Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках словесности.
статья по литературе
Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере образования. В этих целях широко используются огромные воспитательные возможности учебных предметов, прежде всего, гуманитарного цикла.
Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать правильные собственные решения. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках словесности.
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
С. Иванов.
В последние годы наши дети очень изменились. Это и понятно: другое время, доступность, информационная свобода, другие ценности… Но мы опять и опять поднимаем вопрос о духовном оскудении подрастающего поколения.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым – одна из главных и важных задач современной школы. Да, мы живем в бурный век информатизации, мирового кризиса, но есть вечные истины, которые не надо искать и которые живут всегда, в любые времена, при любых политических режимах. Добро всегда было и остается добром, любовь – любовью, милосердие – милосердием…
Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере образования. В этих целях широко используются огромные воспитательные возможности учебных предметов, прежде всего, гуманитарного цикла.
Кому же воспитывать нравственность, как ни учителю русского языка и литературы! Казалось бы, столько книг и столько возможностей. Но где-то происходит сбой, и мы наталкиваемся на невежество, непорядочность, неумение слышать и слушать. И страдаем от самих себя. Как же научить будущих взрослых, сейчас детей, прислушиваться друг к другу, «разговаривать душами»?
В школе я преподаю русский язык и литературу 11 лет. Литература – это учебный предмет, который призван формировать нравственные ценности в подрастающем человеке. К сожалению, согласно учебному плану на уроки литературы оставлено 1-2 часа в неделю. Да, не очень много для решения такой важной задачи. Но я стараюсь использовать по максимуму духовно-нравственный потенциал каждого урока, чтобы каждый час не прошел впустую, чтобы на каждом уроке дети задумались, высказали свое мнение, доказали, опровергли, поспорили и, конечно же, ответили на вопрос: «Кто я?».
Необходимо понять ученика, а для этого нужно, в первую очередь, пристально вглядеться в то, как он живёт, с кем дружит, узнать его мысли и стремления. А поняв – обязательно помочь ему. Помочь тактично и ненавязчиво разобраться в самом себе, поддержать, приободрить, направить по правильному пути. В этом наша педагогическая обязанность, наш долг перед вступающим в мир взрослых отношений и проблем поколением. Главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.
Чтение детей — одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации.
Что же может взрослый человек, учитель, сделать для своих учеников? Учитель литературы может самое главное – увлечь искусством, раскрывающим сложность человеческих характеров и судеб, систематически пополнять знания о духовном мире человека, стимулировать духовную активность личности, потребность в творческой самоотдаче.
Работая над темой «Духовно-нравственное становление личности на уроках словесности», особое внимание уделяю вопросам нравственности, стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с помощью таких приемов, как доверие, просьба, скрытая инструкция, поощрение, высокая оценка детали. Считаю, что внимательное, деликатное, вежливое отношение к ученику является одним из способов повышения нравственности и общей культуры учащихся.
Сегодня дети увлечены боевиками, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, разрушение семейного уклада жизни, фильмы, подобные «Школе», и многое другое входят в детские души. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников заключается в следующем:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными качествами личности.
- во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на ребенка.
Cовременный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум по литературе. Мало читают не только у нас. Это всемирное явление. Причин много, например, — альтернативные источники, а среди них, в первую очередь, — мультимедийные. Нельзя отрицать роли классической литературы в духовно-нравственном воспитании подростков, её роль просто неоценима. Мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена,- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других.
На уроках литературы с ребятами мы занимаемся по учебному пособию Г.С. Меркина. Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности развивать и оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства…».
Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле.
На каждом уроке литературы учитель ведёт своих воспитанников к уяснению тех или иных нравственных понятий. Это не означает того, что учитель навязывает своё мнение, лишает ученика самостоятельного выбора. На уроках важно создавать ситуацию нравственного выбора, которая оказывает сильное влияние на формирование духовно-нравственной позиции. Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, выбора человека служит урок – раздумий по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: как не поддаться малодушию, как сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью. Учащиеся отмечают приёмы, с помощью которых писатель раскрывает характеры героев и идейный замысел романа
Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором и оценка его решения с учетом последствий поступка позволяет учащимся оценивать собственные действия, формирует умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения.
