Методы технологии развития критического мышления как средство формирования читательской грамотности школьников
презентация к уроку по литературе

В данной презентации описаны некоторые методы и приёмы технологии развития критического мышления, способствующие формированию читательской грамотности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_metody_trkm.pptx2.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы технологии развития критического мышления как средство формирования читательской грамотности Кушенова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Хатар-Хадайская СОШ

Слайд 2

Что такое читательская грамотность? С пособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К.Д. Ушинский

Слайд 3

Методика «Зеркало прогрессивных преобразований» Ситуация «Минус» Ситуация «Плюс» Неинтересно Не читают родители Научить понимать и использовать прочитанное Вызвать интерес к процессу чтения Познакомить родителей с важными книгами Проблема: Школьники мало читают или не читают вообще. Не понимают прочитанное Цель: повышение уровня читательской грамотности обучающихся.

Слайд 4

I . Вызов Кластер Тонкие и толстые вопросы Таблица «Знаю-Хочу знать – У знал» Дерево предсказаний Верные и неверные утверждения Верите ли вы Корзина идей Рассказ-предположение по ключевым словам Ориентиры предвосхищения

Слайд 5

II . Осмысление Метод активного чтения « И нсерт » « Фишбоун » Двухчастный дневник Б ортовой журнал П оиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы Ответы на вопросы по таксономии Блума Интеллект-карты

Слайд 6

Диаграмма связей , известная также как интеллект-карта , карта мыслей (англ. Mind map ) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи для запоминания информации. Её создатель английский психолог Тони Бьюзен . Интеллект-карты

Слайд 8

Как составить интеллект-карту 1. Напишите главное слово, которое опишет всю схему, в центре листа. 2. Выберите цвет, придумайте ключевой блок и нарисуйте ветвь от главного слова. Старайтесь заключать такие блоки в визуальную рамку (не менее 3 цветов). 3. Запишите следующие по иерархии ключевые блоки. Отдельно раскройте каждый блок. 4. Продолжайте рисовать следующие уровни интеллект-карты. В итоге у вас получится структура. 5. Сделайте карту удобнее. Добавьте небольшие картинки для ключевых блоков. Нарисуйте стрелки между отдельными словами, подпишите ветви . 6. Возвращайтесь и дополняйте карту, если появляются новые ассоциации.

Слайд 9

III . Рефлексия Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации . Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Синквейн Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ.

Слайд 10

Возможные творческие работы Написание собственных произведений в том же жанре Написание произведения с заданными словами (матрица речетворчества ) С оздание амплификации (придумывание отдельных эпизодов, введения новых персонажей ); Создание жанровой и/или стилевой трансформации произведения (изменение жанра исходного текста, например, превращение рассказа в сценку и наоборот) или стилизации (написание текста «в стиле» определенного автора ); С оздание фанфика

Слайд 11

Алгоритм работы с матрицей речетворчества ( Пранцова Г.В., Романичева Е.С. ) 1. Назвать шесть случайных чисел от 1 до 5 (можно до 10) и записать их. 2. По матрице найти соответствие каждому из выбранных чисел. 3. В течение определенного времени (не более семи минут) придумать начало произведения выбранного жанра, в котором все бы шесть элементов были связаны между собой.

Слайд 12

Матрица речетворчества А жанр Б герой В второй герой Г эмоции Д место действия Е время действия 1. Сказка 1. Девочка 1. Собака 1. Любовь 1. Школа 1. 2050 год 2. Детективный рассказ 2. Учитель 2. Таксист 2. Страх 2. Лондон 2. XIX в. 3. Приклю чение 3. Сыщик 3. Спортс мен 3. Интерес 3. Старый дом 3. 2124 год 4. Рассказ 4. Учёный 4. Старик 4. Дружба 4. Театр 4. XI в. 5. Драма 5. Отец 5. Репети -тор 5. Страсть к деньгам 5. Зоопарк 5. XX в.

Слайд 13

Методика «Зеркало прогрессивных преобразований» Ситуация «Минус» Ситуация «Плюс» Неинтересно Не читают родители Научить понимать и использовать прочитанное Вызвать интерес к процессу чтения Познакомить родителей с важными книгами Проблема: Школьники мало читают или не читают вообще. Не понимают прочитанное Цель: повышение уровня читательской грамотности обучающихся.

Слайд 14

Книги для семейного чтения « Как любить ребенка?» Януш Корчак. «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Юлия Гиппенрейтер «Тайная опора. привязанность в жизни ребёнка», Л. Петрановская «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» Владимир Леви «Что хранится в карманах детства». Татьяна Бабушкина. «Как роман» Даниэль Пеннак «Всё о Манюне » , « Манюня » Н. Абгарян «Не для взрослых. Время читать!» М.Чудакова

Слайд 15

Использованная литература Заир-Бек С. И. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват . учреждений. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Ю.Н.Гостева , М.И.Кузнецова , Л. А., Рябинина. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий . Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: "Открытое общество« Н. Сметанникова . Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 16

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД

Статья об использовании технологии развития критического мышления при обучении математике...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы

В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...

Технология развития критического мышления как средство повышения читательской грамотности

Технология развития критического мышления помогает организовать, осуществоять, достигать поставленной цели. Ведущий аспект, характеризующий критически мысящую личность,- это творчество, самореализация...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....