"Развитие творческих способностей при работе с текстом"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Материал может пригодиться словеснику при работе с текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»

                Развивающее обучение возможно только при творческом подходе педагога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие аналитических и творческих способностей учащихся обязательно  нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск. В целом весь процесс обучения и должен стать творческим поиском. Задача учителя – раскрыть в учениках способности и внушить им самоуверенность в уникальности этих способностей и в уникальности каждой личности человека в целом. Отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работ систематического характера. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений, чтобы углубить и расширить жизненный опыт учеников.

                  Важным условием является предоставление детям известной свободы творчества. Свобода в творчестве – самая важная составляющая, потому что только при наличии свободы проявляются индивидуальные способности и настоящие таланты.

                    Так, в 8 классе при написании сочинения эпистолярного жанра учащимся была предложена полная свобода выбора — кому написать письмо, в каком жанре и с какой целью.

           Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда  изучение и практическое усвоение теории  сочетаются со знакомством с разными видами искусств (музыка, живопись, архитектура).

             К примеру,  изучая в 5 классе  волшебную сказку «Царевна-лягушка», ребята с интересом прослушали мюзикл «Царевна-лягушка»  (арию братьев); в 8 классе при изучении лирикиА.С.Пушкина  - вальс-фантазию Глинки и его же дивный романс «Я помню чудное мгновенье»  

        Развитие  творческой  активности у учащихся  предусматривает проведение практических работ  (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений, умение слагать стихи, буриме, написание продолжения к диктанту или изложению и пр.).

Так, в 8 классе при написании сжатого изложения «Солнце с белыми лучами» ребятам было предложено изменить на свое усмотрение заключительную часть, выразить собственное отношение к героям текста.  

В 5-6 классах при изучении пушкинской   лирики  ребята пытались слагать буриме по заданным словам по теме «Осень»: пора, осень, небо,  с  утра; дожди, не жди, осень, просим.

     Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Я  использую следующие:

   1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

   2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

   3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

  5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Такую форму работы я использую на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.

 Большое место на уроках русского языка  и литературы занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста.

В 8  классе при написании сочинения-рассуждения по исходному тексту использую  текст Д.Лихачева «Человек должен быть интеллигентен». Во вступительном слове задаю следующие вопросы:

-Кем хотите стать?

  • Чего хотите добиться в жизни?
  • Каким характером надо обладать для достижения поставленных целей?
  • Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные черты?  

Все  указанные виды работ  развивают критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации,активизируют мыслительную деятельность, развивают аналитические и творческие способности учащихся.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Развитие творческих способностей".

В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Из опыта работы "Метод проектов в формировании творческой деятельности и развитии творческих способностей"

  Человек становится профессионалом в какой-либо сфере деятельности не сразу, а проходит на пути своего профессионального становления множество этапов.  Их характер и динамика движени...

Основные аспекты развития творческих способностей учащихся, работа с одаренными детьми на уроках информатики

В данной статье рассмотрены основные приемы, применяемые мной на уроках, для развития творческих способностей учащихся разных параллелей....

Развитие творческих способностей при работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время общество нуждается в инициативных людях, способных творчески подходить к решению проблем, оригинально мыслить. Поэтому перед системой образования стоит важная задача развития творчес...

Программа развития творческих способностей через работу с природным материалом «Дары природы» (для учащихся 5-6 классов)

Программа по творческому развитию построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера нарушения интеллек...