Ценностные доминанты содержания обучения иностранному языку на разных ступенях образования.
статья по английскому языку на тему
Реформы российского образования значительно повышают роль иностранного языка в обществе, происходит переосмысление необходимости его знания для достижения успехов в самореализации. Одновременно меняются подходы к преподаванию иностранного языка, но учитель остается прежним. Как сделать так, чтобы учитель, обладающий большим опытом работы, захотел и смог пересмотреть принципы преподавания и цели обучения своему предмету? Что является самым приоритетным в обучении иностранному языку?
Данная статья – это попытка изложить на бумаге опыт практической деятельности учителя современной школы. Это попытка осмысления ценностных доминант в обучении иностранному языку на разных ступенях образования конкретного практикующего учителя.
Материалы данной статьи могут представлять интерес для студентов и преподавателей педагогических ВУЗов, главная цель данной статьи – показать, чем «болеет» и «интересна» современная школа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ценностные доминанты содержания обучения иностранному языку на разных ступенях образования
О. В. Скорнякова,
учитель высшей категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Радужный, ХМАО-Югра, Россия.
Ключевые слова по тематике:
Первоочередная цель, языковая среда, интимно-личное общение, социокультурная компетенция.
Аннотация.
Реформы российского образования значительно повышают роль иностранного языка в обществе, происходит переосмысление необходимости его знания для достижения успехов в самореализации. Одновременно меняются подходы к преподаванию иностранного языка, но учитель остается прежним. Как сделать так, чтобы учитель, обладающий большим опытом работы, захотел и смог пересмотреть принципы преподавания и цели обучения своему предмету? Что является самым приоритетным в обучении иностранному языку?
Данная статья – это попытка изложить на бумаге опыт практической деятельности учителя современной школы. Это попытка осмысления ценностных доминант в обучении иностранному языку на разных ступенях образования конкретного практикующего учителя.
Материалы данной статьи могут представлять интерес для студентов и преподавателей педагогических ВУЗов, главная цель данной статьи – показать, чем «болеет» и «интересна» современная школа.
Говоря о содержании обучения иностранному языку, не стоит напоминать о тех прекрасных условиях, которые созданы сегодня для непосредственного и опосредованного общения россиян. Проблема состоит в том, что на деле родители учащихся более заинтересованы в том, чтобы их дети изучали иностранный язык, чем сами дети. Согласно новой концепции образования, иностранный язык изучается со 2 класса, что влечет за собой определенные трудности. Как бы нам, педагогам и психологам, не хотелось приукрасить реальность, сегодня все больше и больше ребят приходят в школу с критически низким уровнем развития познавательной активности и отсутствием мотивации к учению.
Учитель оказывается «между двух огней»: низкая заинтересованность учащихся в изучении иностранного языка и высокие требования к уровню обученности выпускника первого уровня образования. Реалии времени выдвигают перед учителем необходимость определения ценностных доминант содержания обучения иностранному языку.
Общеизвестно, что в психологии доминанта определятся как первоочередная цель, которая направляет все действия, желания, инстинкты человека на ее выполнение [1, с. 216]. Все остальные потребности и желания человека при этом становятся второстепенными. Следовательно, применяя данное понятие к педагогической сфере, можно отметить, что ценностные доминанты преподавания иностранного языка на том или ином уровне образования определяют деятельность думающего учителя. Конечно, сегодня – это в своем большинстве опытный учитель, который апробировал ни одни стандарты, определяющие каждый раз новую парадигму образования, но, по мнению психологов, доминанту можно изменить, если приложить определенные усилия и волю. Существует два способа изменения доминанты: разрушить ее или заменить более важной и значимой доминантой. «Дело за малым» – определить ЭТИ ценностные доминанты для каждого уровня образования в зависимости от накопленного педагогического багажа.
Как известно, современные требования к образованию ориентированы не на простую передачу знаний, а на активную деятельность ученика в получении новой информации. Но было бы глупо рассчитывать, что ребенок в возрасте 7-8 лет (2 класс) готов осознать необходимость изучения «чужого» языка, даже если родители активно внушают ему мысль о «значении английского языка как языка международного общения».
Всё это определяет ценностную доминанту преподавания иностранного языка на I уровне образования: «совершить маленькое чудо» – создать языковую среду для ребенка, сделать так, чтобы ученик:
- не боялся иностранных слов;
- получал удовольствие, произнося иностранные звуки, слова и предложения;
- использовал невербальные способы общения и знал особенности ведения диалога с учетом британского этикета;
- знал как можно больше интересных фактов о традициях Британии, о характере жителей туманного Альбиона.
Возникает закономерный вопрос: как это сделать? Я уверена, что каждый думающий и ищущий учитель имеет свои приёмы, зависящие от типа мышления самого учителя, от его видения предмета. Но бесспорно, что главным рычагом должен стать сам иностранный язык. Несмотря на то, что ребята имеют разные языковые способности, на начальном этапе изучения в классе иностранный язык должен звучать как можно чаще:
- реплики классного обихода (stand up, open the book, close your exercise books и т. д.);
- организационный момент урока (Hello, how are you? и т. п.);
- использование параллельного перевода при изучении нового материала и объяснении алгоритма работы на любом этапе урока;
- использование приёма опережения, не боясь, что какая-то фраза может показаться сложной или лишней на начальном этапе изучения. Например, возможны следующие реакции со стороны учителя:
- How are you?
- Fine, thanks. And you?
- Couldn’t be better. But the weather is awful so I have a headache.
- It’s a pity.
- Thank you.