Здесь большое поле для деятельности представляют уроки по древнерусской литературе, ведь литература Древней Руси вместе с ее искусством представляет собой необыкновенную духовную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением. Сколько непреложных истин, настоящих уроков нравственности можно почерпнуть при изучении таких произведений, как «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Слово о полку Игореве». На таких уроках я предлагаю ученикам составить словарик моральных качеств, о которых идет речь в тексте, написать советы своим сверстникам, обратиться к одноклассникам от лица древнерусского автора.
Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся, используя понятия «мотив поступка», «цель жизни» школьники проводят параллель от литературы к жизни, таким образом, на моих уроках они создают модель своего будущего.
А в продолжение разговора на уроке литературы, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, предлагаю учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.
Текстов на нравоучительные темы много, например, «Удивительная книга» (по Е.Корниловой), «Молния» (по Е.Воробьеву), «Село Великое» (по С.Воронину), «Рябинка» (по Н.Соколовой), «Незабываемый урок» (по К.Чуковскому) и.т.д.
Хочу остановиться на таких произведениях, как «Живи и помни» В. Распутина, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, «Лето Господне» И. Шмелёва, которые несут большой нравственный заряд, не оставляют читателя равнодушным, заставляют сопереживать, учат преодолевать трудности, верить в победу Добра и Разума, а также жить по человеческим законам.
Уже с 5 класса привлекаю ребят к созданию устных и письменных монологических высказываний по определению авторской позиции в художественном произведении, ориентируясь на нравственные ценности. Этот вид работы достаточно трудный для малышей, но он оправдывает себя.
В старших классах основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, патриотический пафос «Слова о полку Игореве», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» - обличение невежества, злонравия, деспотизма; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.
Уроки русского языка также способствуют нравственному воспитанию школьников. Их нужно строить в тесной связи с материалом уроков литературы.
Например, При изучении темы «Лексика и фразеология» объектом пристального внимания во всей полноте своих значений становится слово. Здесь же формируем понимание различных нравственных понятий. Ключевыми становятся «совесть, истина, милосердие, благодарность, долг, добросердечность, жестокость». Мы составляем небольшой словарик, в котором представили лексическое значение и этимологию этих слов.
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые после прочтения обязательно записываются под диктовку.
Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему.
А в качестве домашнего задания предлагаем написать сочинение – рассуждения о нравственных понятиях. Темы предлагаются разные: «О доброте», «О милосердии», «О гордыне» и другие.
Очень люблю на уроках сочинения-размышления в виде решения нравственно-психологических задач с различной формой взаимо- и самооценивания, диспуты на темы морали. Темы могут быть следующими: «В какой семье я хотел бы родиться: в семье Ростовых или Болконских?», «Кто я?», «Чего во мне больше: доброго или злого?», «Какие качества я должен в себе развить, чтобы общение со мной было приятным?», «На что я способен?», «Человек внутренний и человек внешний», «Поездка в прожитое…», «Себя каждый выбирает сам». С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос.
Можно придумать и массу других тем, важно о них правильно рассказать, дать ребенку возможность рассуждать и услышать мнение других. Учитель должен в каждом ученике видеть «я – реальное» и «я – возможное». А искусство – это своеобразная «машина времени». Оно дает ощущение связи времен.
Посредством внимательного чтения, исследовательской и поисковой работы, погружения в текст вместе пытаемся выяснить, что хотел автор сказать нам, читателям ХХІ века, на чем заострить наше внимание. Никаких готовых утверждений я не приемлю. Дети сами ищут пути решения проблемы, поднимаемой на уроке.
Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать правильные собственные решения. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Сегодня принимаются определенные меры, чтобы гуманитарные дисциплины, особенно русская литература, оказывали целенаправленное позитивное воздействие на формирование мировоззрения учащегося, его идейно-нравственных и гражданско-патриотических качеств. Подлинно художественной литературе дано поднять человека до высот осмысления бытия, до осмысления собственной жизни, ответа на самые главные вопросы: кто я, зачем я, какой я?
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Роль уроков словесности в школе особенно значима. Речь идёт о формировании чувств и ценностей, идей и идеалов тех, кто входит в жизнь, нового поколения. Поэтому вслед за Е. Ильиным хотелось бы повторить: «Уроки литературы должны стать уроками жизни». В литературе всё: эмоции, нравственные приоритеты человечества, вера и убеждения, этика и эстетика, социология и психология.
Итак,
Детский жизненный опыт , эмоции , впечатления , открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к душам взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет , то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка.
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
.
Благодатным материалом являются произведения устного народного творчества. Так, после знакомства с былиной об Илье Муромце, беседы со школьниками о впечатлениях от прочитанного, начинаем работу над образом Ильи . И здесь рассказываем детям, что такой человек, как Илья действительно жил более восьми веков назад. Его мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Илья Муромец,- говорим детям,- стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя. Сам он славы не искал: ни на бранном поле, ни в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но они были - и нетленные мощи Илии доказательство тому. И продолжаем работу над образом Ильи. Говоря о том, что от рождения Илия был немощен, подчеркиваем, что именно в эти годы воспитывались в нем великое смирение, великая кротость. А получив силу, не возгордился ею, а пронес ее через всю жизнь, как драгоценный дар.
Посредством технологии «Дебаты» при изучении в восьмом классе рассказа Л.Н.Толстого «После бала» обращаю внимание детей на раздумья героя о взаимной любви, согласии в обществе, которые возможны лишь при условии, если каждый человек изменения начнет с себя.
Использую метод оценивания ответов одноклассников, что позволяет усилить воспитывающий и стимулирующий характер оценки учителя, ее объективности и мотивированности. Прививаю умение тактично и обоснованно высказать учащимися свою точку зрения на ответ одноклассника.
Тема Великой Отечественной войны стоит в особом ряду. Величие духа, самоотверженность, героизм мы видим в произведениях М. Шолохова «Судьба человека», Э. Казакевича «Звезда», В. Кондратьева «Сашка», Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Работая над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках литературы, уделяю большое внимание словесному творчеству учащихся, развитию их творческих способностей. Из практики могу сказать, что очень трудно решиться учителю на выполнение творческих заданий (если это касается сочинения басни, стихотворения, составления киносценария), которые предлагает учебное пособие по литературе для учащихся. Обычно даём их тем ученикам, у которых есть хотя бы небольшой литературный опыт, или по желанию. В противном случае, как правило, ребята неохотно берутся за работу. Мы же не боимся экспериментировать, не боимся неудачных опытов. Работаем все. Ребята знают, что оценку в этом случае они получат только положительную: «4» либо «5». Других оценок у нас просто нет. Дети очень нуждаются в поощрении, добром слове, уверенности в том, что у них всё получится. А это, в свою очередь, вызывает интерес к творчеству. Атмосфера доверия, доброжелательности даёт возможность детскому творчеству жить.
Уверена, что в языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.
Еженедельная газета «Переславская жизнь» на своих страницах даёт учащимся прекрасную возможность заглянуть в «Литературное кафе» и познакомиться с творчеством наших земляков, через их творчество познакомиться с размышлениями о сложностях бытия , лирико-психологическим зарисовками, посвящёнными природе, любимому городу, дорогим сердцу людям.
Традиционно в канун празднования 9 Мая провожу с ребятами поэтические семинары, посвящённые памяти павших в годы Великой Отечественной войны.
