снег как образно-смысловая доминанта в романе Ю.В. Бондарева "Горячий снег"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Тебякина Полина Алексеевна

Класс: 11 класс  Предмет: Литература___________________________________­­__________________________________________________

 Тема урока: «Снег как образно-смысловая доминанта в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег»»___________________________________

 Место и роль урока в изучаемой теме: урок применения знаний и умений_______________________________________________________­_

 Цели и задачи урока: проследить, как в романе «Горячий снег» образ снега раскрывает сущность войны, углубить знания учащихся по современной литературе, посвященной военной тематике, закрепить знание учащимися литературных терминов: символ, антитеза, эпитет, оксюморон; развить умение анализировать художественное произведение, обобщать и делать выводы; воспитывать чувства высокой гражданственности, истинного патриотизма, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.___________________

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryachiy_sneg.docx17.04 КБ
Файл prezentatsiya_yu.v.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. педагога: Тебякина Полина Алексеевна_____________________________________________________________________________

2. Класс: 11 класс Предмет: Литература_____________________________________________________________________________________

3. Тема урока: «Снег как образно-смысловая доминанта в романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег»»___________________________________

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок применения знаний и умений________________________________________________________

5. Цели и задачи урока: проследить, как в романе «Горячий снег» образ снега раскрывает сущность войны, углубить знания учащихся по современной литературе, посвященной военной тематике, закрепить знание учащимися литературных терминов: символ, антитеза, эпитет, оксюморон; развить умение анализировать художественное произведение, обобщать и делать выводы; воспитывать чувства высокой гражданственности, истинного патриотизма, уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.___________________

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку.______________________________________________________________________

Характеристика этапов урока

Этап урока

Вр, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

2

Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Ф

Приветствие. Организация класса. Создание положительного эмоционального настроя.

Подготовка к уроку. Настрой на работу. Размещают учебные материалы, демонстрируют готовность к уроку.

Постановка цели и задач урока

5

Организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала

Показ слайдов с зимним пейзажем в мирное время: «Как вы думаете, передают ли данные картины атмосферу, царящую в романе?»

Ф

Направляет обучающихся на формулирование цели и темы урока, связанных с зимой, снегом.

Формулируют цель учебной деятельности и задач урока вместе с учителем. Записывают тему урока, отвечают на поставленный вопрос.

Актуализация знаний

5

Повторение изученного материала, необходимого для анализа произведения

Показ слайда «Термины» с таблицей. Обучающиеся должны дать определение терминам: символ, антитеза, оксюморон, эпитет.

Ответы на вопросы

Ф

Слушает обучающихся, помогает заполнить таблицу, дает определение терминов из литературовед-ческого словаря

Дают определения, заполняют таблицу

Первичное закрепление знаний и умений

5

Воспроизведение сущности определений и понятий, анализ заглавия произведения с применением терминологического аппарата

Показ слайда с проблемным вопросом: «Какой прием использует автор в заглавии романа?»

Диалог

Ф

Слушает ответы, объясняет обучающимся функцию использования автором художественного приема

Делятся предположениями, слушают учителя, информацию фиксируют в тетрадь

Первичная проверка понимания. Работа с текстом

17

Анализ текста

Комментирование эпизодов романа с образом снега. Отрывки представлены на слайдах с указанием глав. Сопоставительный анализ образов в представленных эпизодах (снег в мирное время и снег в военное время)

Комментирование

И

Подбирает цитаты. Ставит учебную задачу, задает вопросы, связанные с представленными на слайдах отрывками:

1-2 цитаты: «Как характеризует образ снега мироощущение героев?», «Какое отношение к снегу у героев?»;

3 цитата: «Какое средство использует автор в данном отрывке?» (оксюморон), «С чем соотносится данный эпизод романа?» (с заглавием), «Какие чувства передает образ снега?»;

4 цитата: «Какое средство использует автор в речи заключенного Дица?» (антитеза), «Что он противопоставляет?» (снег и солнце), «Что символизируют «снег» и «солнце»?»

