физминутка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В конце отвечаем на вопрос:

  1. Заметили ли вы в ролике что-то, связанное с темой сегодняшнего урока? (часы – окружность, стрелки – радиусы)

Ученики выполняют упражнения.

Дети отвечают на вопрос

Познавательные: умение использовать полученные знания

Организация первичного закрепления

Установление правильности и осознанности изучения темы «Окружность».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Открываем Учебники на странице 22, выполняем № 42  а) Необходи-мо начертить окружности с заданными радиусами

б) вычислить диаметр

зад.№ 43- работа в парах

1 вариант-а), 2 вариант – б)

Потом дети обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

А теперь поработаем в Тетрадях-тренажерах стр.6 № 5,6

Заполните пробелы, выполните измерения, запишите результат измерений, сверьте свои результаты с результатами своего соседа по парте.

(Учитель проходит по классу и проверяет правильность работы, при необходимости корректирует действия учащихся)

Выполним задание в учебнике на стр.22 № 44

Ребята отрабатывают построение окружности

Ребята выполняют работу в своих тетрадях-тренажерах, сверяются и советуются с соседом по парте. После выполняем устную проверку.

 

Учащиеся отвечают на вопрос

Коммуникативные:

Оформление  своих мыслей в устной форме, умение взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи

Коммуникативные:

Обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений

Личностные:

Умение делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения.

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

у каждого ученика лист в клетку и циркуль

Работа в группах:

Стр.23 Учебника №51 рис.1.36

1,4 группы – рис.а

2,5 группы – рис.б

3,6 группы – рис.в

Учитель забирает на проверку от каждой группы выборочно по одной работе

Учащиеся обсуждают ход работы, выполняют измерения, копируют на свой лист рисунки, составленные из окружностей

 Оценивают успешность своей работы.

Конструирование алгоритма воспроизведения рисунков

Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Подведение итогов урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Где в практической жизни используются окружности?

 - С помощью какого инструмента строят окружности?

- Сравните круг и окружность?

- Что такое радиус, диаметр?

- Расскажите, что такое дуга?

- Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: Структурирование знаний.

Развитие внимания, эстетического вкуса.

         Информация о домашнем задании

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Ваше домашнее задание:

по Учебнику стр.20,21 - читать, № 41, 45, 50

Проектная работа на 4 дня:

Найти картинки, фотографии с узорами из окружности, их применение в дизайне и архитектуре.

 

Учащиеся записывают д/з в дневник

Регулятивные: видение, постановка, принятие познавательной цели.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

у каждого ученика набор карточек

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то покажите с помощью карточек круг.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал,  то покажите - окружность.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то покажите пустую карточку.

Спасибо за урок

Регулятивные: Оценка качества и уровня знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Окружность, круг"

основные понятия и формулы, задачи по теме "Окружнось, круг"...

План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"

План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Окружность".

Презентация к уроку по теме"Окружность" в 5 классе....

План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний  в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....