Язык произведений А.Т.Твардовского
презентация к уроку по литературе

Салимзянова Альфия Замановна

Язык произведений А.Т.Твардовского

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yazyk_proizvedeniy_a.t.tvardovskogo.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Язык произведений Александра Трифоновича Твардовского Работу выполнила ученица 11 класса МБОУ «ШАДЧИНСКАЯ СОШ» Мамадышского района РТ Мингазова Ляля Шагитовна Руководитель: учитель русского языка и литературы Салимзянова Альфия Замановна

Слайд 2

Цель: изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования Твардовским в стихотворениях на протяжении всего его творчества. Задачи: 1. Изучить особенности творческой лаборатории Твардовского. 2. Изучить и охарактеризовать использованные поэтом специальные изобразительные средства и тропы. 3. Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка. 4. Выявить и отметить особенности синтаксиса А.Т.Твардовского.

Слайд 3

«Истинный поэтический дар предполагает прежде всего глубокое знание души своего народа, глубокую и пристрастную озабоченность его действительными, реальными делами и нуждами, его скорбями и радостями» А.Т.Твардовский А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов

Слайд 4

Поэзия Твардовского - своеобразная поэтическая энциклопедия времени, это эпическая и лирическая, отчасти и драматическая история нашей страны. Почти все главнейшие события этой истории отразились в творчестве Александра Трифоновича: коллективизация - в “Стране Муравии”, Великая Отечественная война - в “Василии Теркине” и в “Доме у дороги”, послевоенные годы - в поэме “За далью - даль” и, конечно, в лирике с ее многообразием тематики. Герои произведений Твардовского - люди рядовые, не “генералы” новой жизни, а ее солдаты.

Слайд 5

Тропы у Твардовского просты, даже строги, но при этом отличаются необыкновенной живостью и естественностью. Его эпитеты раскрывают неожиданную сторону предмета, события или чувства, передавая, прежде всего, авторское восприятие, которое и нас должно потрясти: «Не заслоняй святую боль», «…был смешан с медом воздух сочный…», «…от горькой памяти…» («22 июня 1941 года»), «…свежий блеск в росе … сродни той мертвенной красе, Что у листвы вечнозеленой» («Все сроки кратки в этом мире …»). А . Твардовский на пепелище родной деревни Загорье. 1943г.

Слайд 6

В стихотворении «Полночь в мое городское окно…» поэт передает свое волнение через метафору: В зрелости так не тревожат меня Космоса дальние светы, Как муравьиная злая возня Маленькой нашей планеты. Чрезвычайно выразительны метафоры «вы славу издали трубили, когда гроза брала разгон» («9 мая»), «текло в труде начало суток», «чьи души горе надломило…» (22 июня 1941 года), «пламень сердца погас», «фронт горел…» («Я убит подо Ржевом»).

Слайд 7

Речь поэзии Твардовского богата красками, запахами, звуками. В стихотворении «Чуть зацветет иван-чай…» можно увидеть липу, светящуюся «густой позолотой», дожди, шепелявящие «в теплой листве». Во всем этом сказывается любовь поэта к природе. Мы видим “розоватую пену” березового сока со свежих пней, “голубой” весенний пар над полями в стихотворении «Как после мартовских метелей …». Яркие и сочные краски, которыми поэт описывает просыпающуюся природу, будоражат воображение, и мы словно чувствуем запахи весеннего леса: Как после мартовских метелей, Свежи, прозрачны и легки, В апреле – вдруг порозовели По-вербному березняки.

Слайд 8

Выразительность поэтической речи автора придает и характерная для Твардовского звукопись - аллитерация и ассонанс: «Живым – живое в этой жизни краткой…» («Их памяти»). В стихотворении «Минское шоссе» повторение созвучия кр напоминает постукивание дождевых капель по железной крыше: Вот дождик вкрадчиво прокрапал. Ещё один прием звукописи – анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Слайд 9

Своеобразный вид лексической анафоры применил Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом». Симметрично расположенные, эти анафорические повторы «Я …, Я…» производят сильнейшее действие: Я – где корни слепые Ищут корма во тьме; Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме... С помощью повторения слова «война» в стихотворении «Война – жесточе нету слова…» поэт создаёт эффект грусти, скорби, трагедии: Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.

Слайд 10

В инверсионных конструкциях Твардовского слова звучат более выразительно, более высоко. А выросла в столице ненароком, Чтоб возле самой башни мировой Ее курантов слушать мерный бой И города державный рокот. . В этом отрывке Твардовского из стихотворения «Береза» яркий пример инверсий. У него взволнованная интонация закреплена в сложных инверсиях «возле самой башни мировой»; «ее курантов слушать мерный бой»; «города державный рокот» и другие.

Слайд 11

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же… Весь текст стихотворения - это одно предложение. Нет тропов, незатейлива рифма (вины - войны, моложе — всё же, речь — сберечь), нет и книжных слов. Стихотворение написано живым разговорным языком ("никакой моей вины", кто старше, кто моложе, не о том же речь, но всё же"). Это вообще свойственно для поэтики стиха Твардовского. В стихотворении особое значение имеют местоимения. Очевидно противопоставление "я" — «они". "Они" синонимично слову "другие" и выражению "кто старше, кто моложе". Это противопоставление, возникшее по воле страшного времени, не даёт покоя лирическому герою. И троекратное повторение в последней строке слов "всё же" утверждает нравственный долг перед теми, кто "остался там".

Слайд 12

Источником образности в поэтическом языке Твардовского нередко становится хорошо известная пословица, поговорка, фразеологизм. Они органично входят лирическую строку, даже если речь в ней идет о самом высоком поэтическом предмете. Час мой утренний, час контрольный, - Утро вечера мудреней, - Мир мой внутренний и окольный В этот час на смотру видней… Хорошо известная пословица не выглядит здесь литературной цитатой. Она, как и слова высокого стиля, направлена на передачу того, что стало убеждением Твардовского. К обидам горьким собственной персоны Не призывать участье добрых душ. Жить, как живешь, своей страдой бессонной, - Взялся за гуж – не говори: не дюж…

Слайд 13

А.Т.Твардовский в своих произведениях использует самые распространенные изобразительно-выразительные средства языка. Все изобразительно-выразительные приемы, используемые в стихотворениях А.Т.Твардовского, создают удивительную музыкальность стиха, что отличает его поэзию от творчества других поэтов. В стихотворениях поэта сплавились музыка, живопись, поэзия. Такое сближение музыки и поэзии заключается в преимущественном использовании им тех изобразительно- выразительных средств, которые придают его стиху музыкальное звучание.

Слайд 14

Список использованной литературы Бакланов Г. Воспоминания о Твардовском. М., Просвещение, 1976. Василевская И.А. «Нетленные страницы»// Русский язык в школе. 2005, №2. Гришунин А. «Василий Теркин» А. Твардовского. – М., 1987. Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1986. Романова Р.М. Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества.–М., 1989. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. / Под ред. В.Ф.Чертова. – М., Дрофа, 2006. Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. – М., Дрофа: Вече, 2002 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"

Урок литературы в 8 классе с применением технологии педмастерских....

элективный курс по английскому языку"Произведения английских и американских писателей эпохи критического реализма"

Художественные произведения авторов данного курса рассматриваются в фокусе постановки проблемных вопросов. В диалогической и монологической речи учащиеся учатся  отстаивать разные точки зрения, в...

тест по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"

Тест по произведению А.Твардовского «Василий Теркин» 1.    В каком году написано произведение: а) 1942 г. б) 1941 г. в) 1943 г.2.    Определите жанр произведения: а)...

Тест по произведению А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"

Тест по произведению А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"...

Тест по произведению А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Тест по произведению А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»....

урок литературы "В жизни всегда есть место подвигу" (по произведению А.Т Твардовского "Рассказ танкиста") 5 класс

Методическая разработка урока литературы для 5 класс патриотической направленности...