Методическая разработка по литературе «Сцена- кадр- дубль-фильм»
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)
Методическая разработка для учителей литературы. Использование экранизации на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя русского языка и литературы Мольковой С.В.
МБОУ Любучанская СОШ м.о. Чехов.
«Сцена – кадр – дубль - фильм»
(Развитие интеллектуальных навыков учащихся на уроках литературы)
Моя задача как учителя –
воспитать гармонично развитую личность.
Это значит сформировать уникальный характер,
дать возможность ребенку усвоить ценности духовной культуры.
Актуальность
Современные обучающиеся не любят читать. Каждый учитель- словесник сталкивается на уроках литературы с проблемой нежелания детей изучать многотомные творения классиков русской и зарубежной литературы. На мой взгляд, одной из причин является современные ритмы жизни юного читателя. Через школьников проходит поток различной информации, полезной и бесполезной. Ребенок хочет быть сразу везде и все успеть. Чтение – это уединенный процесс, направленный на вдумчивое восприятие мыслей того или иного поэта, писателя. На это времени у подростка не хватает. Он понимает, что чтение - это «долго». Чаще ребенок просто вообще отказывается читать. О «погружении» в текст уже не идет и речи. Учителю - словеснику может прийти на помощь кинематограф. Он является неотъемлемой частью жизни современных подростков, самым доступным, мощным орудием воздействия на общество. Использование фрагментов художественных фильмов-экранизаций на уроках литературы помогает вызвать интерес к литературному тексу, расширить кругозор юных читателей, сделать книгу яркой благодаря видеопросмотрам, вызвать интерес через сравнения сцен-эпизодов книги и фильма.
Цель методики: воспитание читающего ученика через использование экранизации художественного произведения посредствам кинематографа.
Задачи:
-выбор оптимальных способов использование форм экранизаций на уроках литературы;
- создание условий воспитания юного читателя, развитие аналитических, интеллектуальных и языковых навыков, стимулирование интереса к чтению, понимание представления о героях, месте действия и событиях.
Описание:
Использование кинематографа на уроках литературы
В книге Ю. Лотмана и Ю. Цивьяна "Диалог с экраном" читаем: «Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них - искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры». Ориентируясь на это высказывание, можно сделать вывод, что «язык кинематографа» обогатит опыт «общения» с языком литературы, что приведет к развитию интеллектуальных способностей учащихся. Задачей использования экранизации на уроках литературы заключается в воспитании у учащихся понимания «языка кино», которое, в свою очередь, ведет к пониманию «языка литературы»
Существует опыт использование экранизаций на уроках литературы, который сводился к тому, что ведущие методисты рекомендовали использование фильмов после уже изучения литературного произведения. К сожалению, для современного использования способ не совсем актуальный, так как современные дети мало читают, все будет водиться к просмотру фильма без опоры на текст.
Я применяю в своей практике способ наоборот, так сказать, элементы перевернутого обучения:
1. знакомство учеников с экранизацией произведения литературы дома.
2. обсуждение кинофильма или фрагмента. Создание проблемной ситуации, которая должна стимулировать учащихся к литературному источнику.
3. Написание небольшого отзыва или мини-сочинения по личным впечатлениям о фильме.
4. Создание установки на чтение литературного произведения посредством поискового задания.
5. Сопоставительный анализ кинофильма и художественного произведения.
6. Выражение собственного мнения о фильме и книги.
7. Разыгрывание сцен-эпизодов, больших фрагментов. Оценка игры актеров, сопоставление литературного героя и актера-героя.
8. Создание роликов к фильму или к тексту.
9. Создание афиши к фильму.
10. Самостоятельная экранизация эпизодов произведения «Я- режиссер»
В ходе применения экранизации как способа достижения прочтения художественного произведения учителю необходимо дать понятие крупного, общего, среднего плана, объяснить, что такое смена кадров, дать понятие монтажа, киноэпизод, мотив сценария. Это поможет ученикам «погрузиться» в фильм и произведение.
При таком подходе происходит слияние читательского и зрительного вкусов. Развитие у учащихся критического мышления через видеобраз. Оценка духовно-нравственного содержания фильмов. Создание условий для сохранения языкового богатства литературы через повышение престижа экранизированной киноклассики. Развитие воображения, целостности картины мира.
Я рекомендую начинать работу с экранизацией с 8 класса. Дело все в том, что программа 8 класса предусматривает изучение драматургии: «Ревизор Н.В. Гоголя, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Драматургия ближе к киносценарию, чем роман, повесть или рассказ. После просмотра фильма очень важно сесть за так называемый «круглый стол» и обсудить общие впечатления о фильме, игру актеров, спецэффекты, понравившиеся эпизоды. Отмечаем достоинства режиссерской работы, говорим о музыке, звучащей лейтмотивом. В качестве домашнего задания можно предложить каждому стать режиссёром и подобрать свой актёрский состав. Конечно, работа с кинофильмами на уроках литературы в 8 классе носит несколько игровой характер, но это помогает лучшему усвоению материала.
Большая работа по включению способа экранизации в учебный процесс ведется в 9-11 классах. Произведения для изучения в старших классах – это романы или необычные в жанровом аспекте: роман в стихах, поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Я заранее задаю просмотр фильмов дома, предварительно продумываю вопросы и задания. Такая работа проводится не один урок, а на всем протяжении изучения произведения. Тем самым в действии принцип использования экранизации: «погружение каждый день», так проявляется «сила воздействия произведения киноискусства», глубина и яркость эмоционального переживания зрителя, эстетическое восприятие.
К сожалению, учитель может столкнуться с тем, что нет условий для использования экранизаций на уроках: отсутствие технической базы, уровень владения специальными техническими умениями, большое количество времени, отбор материала.
Заключение
Опыт использования экранизации на уроках литературы убеждает меня в том, что это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения учащихся. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования. Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения у учащихся на всех ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не развивает учащегося. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся. Все участники образовательного процесса должны быть удовлетворены результатом учебной деятельности.
Литература:
1. Ю. Лотман, Ю. Цивьян «Диалог с экраном», Таллинн, «Александра», 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...