Язык произведений А.Т.Твардовского
презентация к уроку по литературе
Язык произведений А.Т.Твардовского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_proizvedeniy_a.t.tvardovskogo.ppt | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования Твардовским в стихотворениях на протяжении всего его творчества. Задачи: 1. Изучить особенности творческой лаборатории Твардовского. 2. Изучить и охарактеризовать использованные поэтом специальные изобразительные средства и тропы. 3. Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка. 4. Выявить и отметить особенности синтаксиса А.Т.Твардовского.
«Истинный поэтический дар предполагает прежде всего глубокое знание души своего народа, глубокую и пристрастную озабоченность его действительными, реальными делами и нуждами, его скорбями и радостями» А.Т.Твардовский А.Т.Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности… К.Куликов
Поэзия Твардовского - своеобразная поэтическая энциклопедия времени, это эпическая и лирическая, отчасти и драматическая история нашей страны. Почти все главнейшие события этой истории отразились в творчестве Александра Трифоновича: коллективизация - в “Стране Муравии”, Великая Отечественная война - в “Василии Теркине” и в “Доме у дороги”, послевоенные годы - в поэме “За далью - даль” и, конечно, в лирике с ее многообразием тематики. Герои произведений Твардовского - люди рядовые, не “генералы” новой жизни, а ее солдаты.
Тропы у Твардовского просты, даже строги, но при этом отличаются необыкновенной живостью и естественностью. Его эпитеты раскрывают неожиданную сторону предмета, события или чувства, передавая, прежде всего, авторское восприятие, которое и нас должно потрясти: «Не заслоняй святую боль», «…был смешан с медом воздух сочный…», «…от горькой памяти…» («22 июня 1941 года»), «…свежий блеск в росе … сродни той мертвенной красе, Что у листвы вечнозеленой» («Все сроки кратки в этом мире …»). А . Твардовский на пепелище родной деревни Загорье. 1943г.
В стихотворении «Полночь в мое городское окно…» поэт передает свое волнение через метафору: В зрелости так не тревожат меня Космоса дальние светы, Как муравьиная злая возня Маленькой нашей планеты. Чрезвычайно выразительны метафоры «вы славу издали трубили, когда гроза брала разгон» («9 мая»), «текло в труде начало суток», «чьи души горе надломило…» (22 июня 1941 года), «пламень сердца погас», «фронт горел…» («Я убит подо Ржевом»).
Речь поэзии Твардовского богата красками, запахами, звуками. В стихотворении «Чуть зацветет иван-чай…» можно увидеть липу, светящуюся «густой позолотой», дожди, шепелявящие «в теплой листве». Во всем этом сказывается любовь поэта к природе. Мы видим “розоватую пену” березового сока со свежих пней, “голубой” весенний пар над полями в стихотворении «Как после мартовских метелей …». Яркие и сочные краски, которыми поэт описывает просыпающуюся природу, будоражат воображение, и мы словно чувствуем запахи весеннего леса: Как после мартовских метелей, Свежи, прозрачны и легки, В апреле – вдруг порозовели По-вербному березняки.
Выразительность поэтической речи автора придает и характерная для Твардовского звукопись - аллитерация и ассонанс: «Живым – живое в этой жизни краткой…» («Их памяти»). В стихотворении «Минское шоссе» повторение созвучия кр напоминает постукивание дождевых капель по железной крыше: Вот дождик вкрадчиво прокрапал. Ещё один прием звукописи – анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Своеобразный вид лексической анафоры применил Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом». Симметрично расположенные, эти анафорические повторы «Я …, Я…» производят сильнейшее действие: Я – где корни слепые Ищут корма во тьме; Я – где с облачком пыли Ходит рожь на холме... С помощью повторения слова «война» в стихотворении «Война – жесточе нету слова…» поэт создаёт эффект грусти, скорби, трагедии: Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.
В инверсионных конструкциях Твардовского слова звучат более выразительно, более высоко. А выросла в столице ненароком, Чтоб возле самой башни мировой Ее курантов слушать мерный бой И города державный рокот. . В этом отрывке Твардовского из стихотворения «Береза» яркий пример инверсий. У него взволнованная интонация закреплена в сложных инверсиях «возле самой башни мировой»; «ее курантов слушать мерный бой»; «города державный рокот» и другие.
Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но всё же, всё же, всё же… Весь текст стихотворения - это одно предложение. Нет тропов, незатейлива рифма (вины - войны, моложе — всё же, речь — сберечь), нет и книжных слов. Стихотворение написано живым разговорным языком ("никакой моей вины", кто старше, кто моложе, не о том же речь, но всё же"). Это вообще свойственно для поэтики стиха Твардовского. В стихотворении особое значение имеют местоимения. Очевидно противопоставление "я" — «они". "Они" синонимично слову "другие" и выражению "кто старше, кто моложе". Это противопоставление, возникшее по воле страшного времени, не даёт покоя лирическому герою. И троекратное повторение в последней строке слов "всё же" утверждает нравственный долг перед теми, кто "остался там".
Источником образности в поэтическом языке Твардовского нередко становится хорошо известная пословица, поговорка, фразеологизм. Они органично входят лирическую строку, даже если речь в ней идет о самом высоком поэтическом предмете. Час мой утренний, час контрольный, - Утро вечера мудреней, - Мир мой внутренний и окольный В этот час на смотру видней… Хорошо известная пословица не выглядит здесь литературной цитатой. Она, как и слова высокого стиля, направлена на передачу того, что стало убеждением Твардовского. К обидам горьким собственной персоны Не призывать участье добрых душ. Жить, как живешь, своей страдой бессонной, - Взялся за гуж – не говори: не дюж…
А.Т.Твардовский в своих произведениях использует самые распространенные изобразительно-выразительные средства языка. Все изобразительно-выразительные приемы, используемые в стихотворениях А.Т.Твардовского, создают удивительную музыкальность стиха, что отличает его поэзию от творчества других поэтов. В стихотворениях поэта сплавились музыка, живопись, поэзия. Такое сближение музыки и поэзии заключается в преимущественном использовании им тех изобразительно- выразительных средств, которые придают его стиху музыкальное звучание.
Список использованной литературы Бакланов Г. Воспоминания о Твардовском. М., Просвещение, 1976. Василевская И.А. «Нетленные страницы»// Русский язык в школе. 2005, №2. Гришунин А. «Василий Теркин» А. Твардовского. – М., 1987. Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М., 1986. Романова Р.М. Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества.–М., 1989. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. Учебное пособие. / Под ред. В.Ф.Чертова. – М., Дрофа, 2006. Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. – М., Дрофа: Вече, 2002 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"
Урок литературы в 8 классе с применением технологии педмастерских....
элективный курс по английскому языку"Произведения английских и американских писателей эпохи критического реализма"
Художественные произведения авторов данного курса рассматриваются в фокусе постановки проблемных вопросов. В диалогической и монологической речи учащиеся учатся отстаивать разные точки зрения, в...
тест по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"
Тест по произведению А.Твардовского «Василий Теркин» 1. В каком году написано произведение: а) 1942 г. б) 1941 г. в) 1943 г.2. Определите жанр произведения: а)...
Тест по произведению А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"
Тест по произведению А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"...
Тест по произведению А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Тест по произведению А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»....
Литературно-музыкальная композиция по произведению А.Т. Твардовского "Василий Тёркин", посвящённая Дню Победы 9 мая.
Статья в Новостях сайта образовательного комплекса...
урок литературы "В жизни всегда есть место подвигу" (по произведению А.Т Твардовского "Рассказ танкиста") 5 класс
Методическая разработка урока литературы для 5 класс патриотической направленности...