Выводы: «Какая оппозиция раскрывается в романе?», Помогает учащимся с выводами

Анализируют отрывки, указывают, какие средства использует автор в изображении снега, делают выводы, фиксируют в тетрадь

Итоги урока. Оценки. Рефлексия

4

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Слайд с таблицей «Образ снега»:

Так какое же значение имеет снег в романе Бондарева? Каким рисует его автор?
Задание: описать снег в мирное и военное время только существительными (по три в каждый столбик).

Диалог

Ф

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке:

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

- Что понравилось на уроке?

Заполняют таблицу с характеристиками снега (по 3 существительных), каким его изображает автор в зависимости от смыслового предназначения образа.

Осуществляют самооценку работы на уроке.

Домашнее задание

2

Проведение инструктажа к выполнению домашнего задания

Задание: Найти эпизоды, раскрывающие проблему «Человек на войне», проанализировать. Ответить на вопросы:

1) Что такое подвиг?

2)Каждый ли способен его совершить?

3) Где истоки подвига?

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задают уточняющие вопросы, записывают задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Передают ли картины атмосферу, царящую в романе? "Горячий снег" 1

Слайд 2

Термины: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИМВОЛ Знак или предмет, замещающий другой предмет и выражающий целую систему идей. Символом могут быть предметы («крест» – христианство), животные («голубь» - мир), природные явления («гроза» – разрушительная сила) и т.д. ЭПИТЕТ Троп, образное определение предмета/явления (чаще всего метафорическое прилагательное), в отличие от логического определения, эпитет выделяет в предмете одно из его свойств, как метафорический эпитет, переносит на него свойства другого предмета ОКСЮМОРОН Стилистическая фигура, состоящая из соединения двух противоречащих друг другу понятий, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие (жгучий холод, сладкая горечь) АНТИТЕЗА Выразительное средство, основанное на противопоставлении образов и понятий. Антитеза усиливает эмоциональную окраску поэтической речи, подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль «Горячий снег» 2

Слайд 3

Какой прием использует автор в заглавии романа? Данным оксюмороном автор противопоставляет безжизненность предметно-гиперболического значения, заключённого в названии текста, и периодически сменяющееся мироощущение людей войны, их переживания: отчаяние и надежду, силу и слабость, любовь и ненависть, раскрывает трагедийную сущность войны , её разрушительную бессмысленность. «Горячий снег» 3

Слайд 4

« – Два часа ещё пост стою. Терпеть можно. Южный Казахстан тоже снег бывает. Большой снег на горах. Не замёрз. – Наверно, там – другой снег? – почему-то спросил Кузнецов, которому захотелось вдруг представить неизведанно солнечную, покойную, счастливую жизнь в таком далёком, сказочном, как по ту сторону мира, южном Казахстане, где не могло быть этого жёсткого, оцепеняющего мороза, неустанно шелестящей позёмки по брустверу, этой сцементированной холодами земли …»; “ ” — глава восьмая «– Нет, ни на что я своё Замоскворечье не променяю, Касымов . Знаешь. Сидишь зимним вечером, в комнате тепло, голландка топится, снег падает за окном, а ты читаешь за лампой, а мама на кухне что-то делает… Почему-то это я любил»

Слайд 5

“ ” — глава восьмая «Кузнецов …смотрел на Зою, на её освещенное пламенем бензина наклонённое лицо, и со странным напряжением памяти отыскивал в её длинных полосках бровей, в её опущенных глазах…что-то неуловимо знакомое, бывшее, как будто он видел когда-то уже её, Зою, в какой-то неправдоподобно тёплой тишине, в часы вечернего снегопада за окном, в уютно натопленном на ночь доме, за столом, покрытым к празднику чистой белой скатертью…»