На протяжении 14 лет веду ТОУ (творческое объединение учащихся) «Вдохновение» (на общественных началах). В ТОУ входят школьники среднего и старшего звена. Специальных критериев отбора учащихся нет. Для меня, педагога, самый главный критерий – желание ученика самореализоваться, поверить в свои силы. На занятиях поддерживается доброжелательная, творческая атмосфера.
Основной целью данного предметного объединения является воспитание духовно-нравственных качеств личности на основе развития и совершенствования словесного творчества учащихся, а именно: обогащение словарного запаса учащихся (пассивного и активного), воспитание культуры речи, бережного отношения к слову. Уверена, всё это помогает ребятам полюбить русскую литературу, не остаться равнодушным к родному языку.
Основные принципы организации работы в ТОУ и обязательное их соблюдение следующие:
- принцип добровольности (учащиеся принимают участие в работе не ради отметок, а из желания познать непознанное);
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип воспитывающего обучения;
- принцип систематичности;
- развивающего обучения;
- развития активности и самостоятельности;
- занимательности (не путать с развлекательностью);
- принцип укрепления связи обучения с жизнью (каждое детское выступление следует поощрять, с тем, чтобы школьники как можно больше говорили и совершенствовали свою речь).
Педагог должен помнить: творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке. В каждом есть индивидуальное своеобразие. Наша задача – разбудить, развить творческие силы в ребёнке.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Произведения , поднимающие тему войны, Отечества , придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству , подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по- новому осмысливают , что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая.
Обычно я моделирую ситуативные задания самостоятельно, а также использую и те задания, которые предполагаются в учебниках. Для этого используем метод «Недописанный тезис»:
Хорошая жизнь – это …
Быть человеком – это…
Самое главное в жизни – …
Счастье –…
Милосердие –…
Гордын я -…
Задуматься о своих отношениях с родителями помогут произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и «Капитанская дочка», К.Т.Паустовского «Телеграмма», А.П.Чехова и др
Урок заканчиваю стихотворными строчками Н.Новикова:
Ничего не откладывай –
Жизнь коротка.
Ты наивно считаешь,
Что она – как река,
А она, как ручей...
Не откладывай –
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу –
Лишишься души…
Духовность как вершина педагогической реальности позволяет наполнить особым светом образовательный процесс, вносит гармонию мыслей и созвучий во все педагогические измерения, органично соединяя в себе светское и религиозное начала. Самое высокое предназначение, даруемое учителю и ученику гуманной педагогикой, – это возможность свободного творчества.
. Наряду с учебными я преследую и воспитательные цели: создала подборку текстов изложений, диктантов соответствующего содержания для каждого этапа усвоения учебных тем с 5 по 9 класс.
Воспитание гражданственности, патриотизма (аспекты нравственного воспитания) происходит на уроках русского языка, когда ребята собирают материалы к сочинению о малой родине, ее природных памятниках, историческом прошлом. В рамках реализации регионального компонента по русскому языку реализую проекты по изучению истории названий улиц села («Почему так названа улица?»), уроки-знакомства с историей семьи каждого школьника (сочинения «Вклад моей семьи в Великую Победу», «Моя семья в разрезе истории»), уроки-концерты при изучении культуры народов, населяющих наше село. При подготовке к урокам краеведения учащиеся посещают музейные выставки, медиатеки и библиотеки, проводят этносоциологические экспедиции, беседуют со старожилами села, берут интервью у ветеранов Великой Отечественной войны.
Уроки русского языка надо тоже строить.
Ребята должны чаще на уроках слышать духовную лексику: смирение, благочестие, целомудрие, храм, милосердие, благословение, духовность. Предложите ученикам написать слово любовь и дополнить его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает любовь?». Например, любовь заботится , жертвует, приносит счастье, облагораживает и.т.д. После того, как каждый учащийся составит свой список, попросите зачитать его. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются.
К такому заданию можно относить незаконченное предложение , чтобы ученик попробовал проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.
Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»
Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа диалога национальных культур) с 2002 года является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...
Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры
Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного пот...