Создавая языковую среду, учитель должен всегда чувствовать «грань», чтобы не появилось непонимания. На начальном этапе от учителя требуется повышенное внимание к тем ребятам, кто испытывает какие-то сложности: для этого есть различные уровни одного и того же задания. Всё это классика педагогики и дидактики, главное, чтобы учитель сам получал удовольствие от произнесения иностранных слов и чтобы у него было искреннее желание привить своим ученикам уважение к иностранной культуре и иностранному языку.
Хотелось бы отметить, что я считаю ошибочным утверждение, что во 2-4 классах должны преподавать только те учителя иностранного языка, которые работают на I уровне образования и имеют специальную подготовку. На опыте нашей школы я убедилась, что во 2 класс должен идти учитель, который параллельно преподаёт в старших классах, так как он чётко видит, какие компетенции должны на самом деле быть сформированы у ученика и у него есть потребность говорить на языке.
Говоря о следующем, II уровне образования, естественно, что ценностные доминанты обучения современного подростка (от 11 до 15 лет) изменяются. Главное на этом этапе – создание условий для интимно-личного общения со сверстниками и с учителем. Интимно-личное общение со сверстниками — качественно новая форма общения, основным содержанием которой выступает установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности [2, с. 123]. Как бы это не казалось абсурдным, но именно уроки иностранного языка создают идеальные условия для обучения такому общению, потому что:
- содержательная сторона речи предмета охватывает все стороны жизни подростка от увлечений музыкой до вопросов выбора будущей профессии, следовательно, существует реальная возможность обсуждения тех вопросов, которые действительно интересны для подростка;
- подготавливая монологическое высказывание или участвуя в диалоге, ученик следит за правильностью речи, а не за тем, чтобы параллельно придумать какую-то информацию о себе, что делает реальный разговор между одноклассниками значимым и в психологическом плане – это возможность узнать больше о другом человеке посредством иностранного языка;
- участвуя в ролевых играх по разным темам («В кафе», «На дискотеке», «Заказ комнаты в отеле» или «Резервирование места в международном лагере по телефону») ребята не только знакомятся с особенностями речевого и неречевого общения, характерными для другой культуры, но и вынуждены учиться этикету ведения формальной и неформальной беседы, принятой в родной культуре.
В данном аспекте предмет «иностранный язык» имеет первостепенное, доминантное значение для формирования коммуникативной компетенции, учитывая, что современное поколение преуспело в интерактивном общении, потеряв навыки “face-to-face communication” («живого общения»).
Хотелось бы обратить внимание, что предмет «иностранный язык» является также «лакмусовой бумажкой» для метапредметных компетенций, сформированных на II уровне образования. На уроках иностранного языка учащиеся работают с текстами разной содержательной направленности, ребята вынуждены обсуждать темы, касающиеся географии, истории стран изучаемого языка, знакомятся с изобретениями и биографиями известных людей из разных сфер жизни. Эту особенность, можно сказать уникальность предмета, необходимо учитывать учителю иностранного языка, если он хочет достигнуть максимальной практической значимости от своего урока:
- при планировании урока и формировании групп для выполнения коллективных проектов желательно знать и использовать интересы и предпочтения учащихся в той или иной области знаний, так как к окончанию 9 класса у учащихся уже сформирована профильная ориентация;
- перед началом изучения той или и ной темы (приблизительно 8-10 часов), например, «Страны изучаемого языка: культурное наследие, литература, живопись и т. п.» или «Здоровый образ жизни» рекомендуется общение с учителями-предметниками с целью выяснения объема материала из предстоящей темы, который уже был изучен учащимися конкретного класса на уроках другого предмета.
Конечно, это требует дополнительного времени и усилий при подготовке к уроку, но это требование времени: важность межпредметных связей становится доминантной. Могу представить негативную реакцию учителей, но я уверена, что данный подход к преподаванию иностранного языка делает его действительно практически-направленным и позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Закономерно, что на III ступени (уровне) образования ценностная доминанта обучения иностранному языку – это совершенствование тех компетенций, которые сформированы на данном этапе. Как правило, ученику 10-11 классов нет необходимости объяснять значение иностранного языка в любой профессии.
На этом этапе первостепенное значение приобретает социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тех тем общения, которые могут представлять профессиональный интерес. Причем приоритетными должны быть умения представлять свою страну, свой город, свою культуру в рамках межкультурного общения. Следовательно, ценностная доминанта заключительного этапа обучения иностранному языку является логическим отражением первостепенной цели обучения начального этапа. Эта логическая завершенность и целостность в преподавании иностранного языка является главным условием осознания необходимости дальнейшего изучения иностранного языка.
Таким образом, для современного языкового образования необходима логически связанная междисциплинарная интеграция, ориентация на межкультурный аспект и искренняя заинтересованность учителя.
Список литературы
- Ильин В. В. Аксиология. — М.: Изд-во МГУ, 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. – 2010. – №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.
Статья отражает использование проектирования для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....
статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....
Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование коммуникативных УУД учащихся в изучении иностранного языка на разных ступенях образования"
Материал содержит теоритический материал по данной теме, рассмотрены основные технологии, используемые мной для формирования коммуникативных УУД, упражнения, которые я применяю на своих уроках п...
Из опыта работы по теме "Обучение иностранному языку на I ступени общего среднего образования".
Эта статья о приёмах и методах обучения иностранному языку учащихся начальных классов . Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение ш...
Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения.
Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника воз-можно в том случае, если деятель...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...
Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения.
Наиболее эффективные формы и методы преподавания иностранного языка на разных ступенях обучения....