Слайд 6

Но было пустынно и мертвенно-тихо вокруг. Спотыкаясь, он поднялся по ступеням на берег, вошел в ход сообщения и, не доходя до орудия, вдруг упал грудью на бровку траншеи, в тупом отчаянии прижался лбом к холодным шершавым перчаткам, и что-то жарко и горько сдвинулось в его горле; он сморщился, стиснув зубы, и долго терся губами и лбом об эту ледяную, шершавую и жесткую шерсть перчаток, молча, с острым сладострастием глотая слезы. Он плакал так одиноко и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез. “ ” — Глава двадцать третья

Слайд 7

« Ваши солдаты отобрали у меня французские сигареты и зажигалку. Главное, меня лишили сигарет. Вы взяли меня в плен и можете со мною делать, что хотите. Но я прошу очень маленького милосердия: дайте мне всего одну сигарету. Во Франции даже преступнику дают перед смертью сигарету и вина. Конечно, Франция... Франция — это солнце, юг, радость... А в России горит снег . Но я не курил целые сутки в той яме, где ваши солдаты меня продержали много часов, как жалкую, связанную веревками свинью. Прошу ничтожного милосердия на пять минут. На одну сигарету...» “ ” — глава двадцать пятая

Слайд 8

Выводы: в романе раскрывается своеобразная оппозиция снега мирного времени и снега войны , отражающая особенности двух взаимообусловленных временных пластов. Их связующий образно-выразительный элемент снег выступает основополагающей композиционной скрепой, его лексическое значение меняется в тексте в зависимости от авторского употребления, его смыслового предназначения. Если это изображение мирного времени, то снег наделяется качествами доброты и надежды, если это снег войны, то он связан в романе, прежде всего, со смертью как несправедливой неизбежностью и непостижимой тайной. При этом важно отметить особенности композиционного построения текста, где изображение мирного времени связано с воспоминаниями героев, изображение же военного времени отражается в философских рассуждениях автора. В этом противопоставлении снег характеризуется по-разному. Поэтому в произведении эпизоды, посвященные мирному времени, изображают главных героев, внутренний мир которых наполнен необыкновенными чувствами жизнерадостности и милосердия, их восприятие бытия в мирной жизни связано с конкретным локусом, небольшим пространством своей маленькой родины, именно к этому пространственному измерению они постоянно обращаются в своих воспоминаниях. И здесь снег приобретает определяющее значение, являясь главенствующим образом, соединяющим человека на войне с родными местами. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ? Какая оппозиция, связанная с образом снега, раскрывается в романе? «Горячий снег» 8

Слайд 9

Образ снега Мирного времени Счастье Душевность Легкость бытия Военного времени Обреченность Смерть Страдание «Горячий снег» 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снежинка-композиционная доминанта изображения.

Второй урок - продолжение темы "Масштабные соотношения" .  Создание творческой работы роспись по соляному грунту, в технике батик....

План-конспект открытого занятия хоровой студии "Доминанта" СПКК по теме "Интонационный ансамбль в песне".

Занятие в форме сводной репетиции младшей и старшей возрастных групп. Обучающиеся - кадеты 5-7 и 10,11 классов. Занятие имеет практическую направленность: подготовка к смотру-конкурсу кадетской песни ...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Формирование философских доминант в процессе литературного образования

Вехами в становлении личности можно считать доминанты, а формирование доминант  - процесс длительный и трудоёмкий не только для самого обучающегося, но и для преподавателей.  Резул...

Ценностные доминанты содержания обучения иностранному языку на разных ступенях образования.

Реформы российского образования значительно повышают роль иностранного языка в обществе, происходит переосмысление необходимости его знания для достижения ус...

Читательская конференция по роману Ю. Бондарева "Горячий снег!

Мы вновь обращаемся к произведениям о Великой Отечественной войне. Ведь именно они помогают ребятам осознать разрушительную силу войны, еще раз вспомнить о подвиге тех. кто подарил нам мирное небо....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ- ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ «СНЕГ ДА СНЕГ….. КАК ЗИМА БЕСПРЕДЕЛЬНА!»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ  ТЕМА: ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ...